arrow-up arrowright arrowright

Фронт за линией кулис: советский театр в годы великой отечественной войны

10.06.2019
Руслан Червяков,
специалист по истории советской повседневности

Руслан ЧервяковСемьдесят четвертая годовщина Победы в Великой Отечественной войне напоминает нам о самоотверженном подвиге советских людей, которым удалось не только отстоять свою Родину, но и сохранить для нас многовековое духовное наследие. К разряду таких ценностей относится и театр, который не просто вынес все тяготы войны, но и значительно обогатился за счет новых постановок и возникновения новых тем.

Когда враг приходит на твою землю, необходимо мобилизовать все свои ресурсы, чтобы изгнать его.  С первых дней войны драматурги начали работать над созданием новых пьес, которые уже в скором времени появились на сцене. 
Характерным явлением в театральной жизни периода войны стали фронтовые театры и агитбригады, которые выезжали на фронт и показывали спектакли прямо на передовой. В рамках данной статьи мы попытаемся очертить наиболее яркие и характерные события в театральной жизни 1941—1945 годов, которые стали, по мнению исследователей, одним из факторов Победы нашей страны в Великой Отечественной войне.

Пьесы военных дней

С первых дней войны писатели поставили свое перо на защиту Родины. Пьесы должны были пробуждать чувство гордости за свой народ, а также вызывать ненависть и злобу в отношении врага, вероломно ворвавшегося на нашу землю. «Открытая публицистичность, стремительное и динамичное развертывание действия, напряженность драматических ситуаций, насыщенный глубоким волнением и силою чувств диалог — характерные черты драматургии военных лет», — такую характеристику советской драматургии дал исследователь В. А. Ковалев. 

К разряду наиболее значительных пьес можно отнести произведения Константина Симонова («Русские люди»), Леонида Леонова («Нашествие») и Александра Корнейчука («Фронт»). Они были написаны в период ожесточенных боев 1942—1943 годов, когда поддержание боевого духа было особенно необходимо. Но это же наложило на них особый отпечаток трагизма и драматической напряженности.

В пьесе «Русские люди» показана судьба одной из частей Советской Армии, которая продолжает свою борьбу с врагом, несмотря на окружение. Центральное место в пьесе занимает образ офицера Сафонова. «Играя капитана Сафонова на сцене МХАТ, — вспоминал артист Б. Г. Добронравов, — я чувствовал, как из темноты зрительного зала, переполненного солдатами, офицерами нашей непобедимой Советской Армии, тянутся к сцене теплые лучи любви и дружбы. 

Я чувствовал, что зрителям, так же как и мне, близок и дорог этот волевой, непреклонный советский командир, смысл существования которого заключается в словах: «Стоять насмерть». 

Примечательно, что в названии пьесы фигурирует упоминание русского народа, впоследствии название подкорректировали, и в 1943 году по сюжету пьесы была снята кинолента уже с более нейтральным названием «Во имя Родины», чтобы не умалять подвиг других народов Советского Союза.

Пафосом борьбы с врагом, пришедшим в твой родной дом, проникнута пьеса Леонида Леонова «Нашествие». Действие разворачивается в небольшом городке, оккупированном немцами, что в целом совпадает с фабулой пьесы Симонова. В центре повествования находится семья доктора Таланова, в которую после трех лет лагерей возвращается сын Федор, находящийся в остром конфликте со своим отцом. Однако этот конфликт отцов и детей является только одним из штрихов на фоне огромного полотна противостояния сил добра и зла. 

«Мне кажется, никогда не требовалось от русских писателей, от русских драматургов, — писал Л. Леонов в июне 1943 года, — такой большой страстности, такого идейного накала их произведений, как сегодня, когда народ наш ведет с гитлеризмом историческую борьбу за свободу и счастье Родины, за прогресс человечества».  

Леонид Леонов — один из самых непростых советских писателей, поэтому его пьесы всегда полны вторых планов и полутонов, сложнейших психологических коллизий, которые не подвластны обычному зрителю. Независимо от этого Леонову удалось создать эпическое полотно, в котором силы добра неизбежно одерживали победу над иноземными захватчиками.

В основу пьесы Александра Корнейчука «Фронт» легло противостояние полководцев двух поколений — стариков, прошедших Гражданскую войну, и молодых, получающих опыт на поле боя Великой Отечественной. Вкратце фабула такова: главный представитель старшего поколения, командующий фронтом Горлов отстал от новейших требований, воюет по старинке, его войска терпят поражения. 

Командующий армией Огнев — молодой образованный генерал — идет наперекор воле Горлова и одерживает победу. Командование смещает Горлова и назначает Огнева командующим фронтом. Очевидны параллели с реальной ситуацией на фронте: «сталинские соколы» маршалы С. М. Буденный и К. Е. Ворошилов продемонстрировали свою полную неспособность командовать фронтами в новых условиях, за что были сняты с ключевых должностей и переведены на другие участки работы. На их места пришли более молодые полководцы — Г. К. Жуков, К. К. Рокоссовский, Н. Ф. Ватутин и многие другие. В связи с этим даже говорилось, что пьеса была создана по личному заказу И. В. Сталина, который ее не только читал, но и внес редакторскую правку. 

По мере приближения Победы, репертуар драматических театров начинал меняться. Писатели стали увековечивать подвиг советского человека, создавая пьесы по мотивам славных побед в Отечественной войне: это «У стен Ленинграда» Всеволода Вишневского, «Сталинградцы» Юлия Чепурина и «Песнь о черноморцах» Бориса Лавренева. 

Конечно, помимо этих пьес, были написаны и другие, однако в рамках небольшого очерка невозможно рассмотреть все произведения советских драматургов, важно показать, что их всех объединяло. Это не просто темы патриотической борьбы, но и идея сопротивления добра злу. То, что добро должно быть с кулаками, известно давно, однако в годы войны было необходимо вновь об этом напомнить. В этом и заключалась главная заслуга советских драматургов.  

Фронтовые театры

Драматические события войны внесли серьезные изменения в повседневную жизнь людей, и в этих условиях было особенно важно поддерживать силы для дальнейшей борьбы. Театр не может существовать без зрителя, поэтому, когда зритель ушел на фронт, то театр пошел вслед за ним. Уже в первые дни войны под эгидой Всероссийского театрального общества (ВТО), крупнейшего объединения театральных деятелей в СССР, началась организация фронтовых театров и агитбригад. Статистика впечатляет: за годы войны непосредственно в условиях боевой обстановки состоялось более полумиллиона спектаклей и концертов. 

На фронтах Великой Отечественной войны побывало около 4 тысяч артистических бригад, в которых участвовало 42 тысячи творческих работников. Среди них — крупнейшие мастера советского театра, такие как Н. К. Черкасов, сыгравший Александра Невского в одноименном фильме С. Эйзенштейна, М. И. Царев, И. В. Ильинский, В. И. Качалов, И. М. Москвин. Помимо маститых драматических актеров, перед солдатами выступали певцы Нина Русланова и Леонид Утесов, а также такие артисты разговорного жанра, как Аркадий Райкин и Николай Смирнов-Сокольский. Количество зрителей фронтовых спектаклей исчислялось многими миллионами. Трудно оценить уровень моральной поддержки, которую оказывали фронту актеры, но отметим, что он был по-настоящему высок. 

Конечно, ни о каких особых условиях для актеров говорить не приходилось. Выступали там, где могли: на грузовиках, в окопах, землянках и даже на палубах кораблей. Ходили в госпитали, где не только выступали перед ранеными солдатами, но работали в качестве санитаров. Особого разнообразия грима и костюмов не было, поэтому частенько приходилось придумывать и мастерить костюмы из подручных материалов. Актерам приходилось исполнять двойную, а то и тройную работу — одновременно руководить работой труппы, стричь актеров и выступать на сцене. Особенно важным была мобильность группы, поскольку было затруднительно перевозить более трех десятков человек.

Таким образом, фронтовые бригады сыграли особую роль в годы Великой Отечественной войны. Они обеспечивали высокий моральный дух воюющих на передовой и даже в какой-то мере пытались напомнить о мирной жизни, в которой театр являлся неотъемлемой частью повседневной жизни. Подвиг советских актеров был оценен по достоинству: свыше трех тысяч работников искусства были награждены боевыми орденами и медалями.

Советский театр в годы Великой Отечественной войны показал, что, несмотря на все невзгоды, искусство продолжает сеять в человеческих душах разумное, доброе, вечное. Пьесы драматургов затрагивали важнейшие проблемы человеческого бытия, пробуждали гордость за свою страну и свою культуру. Мобильные театры и агитбригады позволили в эти непростые годы прикоснуться к прекрасному миллионам советских людей. Поэтому не стоит сомневаться, что советский театр и шире — советская культура — стали одним из факторов Победы в Великой Отечественной войне.

Все Статьи