arrow-up arrowright arrowright

Автотранспорт и пандемия

27.04.2020
Строкова Елена Строкова Елена,
Главный эксперт-консультант,
cоветник государственной гражданской службы РФ 3 класса
strokova_e@tls-cons.ru

По всей России продолжают работать организации, которые в том числе торгуют продуктами питания, товарами первой необходимости и медикаментами, а также другие компании, перечисленные в Указе Президента РФ от 02.04.2020 N 239. И конечно же, большинство этих организации в своей деятельности используют автотранспорт. Рассмотрим какие основные законодательные новшества такие организации должны учитывать в сегодняшних условиях.

Использование сотрудниками просроченных водительских прав

Российские паспорта и водительские удостоверения, срок действия которых истек (истекает) в период с 01.02.2020 по 15.07.2020 считаются действительными (Указ Президента РФ от 18.04.2020 № 275). Порядок и сроки замены таких паспортов и водительских прав в ближайшее время должно отдельно утвердить МВД России.

При этом МВД России уже пояснило (Информация МВД России "МВД России разъясняет временные меры, связанные с продлением национальных водительских удостоверений"), что граждане, имеющие водительские удостоверения, срок действия которых истек в период карантина, не будут привлекаться к административной ответственности за вождение без прав.

Кроме того, МВД России отметило, что продление срока действия водительских удостоверений не подразумевает прекращения предоставления государственной услуги по их выдаче и замене. В случае, если в регионе проживания гражданина продолжают работать медицинские комиссии и у гражданина имеются в наличии все необходимые документы, то заменить водительское удостоверение можно предварительно записавшись через портал госуслуг.

Проведение предрейсовых и послерейсовых медосмотров водителей

Как известно, ст. 213 ТК РФ определены категории работников, в отношении которых работодатель обязан организовать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных и периодических медосмотров для выполнения поручаемой работы и предупреждения профзаболеваний. То есть, работодатель должен организовать проведение обязательных медицинских осмотров и водителей, в том числе предрейсовых и послерейсовых (ч. 3 ст. 213 ТК РФ, абз. 3 и 4 п. 3 ст. 23 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения").

Однако, с 21 марта 2020 года, в связи с распространением коронавирусной инфекции (COVID-19), п. 2 распоряжения Правительства РФ от 21.03.2020 N 710-р поручено обеспечить временное приостановление проведения исключительно профилактических медицинских осмотров и диспансеризации определенных групп взрослого населения.

С учетом сложившейся эпидемиологической ситуации и введенных в связи с этим ограничений, Минтруд России также считает (Письмо Минтруда России от 10.04.2020 N 15-2/10/В-2842) правильным приостановить проведение обязательных медосмотров работников. Допуск таких сотрудников к работе без прохождения обязательных медицинских осмотров не является нарушением, предусматривающим административное наказание должностных и юридических лиц согласно ч.3 ст.5.27.1 КоАП РФ.

При этом предусмотрены и исключения для отдельных категорий сотрудников:

а) деятельность которых связана:

  • с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды;
  • с воспитанием и обучением детей;
  • с коммунальным и бытовым обслуживанием населения;
  • с работами на высоте;
  • с занятостью на рабочих местах с классом условий труда 3.3 и 3.4, установленным по результатам проведения СОУТ;

б) в начале рабочего дня (смены), а также в течение и/или в конце рабочего дня (смены), предусмотренные ч.3 ст.213 ТК РФ.

Таким образом, предрейсовые и послерейсовые медосмотры водителей должны проводиться как обычно.

Прохождение техосмотра автотранспорта

1 апреля 2020 года опубликован закон, который был подготовлен для поддержки разных отраслей бизнеса в связи с распространением коронавируса (Федеральный закон от 01.04.2020 N 98-ФЗ). При этом законодатель не обошел стороной и сферу техосмотра, в том числе увеличены интервалы прохождения техосмотра.

Например, по общему правилу техосмотр в отношении легковых автомобилей, грузовых автомобилей с разрешенной максимальной массой до 3,5 тонн, мототранспортных средств и некоторых прицепов (полуприцепов) необходимо проводить:

  • каждые 24 месяца, если с года выпуска ТС в обращение прошло от 4 до 10 лет, включая год их выпуска;
  • каждые 12 месяцев, если с года выпуска ТС в обращение прошло более чем 10 лет.

Вместе с этим не требуется проведение техосмотра в первые 4 года, включая год выпуска, в отношении ряда транспортных средств (ранее - в первые 3 года).

Невыполнение правил поведения при режиме повышенной готовности

Для собственников (владельцев) транспортных средств, не включенных в реестр транспортных средств, допущенных к передвижению по Москве или Московской области, осуществляющих передвижение по г. Москве или Московской области с использованием таких транспортных средств, предусмотрена административная ответственность за нарушение требований нормативных правовых актов Москвы или Московской области, направленных на введение и обеспечение режима повышенной готовности на территории Москвы или Московской области (п. 13.5 и 13.6 Указа Мэра Москвы от 11.04.2020 N 43-УМ, подп. 6 и 7 п. 13 Постановления Губернатора МО от 11.04.2020 N 177-ПГ). Фиксация таких административных правонарушений осуществляется должностными лицами, уполномоченными на составление протоколов об административных правонарушениях (Распоряжение Правительства РФ от 12.04.2020 N 975-р), или работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи.

При установлении таких правонарушений в условиях режима повышенной готовности административная ответственность может быть следующая (вопрос 17 и 18, 21 Обзора по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 1, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 21.04.2020):

Основание и условия Ответственность
По ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ:
Невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения ЧС (кроме случаев, установленных ст. 6.3 КоАП РФ) 
предупреждение:

  • для должностных лиц;
  • для ИП;
для юрлиц. административный штраф:

  • для должностных лиц - от 10 тысяч до 50 тысяч рублей;
  • для ИП - от 30 тысяч до 50 тысяч рублей;
  • для юрлиц - от 100 тысяч до 300 тысяч рублей

По ч. 2 ст. 20.6.1 КоАП РФ:

Совершение действий (бездействия), предусмотренных ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ и повлекших причинение вреда здоровью человека или имуществу (кроме случаев, предусмотренных ч. 3 ст. 6.3 КоАП РФ), если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния

административный штраф:

  • для должностных лиц - от 300 тысяч до 500 тысяч рублей или дисквалификация на срок от 1 года до 3 лет;
  • для ИП - от 500 тысяч до 1 миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
  • для юрлиц - от 500 тысяч до 1 миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток

По ч. 2 ст. 20.6.1 КоАП РФ:

Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ
административный штраф:

  • для должностных лиц - от 300 тысяч до 500 тысяч рублей или дисквалификация на срок от 1 года до 3 лет;
  • для ИП - от 500 тысяч до 1 миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
  • для юрлиц - от 500 тысяч до 1 миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток


Подписаться на рассылку


Все Новости