arrow-up arrowright arrowright

Финансовые консультации

29.05.2008

Наталья Михайлова,
Старший юрисконсульт

Должна ли организация, имеющая в штате работников-инвалидов, производить уплату взносов на обязательное пенсионное страхование?

Пунктом 2 ст.10 Федерального Закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» (далее – Закон № 167-ФЗ) определено, что объектом обложения страховыми взносами и базой для начисления страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию являются объект налогообложения и налоговая база по единому социальному налогу, установленные гл.24 Налогового кодекса РФ (далее НК РФ). В соответствии с п.1 ст.239 НК РФ, льготы по единому социальному налогу предоставляются отдельным категориям налогоплательщиков, в том числе от уплаты единого социального налога освобождены налогоплательщики с сумм выплат и иных вознаграждений, не превышающих в течение налогового периода 100 000 рублей на каждое физическое лицо, являющегося инвалидом I, II, III группы.

Однако взносы на обязательное пенсионное страхование являются самостоятельными платежами, порядок уплаты которых регламентирован Законом № 167-ФЗ, в связи с чем налоговые льготы, предусмотренные для определения базы по единому социальному налогу, не могут применяться при исчислении взносов на обязательное пенсионное страхование.

Поскольку Закон № 167-ФЗ не содержит специальной нормы, устанавливающей аналогичную льготу на выплаты инвалидам I, II и III групп, то на выплаты и вознаграждения, производимые в пользу работников, являющихся инвалидами I, II и III групп, начисление и уплата взносов на обязательное пенсионное страхование производится в общем порядке, без применения каких-либо льгот.

Являются ли объектом обложения единым социальным налогом суммы взносов, уплачиваемых в негосударственный пенсионный фонд работодателями за своих работников?

В соответствии с п.1 ст.236 НК РФ, объектом налогообложения единым социальным налогом для налогоплательщиков, производящих выплаты физическим лицам, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям, адвокатам, нотариусам, занимающимся частной практикой), а также по авторским договорам.

Согласно п.1 ст.237 НК РФ, при определении налоговой базы по единому социальному налогу организациями, производящими выплаты в пользу физических лиц, учитываются любые выплаты и вознаграждения (за исключением сумм, указанных в ст.238 НК РФ) вне зависимости от формы осуществления данных выплат, в частности оплата страховых взносов по договорам добровольного страхования (за исключением сумм страховых взносов, указанных в пп.7 п.1 ст.238 НК РФ).

Страховые взносы, перечисляемые организацией по договору с негосударственным пенсионным фондом, не поименованы в пп.7 п.1 ст.238 НК РФ в составе необлагаемых сумм. Таким образом, суммы взносов, уплачиваемые работодателем за своих работников в негосударственные пенсионные фонды, являются объектом налогообложения единым социальным налогом.

Организация вправе отнести на расходы, уменьшающие налоговую базу по налогу на прибыль, выплаты, перечисляемые в негосударственные пенсионные фонды, если данные выплаты соответствуют требованиям п.16 ст.255 НК РФ.

Однако, если у налогоплательщика-организации выплаты, перечисляемые по договору с негосударственным пенсионным фондом, не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль в текущем отчетном (налоговом) периоде, то, в силу п.3 ст.236 НК РФ, объекта налогообложения единым социальным налогом не возникает. Такая ситуация возможна, если зачисление сумм платежей, перечисляемых организацией по договору с негосударственным пенсионным фондом, производится не на именные счета участников негосударственных пенсионных фондов, а на солидарный счет вкладчика-организации (письмо УФНС России по г. Москве от 27.11.2007 № 21-17/990).

Можно ли произвести зачет сумм излишне уплаченного единого социального налога, подлежащего зачислению в федеральный бюджет, в счет уплаты предстоящих платежей, например, по налогу на прибыль, подлежащему зачислению в бюджет субъекта РФ?

На основании Федерального закона от 27.07.2006 № 137-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового Кодекса РФ и в отдельные законодательные акты РФ в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования» (далее – Закон № 137-ФЗ), с 1 января 2008 года действует новая редакция ст. 78 НК РФ. Абзацем 2 п.1 вышеуказанной статьи установлено, что зачет излишне уплаченных федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов производится по соответствующим видам налогов и сборов, а также по начисленным пеням по этим видам налогов и сборов.

Пунктом 1 ст.12 НК РФ в РФ установлены следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные. В ст.ст.13, 14, 15 НК РФ поименованы налоги, относящиеся к федеральным, региональным и местным налогам, соответственно.

Вышеуказанное означает, что зачет излишне уплаченных налогов и сборов производится в следующем порядке: федеральные налоги засчитываются в счет уплаты федеральных, региональные – в счет региональных, местные - в счет местных.

На основании п.4 ст.78 НК РФ, зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика по решению налогового органа. Также НК РФ предоставляет возможность налогоплательщику подать заявление на зачет переплаты в счет недоимки; в таком случае налоговый орган должен принять решение о зачете в 10-дневный срок с момента получения такого заявления или со дня подписания налоговым органом и налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась.

Таким образом, зачет излишне уплаченного единого социального налога, который является федеральным налогом, в соответствии со ст.13 НК РФ, может быть произведен налоговым органом по месту учета налогоплательщика в счет уплаты иных федеральных налогов, в том числе в счет уплаты налога на прибыль, независимо от того, в какой бюджет будет производиться зачисление налога(в рассматриваемой ситуации – это бюджет субъекта.

Однако налогоплательщику, изъявившему желание произвести вышеуказанный зачет, следует иметь ввиду, что правила, установленные Законом № 137-ФЗ, применяются только к тем налогам, которые были уплачены после 1 января 2008 года, а в отношении сумм налогов, уплаченных до этой даты, применяются правила предыдущей редакции ст.78 НК РФ (п.9 ст.7 Закона № 137-ФЗ), позволявшей производить зачет переплаты по налогам только в рамках одного бюджета.

Официальная позиция Минфина России по применению положений ст.78 НК РФ в редакции Закона № 137-ФЗ и механизм их реализации не публиковались.

Наша организация в 2005 году при уплате взносов на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых на выплату страховой и накопительной части трудовой пенсии, ошибочно указала в платежном поручении код бюджетной классификации для уплаты страховых взносов в виде фиксированного платежа на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых на выплату страховой и накопительной части трудовой пенсии. На кого, в соответствии с действующим законодательством, возложены полномочия по проведению зачета (возврата) сумм излишне уплаченных взносов на обязательное пенсионное страхование: на налоговый орган или на отделение Пенсионного фонда РФ?

В соответствии с Разделом II Приказа Минфина России от 08.12.2006 № 168н «Об утверждении указаний о порядке применения бюджетной классификации РФ» (далее – Приказ Минфина России № 168н), перечисленные денежные средства были зачислены в бюджет Пенсионного фонда РФ.

Как следует из Перечня администраторов поступлений в бюджеты РФ (Приложение № 11.1 к Федеральному закону от 15.08.1996 № 115-ФЗ «О бюджетной классификации РФ» (в редакции Федерального закона от 23.12.2004 № 174-ФЗ)), администратором поступлений по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых на выплату как страховой, так и накопительной частей трудовой пенсии, а также страховых взносов в виде фиксированного платежа, зачисляемых на выплату накопительной и страховой частей трудовой пенсии, является Федеральная налоговая служба.

Полномочия налогового органа по администрированию поступлений в бюджеты РФ представляют из себя контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним (п.1 Раздела II Приказа Минфина России № 168н).

В соответствии с п.1 ст.13 Закона № 167-ФЗ, страховщик (территориальные органы Пенсионного фонда РФ) имеет право осуществлять возврат страховых взносов страхователям в случае, если невозможно установить, за каких застрахованных лиц указанные платежи уплачены. Иные возможности проведения территориальными органами Пенсионного фонда РФ возврата или зачета, в том числе и излишне уплаченных сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, законодательством не установлены.

Пунктом 13 ст.78 НК РФ (п.13 введен Федеральным Законом от 09.07.1999 № 154-ФЗ, в редакции Федерального Закона от 29.06.2004 № 58-ФЗ) предусмотрено, что установленные правила для зачета, возврата налогов и сборов применяются также при зачете или возврате излишне уплаченных сумм налога, поступающих в государственные внебюджетные фонды. В соответствии с п.9 ст.7 Закона № 137-ФЗ, суммы налогов, сборов, пеней, штрафов, излишне уплаченные (взысканные) до 1 января 2007 года и подлежащие возврату в соответствии со ст.ст.78 и 79 НК РФ, возвращаются налогоплательщику в порядке, действовавшем до дня вступления в силу Закона № 137-ФЗ.

Таким образом, законодательством о налогах и сборах действия по проведению зачета страховых взносов на обязательное пенсионное страхование возложены на налоговые органы. Аналогичное мнение содержится в Постановлениях ВАС РФ от 05.09.2006 № 4240/06 от 05.09.2006 № 2776/06.

Наша организация применяет упрощенную систему налогообложения с объектом налого-обложения доходы и в соответствии с п.2 ст.346.11 НК РФ, не является плательщиком единого социального налога. Как в таком случае производится выплата пособий по временной нетрудоспособности работникам нашей организации?

Порядок начисления и выплаты пособий по обязательному социальному страхованию граждан, работающих в организациях, применяющих упрощенную систему налого-обложения, установлен Федеральным законом от 31.12.2002 № 190-ФЗ «Об обеспечении пособиями по обязательному социальному страхованию граждан, работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, и некоторых других категорий граждан» (далее – Закон № 190-ФЗ).

В соответствии со ст.2 Закона № 190-ФЗ, работникам организаций или индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, пособие по временной нетрудоспособности (за исключением пособия по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием) выплачивается из двух источников:

- за счет средств Фонда социального страхования РФ, поступающих от единого налога для организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, - в части суммы пособия, не превышающей за полный календарный месяц одного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом;

– за счет средств работодателей - в части суммы пособия, превышающей один минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом.

Иными словами, если размер пособия, право на которое имеется у работника в соответствии с законодательством, превышает минимальный размер оплаты труда, то работодатель обязан доплатить недостающую часть пособия за счет собственных средств.

Пунктом 3.3 Постановления Фонда социального страхования РФ от 09.03.2004 № 22 «Об утверждении Инструкции о порядке учета и расходования средств обязательного социального страхования» установлен перечень документов, которые страхователю-работодателю необходимо представить в отделение (филиал отделения) Фонда социального страхования РФ по месту регистрации для выделения (возмещения) средств. Он включает письменное заявление страхователя, расчетную ведомость по средствам Фонда, копии платежных поручений, подтверждающих уплату единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, заверенные копии документов, подтверждающие обоснованность и правильность расходов по обязательному социальному страхованию.

Вместе с тем, работодатели, применяющие упрощенную систему налогообложения, а также плательщики единого налога на вмененный доход вправе добровольно уплачивать в Фонд социального страхования взносы на социальное страхование работников на случай временной нетрудоспособности по тарифу в размере 3,0 процентов налоговой базы, определяемой в соответствии с гл. 24 НК РФ для соответствующей категории плательщиков (п.1 ст.3 Закона 190-ФЗ). В этом случае выплата работникам пособий по временной нетрудоспособности осуществляется полностью за счет средств Фонда социального страхования в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 05.03.2003 № 144 «О порядке добровольной уплаты в Фонд социального страхования РФ отдельными категориями страхователей страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством».


Все Статьи