arrow-up arrowright arrowright

Финансовые консультации (сентябрь 2006)

29.09.2006

Наталья Дельдюжова
Эксперт-консультант по налогообложению и бухучету ЗАО «ТЛС-ГРУП»

Имеет ли право организация принять к вычету НДС по ежемесячным лизинговым платежам?

В соответствии со ст.665 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ) на основании договора финансовой аренды (лизинга) предмет лизинга передается лизингополучателю за плату во временное владение и пользование. Вместе с тем на основании договора лизинга предмет лизинга может быть выкуплен лизингополучателем в соответствии со ст.624 ГК РФ и п.1 ст.19 Федерального закона от 29.10.1998 № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)». В этом случае в общую сумму договора лизинга включается выкупная цена предмета лизинга (п.1 ст.28 Федерального закона от 29.10.1998 № 164-ФЗ).

Согласно ст.171 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ) налогоплательщик имеет право уменьшить исчисленную сумму налога на установленные НК РФ налоговые вычеты. П.2 указанной статьи установлено, что вычетам подлежат суммы НДС, предъявляемые налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, облагаемых НДС.

Налоговые вычеты, предусмотренные ст.171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) (ст.172 НК РФ).

Переход имущества в собственность не является обязательным условием договора лизинга. Таким образом, сущностью данного договора является аренда, т. е. налогоплательщик приобретает платную услугу, которая является объектом налогообложения. Оплата указанной услуги производится лизингополучателем в виде лизинговых платежей.

Таким образом, суммы налога на добавленную стоимость, уплачиваемые лизингополучателем лизингодателю по договору лизинга, подлежат вычету в полном объеме в тех налоговых периодах, в которых производится уплата лизинговых платежей, при соблюдении условий, предусмотренных вышеназванным п. 2 ст.171 НК РФ, и в порядке, установленным ст.172 НК РФ.

Организация продает основное средство, по которому амортизация начислена не полностью. Налоговая инспекция требует восстановить НДС по выбывшему основному средству, т.к. такое имущество не будет участвовать в облагаемых НДС операциях. Нужно ли восстанавливать НДС, ранее принятый к вычету по данному основному средству?

В соответствии с НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога на добавленную стоимость на размер установленных налоговых вычетов (ст.171 НК РФ). Вычетам подлежат суммы НДС, уплаченные при приобретении товаров (работ, услуг), которые используются для производственной деятельности и иных операций, признаваемых объектом налогообложения по НДС. Вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами, в полном объеме после принятия их на учет. При этом должны соблюдаться все необходимые условия, указанные в ст.172 НК РФ.

В определенных случаях (п. 2 ст.170 НК РФ) суммы налога, принятые к вычету, необходимо восстановить и уплатить в бюджет (п. 3 ст.170 НК РФ). В п. 2 ст.170 НК РФ содержится закрытый перечень случаев, в которых НДС, предъявленный поставщиком, будет включаться в стоимость основных средств. К ним относятся случаи, когда основные средства приобретаются:

  • для операций, освобождаемых от НДС;
  • для операций по производству и реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых не является территория Российской Федерации. Порядок определения места реализации товаров определен в ст.147 НК РФ, а реализация работ (услуг) – в ст.148 НК РФ.
  • лицом, не являющимся налогоплательщиком в соответствии с гл.21 НК РФ либо освобожденным от исполнения обязанностей налогоплательщика в соответствии со ст.145 НК РФ;
  • для производства и реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации (передаче) которых не признаются реализацией товаров (работ, услуг) в соответствии с п. 2 ст.146 НК РФ.

Иных случаев и оснований для восстановления суммы НДС налоговое законодательство не содержит.

Таким образом, суммы НДС с остаточной стоимости реализуемых основных средств, которые ранее были приняты к вычету из бюджета, восстановлению не подлежит (Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 11.04.2005 по делу № А09-1305/04-15).

Организация заключает договор аренды офиса каждый год на 11 месяцев без его регистрации в течение 3-х лет подряд. Акт приема – передачи подписывается последним днем срока действия договора аренды. Имеются ли у налогового органа основания для признания договора долгосрочным и какие возникнут налоговые последствия?

В соответствии с п. 1 ст. 650 ГК РФ по договору аренды здания или сооружения арендодатель обязуется передать во временное владение и пользование или во временное пользование арендатору здание или сооружение. Договор аренды здания или сооружения, заключенный на срок не менее года, подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации (п.2 ст.651 ГК РФ). Следовательно, договор аренды офиса, в рассматриваемой ситуации, заключенный на срок 11 месяцев, не подлежит государственной регистрации.

Следует учитывать, что существует мнение, о том, что по окончании срока действия договора аренды при заключении нового договора на тех же условиях происходит его пролонгация, и по совокупности срок договора аренды становится более года, что автоматически влечет обязательство по его регистрации. Договор аренды, не прошедший такой регистрации, влечет его недействительность, в связи с чем, арендные платежи не могут быть учтены в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль организаций как не соответствующие условиям, установленным п.1 ст.252 НК РФ (Письмо Минфина РФ от 01.11.2005 № 03-03-04/1/325).

В действительности же арендатор, надлежащим образом исполнявший свои обязанности, по истечении срока договора имеет при прочих равных условиях преимущественное перед другими лицами право на заключение договора аренды на новый срок. Арендатор обязан письменно уведомить арендодателя о желании заключить такой договор в срок, указанный в договоре аренды, а если в договоре такой срок не указан, то в разумный срок до окончании действия договора (п. 1 ст.621 ГК РФ). Т. е. при продлении договора аренды офиса, заключенного на срок менее одного года, на такой же срок после окончания первоначального срока аренды считается, что отношения сторон регулируются новым договором аренды, который не подлежит государственной регистрации. Такие разъяснения были даны в п. 10 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 16.02.2001 № 59. Указанными разъяснениями руководствуются и налоговые органы (Письма УМНС РФ по г.Москве от 18.04.2003 № 11-14/21323, от 16.04.2004 № 26-12/28144).

Таким образом, для признания недействительными ежегодных договоров аренды офиса или их объединении в один долгосрочный договор, заключаемых ежегодно на срок 11 месяцев, у налоговых органов оснований не имеется.

В целях налогообложения арендные платежи в соответствии с пп. 10 п. 1 ст. 264 НК РФ будут учитываться в составе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией, и уменьшать налоговую базу по налогу на прибыль.

ООО применяет УСН и ведет книгу учета доходов и расходов в электронном виде, которую распечатывает в конце года. Правомерно ли требование налогового органа о ведении книги доходов и расходов в бумажном виде?

В соответствии с требованиями, установленными ст. 346.24 Налогового кодекса РФ, налогоплательщики, применяющие УСН, обязаны вести налоговый учет показателей своей деятельности, необходимых для исчисления налоговой базы и суммы налога, на основании книги учета доходов и расходов.

Согласно п. 1.4 и 1.5 Порядка отражения хозяйственных операций в книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН (утверждены Приказом Минфина РФ от 30.12.2005 № 167н) книгу учета доходов и расходов можно вести как на бумажных носителях, так и в электронном виде. Если организация собирается вести книгу учета доходов и расходов в электронном виде, то следует учитывать, что законодательством не установлена обязанность налогоплательщика сообщать об этом в налоговую инспекцию.

Книгу учета доходов и расходов открывают на один календарный год. Она должна быть прошнурована и пронумерована. При ведении книги в электронном виде налогоплательщики обязаны по окончании отчетного (налогового) периода вывести ее на бумажные носители и оформить аналогичным образом. Книгу, оформленную в электронном виде, выводят на бумажные носители не до начала ее ведения, а после окончания налогового периода, на который ее открывали.

Следовательно, книгу учета доходов и расходов, которую Ваша организация ведет в электронном виде по окончании налогового периода – календарного года необходимо распечатать, заверить и скрепить печатью налогового органа согласно п.1 ст. 346.19 НК РФ и Приказу ФНС РФ от 02.09.2005 № САЭ-3-25/422@.


Все Статьи