arrow-up arrowright arrowright

Изольда

29.06.2016

Мария Ватутина,
Выпускающий редактор журнала «ПРАВОсоветник», член Союза писателей Москвы, член Русского ПЕН-центра, лауреат Бунинской, Тютчевской и других международных литературных премий

Волею судеб в прошлом номере мы писали об актере, которому предлагали роль Тристана, но советское киноруководство не позволило мечте актера осуществиться. В этом номере я хочу рассказать вам о настоящей Изольде. Почему-то мне не хочется забывать это красивое лицо, стремительный прищур, актерский талант и ее роли. Я говорю об актрисе, которая прожила короткую и не очень счастливую жизнь. Но это была жизнь настоящей звезды.

Когда-то я увидела передачу блистательного Виталия Вульфа об Изольде Извицкой. Я любила эту актрису с детства. То ли увидела ее в роли, которая произвела на меня сильное впечатление, то ли сама эта женщина не могла уйти из галереи лиц, которые отпечатываются в нашей памяти навсегда.
То, что поведал В. Вульф, меня шокировало тогда. А ведь она была действительно красива. В ее красоте было что-то особенное, какой-то проникновенный внимательный взгляд, женственность, сила. Такая красота, с возрастом трансформируясь, делает человека привлекательным до старости.
Изольда Извицкая родом из маленького городка Дзержинска под Нижним Новгородом. Родилась она в 1932 году в семье отца-химика и мамы-педагога. А день рождения ее пришелся на 21 июня. Так что свой девятый день рождения девочка справила накануне войны. Мама Изольды руководила Домом пионеров, где дочь занималась в театральном кружке. Ее хвалили, и после окончания школы Изольда, хоть и очень трусила, отправилась поступать во ВГИК. Это было в 1950 году.
Она поступила с первой попытки. А через год, приехав в каникулы на родину, познакомилась со студентом Ленинградского института киноинженеров. Она влюбилась, и все могло бы пойти по совершенно другому сценарию, но уже в 1955 году Извицкая получила роль в фильме Михаила Калатозова «Первый эшелон», где снимался также молодой актер Эдуард Бредун, который вскоре стал ее мужем.
Извицкая писала в письме любимой подруге Зареме Кормилицыной о себе в третьем лице: «Она каждый день ссорится со своим мужем по поводу: кто глава семейства. Так еще и не выяснили». Но одновременно с этим в творческой жизни Изольды Извицкой происходит судьбоносное событие. Режиссер Григорий Чухрай начинает съемки фильма «Сорок первый» по повести Бориса Лавренева и на роль Марии (Марютки) приглашает в конечном счете неизвестную выпускницу ВГИКа Извицкую.
Это тяжелый, монотонный, жесткий фильм о противостоянии людей в гражданскую войну, о выборе между долгом и любовью, и вопрос этот в фильме и в повести решается с революционной беспощадностью.
Все это предстоит изобразить актрисе, что она и делает, блестяще отодвинув на задний план, т. е. сделав незримой свою внешность, а на первый план выдвинув судьбу женщины в войне. Острее всего перед авторами фильма стояла проблема, как, говоря по-нашему, «политкорректнее» изобразить «любовь к врагу».
Извицкая трусила и переживала так, что Чухраю пришлось вызвать на съемки ее мужа и дать ему небольшую роль, только чтобы актриса не ходила зареванная.
И это помогло. Роль заиграла разными гранями, молодой актрисе удалось показать и зарождение чувства, и страшную развязку доподлинно точно. Роль Извицкой и фильм целиком ошеломили зрителя. Причем и на Каннском фестивале тоже.
В Каннах ожидали увидеть советскую артистку с «ногами кавалериста», а пришлось писать в газетах об Извицкой, как о настоящей русской красавице. В честь нее в Париже открылось кафе под названием «Изольда».
Жюри Каннского фестиваля присудило фильму «Сорок первый» специальный приз «За поэтичность и оригинальный сценарий». Популярные журналы «Нью-Йорк мэгэзин» и «Паризьен либре» вышли с ее портретами на обложке. В ее честь устраивались бесконечные приемы. На актрису обратили внимание не только в Европе, но и в СССР.
В число поклонников Извицкой попал и Алексей Аджубей, зять Никиты Сергеевича Хрущева, и Марк Бернес, причем Бернесу Изольда Васильевна отвечала с большей теплотой, за что последний подвергался нападкам по линии собственного творчества.
С одной стороны, у Изольды Извицкой началась интересная жизнь востребованной талантливой молодой женщины. Она стала членом Ассоциации по культурным связям со странами Латинской Америки и могла много ездить по всему свету.
За короткое время она посетила Париж, Брюссель, Вену, Будапешт, Варшаву, Буэнос-Айрес. С другой стороны, настоящее кино никак не видело в ней главных героинь. Множество фильмов, в которых она снялась, были либо крупными и серьезными работами, но в них она играла эпизодические роли, либо — советскими шаблонами про целину и поиски в себе коммунистического начала.
Многие помнят Извицкую, например, по легкому фильму «К Черному морю». Также были киноленты — «Неповторимая весна», «Очередной рейс», «Поэт» и др. Роли Извицкой становились похожими одна на другую.
Когда я просматривала фильмографию актрисы, мне показалось, что в большинстве фильмов ей приходилось ехать в кинематографическую экспедицию куда-то на Восток и в Среднюю Азию, как будто ей самой хотелось вырваться из дома и высшего света в простую и жизнь на дальних полустанках. Словом, нового «Сорок первого» все никак не случалось. Зато случился затяжной творческий кризис актрисы, начавшей чувствовать свой возраст.
Извицкой было уже за тридцать, слава ее утихла, красота смягчилась. Объективно трагическим обстоятельством для судьбы актрисы стал ее муж, т. к. он, видимо, был человеком, подверженным не только алкоголизму, но и слабостям другого свойства — завистливости, ранимости, обидчивости.
Изольда Извицкая, подстрекаемая Бредуном, стала пить. Все это обернулось и глубоким пороком, и трагедией. Как это часто бывает, мужчина с алкоголизмом хоть как-то справлялся, а женщина уходила на дно. Блеск софитов и толпы поклонников теперь заменяли большие застолья дома.
Есть воспоминания о супругах другого характера. Говорят, муж пытался лечить Извицкую, просто устал и проблему не одолел. Изольда Васильевна уходила в глубокие депрессии, но держалась за свою любовь к мужу, который был ей очень дорог.
Извицкой довелось еще сыграть в многосерийном фильме Сергея Колосова «Вызываем огонь на себя», что помогло ей более-менее держаться в форме. Но съемки окончились, и все вернулось на круги своя.
Последним ударом оказался уход мужа из семьи. В 1971 году Эдуард переехал жить к подруге Изольды. Видимо, наша героиня была не настолько сильной женщиной, чтобы после утраты славы, молодости и любви, взять себя в руки. Она замкнулась в себе и почти не выходила на улицу. Однажды ее обокрали. Но в квартире ее не было бедлама, как можно было бы подумать, она просто болела — болела алкоголизмом, чувствуя бескрайнее одиночество.
Театр «Киноактера» часто выступал в таких судьбах в качестве палочки-выручалочки, предлагая роль актерам, которые нуждаются. Такое предложение получила и Изольда Васильевна. Она репетировала роль в спектакле «Слава» по пьесе Гусева. Как-то раз она несколько дней не приходила в театр, и диспетчер попросила бывшего мужа Извицкой выяснить, в чем дело. Об этом эпизоде и рассказывал Виталий Вульф в своей передаче. Открыв дверь, вошедшие увидели на полу мертвую Извицкую. Она лежала в стареньком халатике, который ей подарил сам Вульф.
Смерть Извицкой преподнесли как самоубийство. Об этом сообщила только газета «Советская культура». Говорят, еще по Би-би-си сказали, что в Москве от голода и холода, выброшенная из общества, скончалась Изольда Извицкая. Она прожила всего 38 лет. В биографии ее можно было бы написать — была звездой, быстро сгорела, но свет от этой звезды все еще можно увидеть на утреннем горизонте.
В июне также родились актеры: Валерий Золотухин, Владимир Коренев, Сергей Маковецкий, Юрий Соломин, Татьяна Пельтцер и др.


Все Статьи