arrow-up arrowright arrowright

«...Петухи отправлялись за жемчужными зернами...»

02.12.2016

Мария Ватутина,
Выпускающий редактор журнала «ПРАВОсоветник», член Союза писателей Москвы, член Русского ПЕН-центра, лауреат Бунинской, Тютчевской и других международных литературных премий

Итак, Год огненного Петуха у нашего порога. И как бы мы не отворачивались от китайского календаря, делая вид, что мы материалисты, нет-нет да и поинтересуемся, что за Год Петуха и в чем его встречать…

Вообще-то, в знаках Зодиака, в китайских календарях, в гороскопах что-то есть.
Самое лучшее — воспринимать из множества предсказаний и советов только хорошее и относиться к этому как к помощнику по самонастрою.
Понятно, что, в первую очередь, мы отталкиваемся от внешней атрибутики. Петух — яркий, привлекающий внимание, претендующий на лидерство, элегантный и общительный.
Кстати, слово «огненный» пусть вас не пугает. В данном случае это лишь синоним слова «яркий» и может быть переведено именно как Год Яркого Петуха. И правда, бывают же петухи белые. Это не наш случай. Стихия Огня — это стремление к движению, к жизненной энергии, к самосовершенствованию и успеху.
В китайском календаре Петух считается самым утонченным, общительным знаком. Петух невероятно проницательный, педантичный, организованный, щепетильный, решительный, требовательный, консервативный, бдительный, ответственный и практичный.
У Петуха пылкий темперамент — не отставайте, беритесь за работу с огоньком, а живите с сильными эмоциями, умейте тонко чувствовать и не забывайте о романтике.
Что касается самого праздника, не забывайте, что Петух — хороший семьянин и любит домашний уют, теплоту домашних отношений.
Встречайте Новый год в кругу семьи. «…Помиритесь те, кто в ссоре…» Забудьте о проблемах, позовите близких друзей, чем больше, тем лучше.
Про одежду на Новый год даже можно и не говорить. Выбираем яркое, пышное, блестящее. Но помните, Петух — не попугай. Он элегантен, а не безвкусен. Но большое количество бижутерии, а лучше, конечно, жемчугов и золота — не повредит.
И теперь накрывайте на стол — зерновые, фрукты и овощи, зелень. Простые, натуральные и вкусные блюда Петух одобрит.
А потом включайте громче музыку и выходите танцевать. Петух — зверь подвижный. Берите с него пример.
А друзьям и близким подарите что-нибудь необычное, экстраординарное и памятное.
Доброго вам года и хорошего праздника!

«В Рождество все немного волхвы…»
Если знать, кто такие волхвы, смысл стихотворения Иосифа Бродского становится шире.
Мы понимаем, что речь идет о тех библейских мудрецах, которые, увидев звезду, пустились на поиски новорожденного мессии. Но ведь «волхвы» это слово древнерусское, оно существовало и до перевода Нового Завета.
В переводе с древнерусского «вълхвъ» — это кудесник, волшебник, гадатель. То есть это человек еще дохристианской, языческой Руси, жрец, отправлявший религиозные обряды, приносивший жертвоприношения, якобы умевший управлять стихиями и видеть будущее. Но, конечно же, в первую очередь, у Бродского в его известном рождественском стихотворении, которые он писал регулярно, это была его традиция, волхвы имеются в виду библейские. Так кто же они?
В Новом Завете волхвы упоминаются кратко в Евангелии от Матфея, где говорится о мудрецах, пришедших с Востока, чтобы приветствовать младенца Иисуса и преподнести ему дары. Согласно апостолу Матфею, волхвы жили где-то на востоке. Они увидели в небе звезду и поняли, что она является знамением. Последовав за ее движением по небосводу, они пересекли несколько государств и прибыли в Иерусалим. Там они обратились к правящему государю этой страны, Ироду, с вопросом, где они могут увидеть только что родившегося Царя Иудейского, очевидно, предполагая, что правитель должен быть связан с ним родственными узами.
Впоследствии история — как это водится — обрастала трактовками и уточнениями. Так, Блаженный Августин и Иоанн Златоуст указывали на двенадцать «дарителей», почему-то даже уточнялось количество даров, но впоследствии число волхвов сократилось до трех. Их имена — которые им дал в VII—VIII веках Беда Достопочтенный — Каспар, Мельхиор и Бальтазар. Волхвам приписали царское происхождение, подыскали и государства, откуда они прибыли.
С наступлением эпохи Великих географических открытий волхвы становятся олицетворением либо трех частей света — Европы, Африки, Америки, — либо человеческих рас — белой, черной и желтой, позже они стали представителями еще и разных возрастных групп.
В сущности, вся последующая мифология, связанная с волхвами, отраженная в различных видах искусства, выросла из литературы, а не из Евангелия, либо это и вовсе народная фантазия, кроме того, авторы от церкви интерпретировали и обставляли подробностями короткое упоминание Матфея.
В католицизме поклонение волхвов отмечается в день праздника Богоявления (6 января). В некоторых странах праздник носит название праздника трех царей. В испаноязычных странах в этот день происходят пышные массовые шествия, гуляния, инсценировки с фигурами царей и многочисленными дарами.
Однако православие настаивает на том, что поклонение волхвов происходило через 12 дней после Рождества. И правда, свет Звезды, указывающий по преданию на место, где родился Иисус Христос, волхвы увидели, может быть, и в канун Рождества.
Но еще нужно было добраться до заброшенного вертепа в пустыни.
Существует и день памяти волхвов в католической церкви —23 июля.
По преданию, мощи волхвов были найдены императрицей Еленой и положены были сначала в Константинополе. В V веке мощи волхвов были перенесены оттуда в Медиолан (Милан), а в 1164 году, по желанию Фридриха Барбароссы, в Кельн, где и хранятся в Кельнском соборе в золоченой тройной раке.
Как известно, волхвы принесли младенцу Иисусу дары, которые имели символическое значение:

  • Золото — царский дар, показывающий, что Иисус был Человеком, родившимся, чтобы быть Царем;
  • Ладан — дар священнику, так как Иисус пришел стать новым Учителем и истинным Первосвященником (см. иконографию «Великий Архиерей»);
  • Смирна — дар тому, кто должен умереть, так как смирну в Древнем Израиле употребляли для бальзамирования тела умершего. Этот дар отсылает к грядущей искупительной жертве Христа — одному из эпизодов Страстей Господних, увенчавшихся Распятием.

Для нас же важно и то, что волхвами и их дарами была заложена широко известнаятрадиция дарить подарки на Рождество.
Позже в изобразительном искусстве к трем волхвам прибавились и простые пастухи, и животные, и даже растения. Многочисленные полотна великих живописцев Возрождения рассказывают нам о чудесном ликующем столпотворении возле пастушьей пещеры, где пряталось Святое семейство. Что ж, в Рождество — все немного волхвы…
«…Звезда светила ярко с небосвода…»
Была ли Вифлеемская звезда звездой в астрономическом смысле? Если остальные библейские события — атрибуты веры, то события космические ученые теперь умеют вычислять и доказывать, причем как те, что будут впереди, так и те, которые уже произошли в бездне, полной звезд.
Но сначала представьте, насколько важны были звезды в начале нашей эры для людей вообще. Ведь электричества не было, любой человек был нерасторжим с природой, которая начиналась за его порогом, и, выйдя за него темным вечером, человек общался со звездным небом напрямую.
Вместо сегодняшних ярких городских огней всех цветов и калибров — над ними были только звезды.
По сути, Вифлеемскую звезду — то есть звезду, которая ярко горела над Иудейскими землями две тысячи семнадцать лет назад, правильнее назвать небесным явлением, а не конкретным физическим телом. Вот как об этом написано у евангелиста Матфея: «Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему» (Мф. 2:1-2).
Далее: «Они, выслушав царя, пошли. И се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как, наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец. Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою, и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну». (Мф. 2:9-11)
Итак, церковь считает Вифлеемскую звезду чудесным явлением и вовсе не изучает ее как явление космическое. Для церкви и верующих христиан смысл Звезды Вифлеема прежде всего в том, что она была как раз тем светилом, которое было предсказано пророком Валаамом в Книге Чисел.
Некоторые священнослужители все же рассматривали эту звезду как комету. Но для церкви это не очень важно.
А вот мнения ученых вас удивят, как удивили когда-то меня.
Действительно, долгие годы считалось, что на самом деле Вифлеемская звезда была кометой, причем именно знаменитой кометой Галлея. Известно, что в начале нашей эры комета Галлея проходила близко к Земле и могла стать именно той «звездой», которая указывала путь волхвам. Были в те годы и другие ярко вспыхивавшие вследствие взрывов или других химических процессов звезды над небом Иудеи, чьи жители, кстати, ничего такого над своими головами не заметили.
В последние годы возникла гипотеза о так называемой двойной звезде. Сразу хочу намекнуть, что эта гипотеза мне-то нравится как раз своей мифологичностью и романтичностью, она является как бы символом триединства в библейском понимании. Сводится эта гипотеза к тому, что в астрологии изучено такое явление как «соединение», то есть явление, при котором два физических тела визуально сливаются воедино.
Так, например, известно, что за шесть лет до Рождества Христова в небе Иудеи начало происходить явление слияния (или точнее, совпадения) Юпитера и Сатурна, когда в определенный предутренний час эти планеты выстраивались на своих орбитах так, что всходившее солнце освещало их самым впечатляющим образом, и этот эффект длился недолго.
В год Рождества к этим двум планетам, по мнению ученых, мог присоединиться еще и Марс, так что символ триединства здесь налицо.


Все Статьи