arrow-up arrowright arrowright

ККТ: важные моменты настоящего и будущего

19.04.2016

Наталья Наталюк,
Юрисконсульт Управления обучения клиентов ЗАО «ТЛС-ГРУП»

Организации и индивидуальные предприниматели при осуществлении наличных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг по общим правилам должны применять зарегистрированную в налоговом органе контрольно-кассовую технику (ККТ) (п. 1 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ (далее — Закон № 54-ФЗ).

В силу п. 1 ст. 5 Закона № 54-ФЗ организации и предприниматели, применяющие ККТ, обязаны выдавать покупателям при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в момент оплаты отпечатанные ККТ кассовые чеки. Именно на факт выдачи кассового чека и правильность заполнения его обязательных реквизитов должностные лица налогового органа всегда обращают особое внимание.
Внимание на реквизиты кассового чека
Сегодня в чеке ККТ обязательно должны быть указаны следующие реквизиты (п. 4 Постановления Правительства РФ от 30.07.1993 № 745):

  • наименование и ИНН организации;
  • заводской номер ККТ;
  • порядковый номер чека;
  • дата и время покупки (оказания услуги);
  • стоимость покупки (услуги), при этом сумма НДС может не указываться;
  • признак фискального режима.

Проектом Федерального Закона № 968690-6 предполагается введение новых обязательных реквизитов для кассового чека (см. также Письмо Минфина РФ от 22.01.2016 № 03-01-15/2205). Отсутствие в чеке вышеуказанных обязательных реквизитов может стать основанием для отказа в регистрации (перерегистрации) ККТ в связи с предоставлением на регистрацию (перерегистрацию) ККТ несоответствующей модели, включенной в Государственный реестр контрольно-кассовой техники. (пп. «д» п. 31 Административного регламента, утв. Приказом Минфина России от 29.06.2012 № 94н, Письмо ФНС России от 06.03.2013 № АС-4-2/3777).
Кроме того, если ККТ не печатает, печатает неразборчиво или не полностью печатает на кассовом чеке обязательные реквизиты, такая ККТ вовсе считается неисправной (пп. «а» п. 8 Постановления Правительства РФ от 30.07.1993 № 745).
В связи с этим у налогового органа есть законные основания для привлечения организаций и индивидуальных предпринимателей к административной ответственности (п. 1 ст. 4 Закона № 54-ФЗ, ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ).
Пять минут, пять минут
Следует отметить, что недостаточно иметь на кассовом чеке все необходимые реквизиты, важно еще следить за правильностью их заполнения ККТ.
Так, расхождение времени покупки с реальным временем на выданном чеке вполне может стать основанием для привлечения к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ (постановления Верховного Суда РФ от 24.11.2015 № 308-АД15-10504, от 11.05.2012 № 45-АД12-4, Информация ФНС России от 30.12.2015).
При этом отклонение времени на контрольно-кассовых машинах не должно превышать 5 минут от времени, исчисленного в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 08.01.1992 № 23 «О порядке исчисления времени на территории Российской Федерации» (раздел 2 протокола Государственной межведомственной экспертной комиссии по контрольно-кассовым машинам от 15.06.2000 № 2/56-2000).
Таким образом, кассовый чек должен быть пробит в режиме реального времени, не раньше и не позже, т. к. отсутствие на кассовом чеке времени, расхождение на выдаваемых чеках времени покупки с реальным временем является нарушением требований, предъявляемых Законом № 54-ФЗ к ККТ.
На практике достаточно часто встречается ситуация, когда продавец пробивает покупателю кассовый чек заранее, особенно это распространено у интернет-магазинов. С учетом позиции налогового органа и наличием отрицательной судебной практики, это отнюдь не безопасно для продавца, поскольку грозит ему административной ответственностью, предусмотренной ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2015 № 09АП-1024/2015 по делу № А40-149311/2014, Письмо ФНС России от 10.07.2013 № АС-4-2/12406@ «О применении контрольно-кассовой техники», Письмо Минфина России от 24.05.2013 № 03-01-15/18769).
Неприменение ККТ
Неприменение в установленных случаях ККТ, равно как и отказ в определенных случаях в выдаче по требованию покупателя (клиента) документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар, работу или услугу), также образует состав правонарушения, за которое предусмотрена ответственность ч. 2 ст. 14.5 КоАП.
Кроме того, если работником организации-продавца кассовый чек пробит, но на сумму меньшую, чем было получено от покупателя, — это также приравнивается к неприменению ККТ.
Выбитый на меньшую сумму чек будет считаться не выданным покупателю (Постановление Пленума ВАС РФ от 31.07.2003 № 16, Определение ВАС РФ от 18.03.2009 № ВАС-2583/09, Постановление ФАС Уральского округа от 19.01.2011 № Ф09-11178/10-С1).
В данном случае во избежание штрафных санкций необходимо пробить еще один чек на недостающую сумму (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 21.08.2007 № А42-2878/2007).
Рассматривая случаи о неприменении ККТ, хотелось бы акцентировать внимание на следующих важных моментах:

  • налоговый орган не вправе выносить постановление о назначении административного наказания за продажу товаров (выполнение работ, оказание услуг) без применения ККТ по истечении двух месяцев со дня совершения правонарушения (ст. 4.5 КоАП РФ, Постановление Пленума ВАС РФ от 31.07.2003№ 16);
  • в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении все собранные доказательства должны оцениваться в соответствии с положениями ст. 26.11 КоАП РФ, а также с позиции соблюдения требований закона при их получении. При этом ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ установлен запрет на использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона.

Как показывает практика, наиболее эффективным из всех применяемых налоговым органом методов контроля за соблюдением законодательства о применении ККТ является так называемая контрольная закупка.
Контрольная закупка
Поскольку на налоговые органы возложена обязанность по проведению проверок применения ККТ, они могут использовать любые законные способы их проведения, включая проверочные (контрольные) закупки, при проведении которых в роли покупателя выступает сотрудник налоговых органов.
Составленный в результате такой проверки акт контрольной закупки проверяющие используют в качестве одного из существенных доказательств нарушения проверяемым лицом законодательства о ККТ.
Данный метод проверки и способ сбора доказательств хорошо известен многим. Длительное время организации и предприниматели могли не бояться таких проверочных закупок, поскольку при возникновении спора суд оказывался на стороне проверяемого, ссылаясь на то, что результат проверочной закупки не может расцениваться как полученное в соответствии с требованиями закона доказательство, подтверждающее событие правонарушения.
Основанием для такого вывода служило то, что, по мнению судей, налоговые органы не наделены полномочиями проводить оперативно-розыскные мероприятия (ст. 13 Федерального закона от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», Определение ВАС РФ от 24.10.2012 по делу
№ А81-5363/2011, Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 29.06.2015 № 09АП-21414/2015 по делу № А40-25459/15).
Однако совсем недавно, в июне прошлого года, Верховный Суд РФ легализовал право налогового органа на проведение контрольной закупки, указав, что суды при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ вправе принимать акт контрольной закупки, составленный налоговыми инспекторами, в качестве доказательства, подтверждающего факт невыдачи кассового чека (вопрос 15 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ № 2 (2015), утв. Президиумом ВС РФ 26.06.2015).
С учетом данной позиции Верховного Суда РФ, в настоящее время оспорить штраф за неприменение ККТ по ст. 14.5 КоАП РФ, ссылаясь только на неправомочность проведения контрольной закупки налоговиками, видится весьма проблематичным (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 25.12.2015 № 09АП-54773/2015 по делу № А40-110215/15).
Ответственность
Статьей 7 Закона № 54-ФЗ определено, что организации и индивидуальные предприниматели, которые нарушают требования данного Закона, привлекаются к административной ответственности.
Так, неприменение в установленных федеральными законами случаях ККТ, применение ККТ, которая не соответствует требованиям либо используется с нарушением установленного законодательством РФ порядка и условий ее регистрации и применения, а равно отказ в выдаче по требованию покупателя (клиента) в случае, предусмотренном федеральным законом, документа (товарного чека, квитанции или другого документа), подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу), влечет предупреждение или наложение административного штрафа в следующих размерах (ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ):

  • на граждан — от 1 500 до 2 000 руб.;
  • на должностных лиц — от 3 000 до 4 000 руб.;
  • на юридических лиц — от 30 000 до 40 000 руб.

Что касается ответственности индивидуальных предпринимателей, то они также не оставлены без внимания и за указанные нарушения могут быть наказаны штрафом в размере, предусмотренном для должностных лиц, — от 3 000 до 4 000 руб. (ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ, ст. 2.4 КоАП РФ).
Как указано выше, законодательством предусмотрена возможность замены штрафа предупреждением. Однако на это могут рассчитывать только те лица, которые впервые совершили административное правонарушение. При этом должны отсутствовать признаки причинения вреда жизни и здоровью людей или возникновения угрозы его причинения, а также имущественный ущерб (ст. 3.4 КоАП РФ).
А как показывает практика, даже к таким «новичкам» налоговые инспекторы благосклонны крайне редко.
При этом достаточно часто к административной ответственности в рассматриваемых случаях привлекают одновременно как юридическое лицо, так и виновное должностное лицо (ч. 3 ст. 2.1 КоАП РФ).
Перспективы
В настоящее время предлагается ужесточить ответственность за нарушение правил применения ККТ (Проект Федерального закона № 968690-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт», Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и отдельные законодательные акты Российской Федерации», внесен в Госдуму 09.01.2016).
Так, согласно законопроекту для лиц, которые не применяют ККТ, штраф может составить от 75 до 100% суммы платежа, полученного без выдачи чека.
Минимальный штраф для организации будет равен 30 000 руб., для должностного лица — 10 000 руб., для гражданина — 1 500 руб.
Если лицо будет использовать кассовую технику, которая не соответствует требованиям, либо нарушит порядок и условия ее регистрации и применения, то ему грозит предупреждение или штраф (для юридических лиц — 7 000 руб., для должностных лиц — 2 000 руб., для граждан — 1 500 руб.).
Кроме того, появится новый состав правонарушения — ненаправление покупателю (клиенту) кассового чека (БСО) в электронной форме в случае, предусмотренном федеральным законом.
Данное нарушение будет влечь предупреждение или наложение штрафа на должностных лиц в размере 2 000 руб.; на юридических лиц — предупреждение или штраф в размере 10 000 руб.
ККТ в онлайн-режиме
С августа 2014 года по февраль 2015 года налоговой службой в ряде регионов (Республика Татарстан, Калужская область, Московская область и г. Москва) был проведен эксперимент по применению ККТ в режиме онлайн, суть которого заключалась в том, чтобы вместо привычной схемы с использованием ЭКЛЗ и z-отчетов каждая покупка проводилась через сервер ФНС.
По итогам данного эксперимента межведомственной рабочей группой были выработаны и представлены в Правительство РФ предложения по совершенствованию действующего порядка применения ККТ. В связи с этим и был подготовлен законопроект № 968690-6, который должен внести многочисленные поправки и новшества в Закон № 54-ФЗ.
Данным законопроектом предусматривается поэтапный в течение 7 лет переход на применение ККТ, передающей информацию о расчетах, осуществленных с использованием наличных и электронных средств платежа через оператора фискальных данных в адрес налоговых органов в электронном виде.
Как «обещают» нам авторы законопроекта, реализация нового правового механизма позволит снизить административную и финансовую нагрузку на налогоплательщиков за счет упрощения предоставления государственной услуги по регистрации (перерегистрации) ККТ, исключения необоснованных проверок с выходом на место установки ККТ, сокращения ежегодных издержек налогоплательщиков, связанных с использованием ККТ, а также позволит сократить объем «теневого» оборота наличных денежных средств.
Также в связи с готовящимися нововведениями планируется внести поправки и в НК РФ, касающиеся предоставления организациям и предпринимателям налогового вычета, который должен будет компенсировать затраты на приобретение ими новых аппаратов ККТ и устройств в действующие кассовые
аппараты.


Все Статьи