arrow-up arrowright arrowright

Между раем и адом

01.11.2015

Мария Ватутина,
Член Союза писателей Москвы, выпускающий редактор журнала «ПРАВОсоветник»

Нет ли у вас чувства, что автор «Божественной комедии», так зримо описавший нам области, о которых размышляют люди на протяжении тысячелетий, сам является не человеком, а непостижимым метафизическим существом? И имя у него какое-то надмирное, неземное — Данте.
Мне так кажется до сих пор, хотя я уже побывала в том месте, где он родился, побродила по тем улочкам, где он встретил Беатриче, вздыхал по ней, писал свои бессмертные стихи, я знаю, как он жил, сколько у него было детей, какой деятельностью занимался и как умер. Все равно, он остается существом, «побывавшим там», преображенным из простого человека в человека, посвященного в тайну.

Данте Алигьери — величайший итальянский поэт, богослов, политический деятель, один из основоположников литературного итальянского языка, вошел в историю мировой литературы как автор монументального эпического труда — «La divina commedia» («Божественная комедия»), отразившего взгляд с точки зрения христианской морали на бренную и короткую человеческую жизнь.
Все, что известно о жизни Данте, известно с его слов. Родился 21 мая 1265 года во Флоренции и всю жизнь оставался предан своему родному городу. Семья Данте принадлежала к городскому дворянству Флоренции. Родовое имя Алигьери первым носил дед поэта. Данте получил образование в муниципальном училище, затем, предположительно, учился в Болонском университете.
Мало известно о семье Данте. Вероятно, его мать, которую звали Белла, умерла достаточно рано. После ее смерти отец женился, и в этом браке родились сын Франческо и дочь Гаэтана. Около 1283 года умер и отец Данте, оставив детям скромное, но очень уютное имение во Флоренции и загородный домик. К этому периоду относится женитьба Данте на Гемме Донати. Он вступил в один из тех деловых браков, по политическому расчету, какие в то время были приняты.
В 1274 году девятилетний мальчик залюбовался на майском празднике девочкой восьми лет, дочерью соседа, Беатриче Портинари — это его первое биографическое воспоминание. Он и прежде видел ее, но впечатление от этой встречи обновилось в нем, когда девять лет спустя (в 1283 году) он увидел ее снова уже замужней женщиной и на этот раз увлекся ею. Беатриче становится на всю жизнь «владычицей его помыслов», прекрасным символом того нравственно поднимающего чувства, которое он продолжал лелеять в ее образе, когда Беатриче уже умерла (в 1290 году).
Жизнь Данте была поставлена в зависимость от затяжного конфликта императора и Папы Римского. Огромную роль во Флоренции в то время играл бывший изгнанник Брунетто Латини, друг и учитель Данте. Этот человек обладал поистине энциклопедическими знаниями, постоянно цитировал Цицерона, Сенеку, Аристотеля и, конечно, Библию. Именно Латини более всего повлиял на раннее развитие Данте, воспитал в нем чувство прекрасного.
Данте был удивительно уверенным в себе человеком.
В возрасте 18 лет он говорил, что умеет в совершенстве писать стихи и что этим «ремеслом» он овладел самостоятельно. В честь друга Гвидо Кавальканти Данте написал много стихов, прославляя его удивительный талант.
В поэме «Vita Nuova» («Новая жизнь») есть множество отрывков, посвященных Кавальканти. Здесь же Данте воспел первую юношескую любовь — Беатриче. Данте и Беатриче стали таким же символом любовной пары, как Петрарка и Лаура, Тристан и Изольда, Ромео и Джульетта.
Основная часть лирических стихотворений Данте создана в 80-90-е годы XIII века; с началом нового столетия малые стихотворные формы из его творчества постепенно уходят.
На самом деле биографическая информация проста и небогата подробностями: две встречи, первая в детстве, вторая в юности, обозначающая начало любви, смерть отца Беатриче, смерть самой Беатриче, чувства, переживания, преодоление и романтизация образа возлюбленной вплоть до обожествления.
В конце концов из любовной истории мы получаем глубокие философские размышления Данте о жизни и смерти. Поэт изучает Цицерона, Вергилия. Новой музой Данте стала Философия, она заняла все его мысли. Данте стал посещать религиозную школу во Флоренции.
В 1295 году Данте, на свою беду, вошел в гильдию, членство в которой открывало дорогу в политику. Это как раз было время обострения борьбы между императором и Папой, так что город был снова разделен на две противоборствующие группировки — «черные» и «белые», к которым принадлежал Данте. «Белые» одержали победу и изгнали соперников из города. Данте становился все большим противником Папы, участвовал в антипапских коалициях. В конечном итоге, чтобы спастись, ему пришлось покинуть родной город.
В годы изгнания он начал писать и труд своей жизни — «Божественную комедию» — поэму в 3 частях («Ад», «Чистилище», «Рай») и 100 песнях, поэтическую энциклопедия средних веков. Комедией она названа автором, который исходил из выработанной средневековой поэтикой классификации жанров. Определение «божественная» присвоили ей потомки. В поэме рассказывается о путешествии Данте по царству мертвых.
В этом великом произведении Данте ставил перед собой великую цель: реально помочь людям справиться со страхом смерти.
Эта задача была в то время чрезвычайно актуальной: в душе средневекового человека, разрываемой ужасом перед адскими муками, еще переплетались заповеди античных и христианских богов.
Данте не советовал, вслед за Эпикуром, забывать о грядущей смерти и не утверждал, как философы эпохи Просвещения, что ад выдумали церковники, — он верил в реальное существование ада и в то, что смелость, честь и любовь помогут человеку выйти из него невредимым.
«Божественная комедия» начинается с того, что автор, потрясенный смертью Беатриче, пытается излить горе в стихах, чтобы хотя бы в них спасти и сохранить чистый образ любимой. Но неожиданно понимает, что это она, блаженная и невинная, неподвластна смерти и может спасти его самого от гибели. И Беатриче с помощью Вергилия проводит живого Данте, а вместе с ним и читателей, через все ужасы ада.
На вратах ада начертано «Оставьте всякую надежду», но Вергилий советует Данте оставить всякий страх, ибо только с открытыми глазами человек может постичь корни зла.
Данте, заблудившемуся в «сумрачном лесу» (который символизирует грех самого автора, и вместе с тем — грехи всего человечества, переживающего критический момент своей истории), приходит на помощь римский поэт Вергилий (который символизирует человеческий разум, незнакомый с божественным откровением) и ведет его по двум первым загробным царствам — царству возмездия и царству искупления.
С 1316—1317 годов Данте поселился в Равенне, куда его вызвал на покой синьор города, Гвидо да Полента. Здесь, в кругу детей, среди друзей и поклонников, создавались песни Рая. Вокруг него собрались его сыновья, Якопо и Пьетро, поэты, будущие его комментаторы, и дочь Антония; только Джемма жила вдали от всей семьи.
Когда она умерла, волею судеб ее гробница и гробница Беатриче оказались в одной приходской церкви Санта Маргарита де Черчи.
Летом 1321 года Данте как посол правителя Равенны отправился в Венецию для заключения мира с республикой Святого Марка. По дороге назад Данте заболел малярией и умер в Равенне в ночь с 13 на 14 сентября 1321 года.
По свидетельству Боккаччо, после смерти Данте Алигьери его сыновья долгое время не могли доискаться тринадцати последних песен, пока, согласно легенде, Данте не приснился своему сыну Якопо и не подсказал, где они лежат.
Данте был похоронен в Равенне; великолепный мавзолей, который готовил ему Гвидо да Полента, не был воздвигнут. Современная гробница (также называемая «мавзолеем») построена в 1780 году.


Все Статьи