arrow-up arrowright arrowright

Деловая репутация компании

22.09.2011

Марина Шитова,
старший юрисконсульт «Горячей линии»
информационно-аналитической поддержки ЗАО «ТЛС-ГРУП

Наша организация столкнулась с ситуацией, когда в СМИ появились сведения, порочащие деловую репутацию компании, совершенно не соответствующие действительности. Это уже стало отрицательно влиять на привлечение клиентов, на поведение партнеров, и в итоге, на прибыль, ведь деловая репутация выступает одним из факторов эффективной деятельности предприятия в целом. Кто в данном случае имеет право обратиться в суд? Каков общий механизм защиты деловой репутации юридических лиц?

В ст. 150 ГК РФ деловая репутация названа в числе нематериальных благ, защита которых происходит в соответствии с положениями того же ГК РФ, а также других законов в случаях и в порядке, ими предусмотренных. Защита нематериальных благ предусмотрена в тех случаях и тех пределах, в каких использование способов защиты гражданских прав вытекает из существа нарушенного нематериального права и характера последствий этого нарушения.

Таким образом, право на защиту деловой репутации гарантировано ГК РФ. Этому вопросу посвящена статья 152 ГК РФ, которая называется «Защита чести, достоинства и деловой репутации», а ее положения в равной степени распространяются на физических и юридических лиц.

Так, организация вправе требовать по суду опровержения порочащих ее деловую репутацию сведений, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности. Мы видим, что в процессах данного рода действует принцип, по которому бремя доказывания будет лежать на ответчике. Это нетипично для гражданского судопроизводства, где, в большинстве случаев, каждая сторона должна представить доказательства тех фактов, на которые она ссылается.

Что же можно взыскивать в таком процессе?

Во-первых, пострадавшая сторона имеет право требовать опровержения.

В случае если подобные сведения распространены в средствах массовой информации, они должны быть опровергнуты в тех же средствах массовой информации (см. ст. 43—46 Закона РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации»).

Если же сведения содержатся в документе, исходящем от организации, такой документ подлежит замене или отзыву. Порядок опровержения в иных случаях устанавливается судом. Статья 152 ГК РФ также предоставляет право наряду с опровержением сведений требовать возмещения убытков и морального вреда.

По вопросам связанным, в том числе, с защитой деловой репутации юридических лиц, в свое время Пленумом Верховного Суда РФ были даны разъяснения (см. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.02.2005 № 3 «О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц»).

В указанном Постановлении говорится, что иски по делам данной категории вправе предъявить граждане и юридические лица, которые считают, что о них распространены не соответствующие действительности, порочащие сведения. Надлежащими ответчиками по искам о защите чести, достоинства и деловой репутации являются авторы не соответствующих действительности порочащих сведений, а также лица, распространившие эти сведения (подробнее см. п. 5 указанного Постановления Пленума Верховного Суда РФ).

Судебная защита деловой репутации лица, в отношении которого распространены не соответствующие действительности, порочащие сведения, не исключается также в случае, когда невозможно установить лицо, распространившее такие сведения. Суд в таком случае вправе по заявлению заинтересованного лица признать распространенные в отношении него сведения не соответствующими действительности порочащими сведениями.

Пунктом 5 ч. 1 ст. 33 АПК РФ установлена специальная подведомственность арбитражным судам дел о защите деловой репутации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Указанные дела рассматриваются арбитражными судами независимо от того, являются участниками правоотношений, из которых возникли спор или требование, юридические лица, индивидуальные предприниматели или иные организации и граждане.

Исходя из этого, дела о защите деловой репутации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности не подведомственны судам общей юрисдикции. Но если сторонами спора о защите деловой репутации будут юридические лица или индивидуальные предприниматели в иной сфере, не относящейся к предпринимательской и иной экономической деятельности, то такой спор будет подведомствен суду общей юрисдикции.

Необходимо учитывать, что заинтересованное лицо вправе в судебном порядке требовать опровержения сведений, порочащих его деловую репутацию, без предварительного обращения к ответчику (в том числе и к редакции СМИ) с таким требованием. Вместе с тем, это не запрещает лицу обратиться с требованием об опровержении таких сведений непосредственно к редакции соответствующего средства массовой информации, а отказ в опровержении либо нарушение установленного законом порядка опровержения могут быть обжалованы в суд.

Как уже говорилось, в силу п. 1 ст. 152 ГК РФ обязанность доказывать соответствие действительности распространенных сведений лежит на ответчике. Истец обязан доказать факт распространения сведений лицом, к которому предъявлен иск, а также порочащий характер этих сведений.

Отметим и то, что требования о защите чести, достоинства и деловой репутации являются требованиями о защите неимущественных прав, а это значит, что на них исковая давность не распространяется, кроме случаев, предусмотренных законом (ст. 208 ГК РФ).

В силу того, что действующим законодательством не предусмотрен такой способ судебной защиты, как извинение, суд не вправе обязывать ответчиков по данной категории дел принести истцам извинения в той или иной форме. Однако суд вправе утвердить мировое соглашение, в соответствии с которым стороны по обоюдному согласию предусмотрели принесение ответчиком извинения в связи с распространением не соответствующих действительности порочащих сведений в отношении истца, поскольку это не нарушает прав и законных интересов других лиц и не противоречит закону, который не содержит такого запрета.


Все Статьи