arrow-up arrowright arrowright

Какие изменения ожидают нас в 2019 году

07.12.2018
Татьяна Гежа,
главный эксперт-консультант управления обучения клиентов ЗАО «ТЛС-ГРУП»

2018 год принес много изменений. Вносились изменения в ТК РФ, появлялись новые разъяснения по применению трудового законодательства, принимались крайне важные судебные решения.
Теперь постараемся рассмотреть все эти изменения подробней.

Изменения в ТК РФ 

Новое основание для проведения внеплановых проверок

С 11.01.2019 еще одним основанием для проведения внеплановой проверки будут обращения и заявления граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информация от органов государственной власти, органов местного самоуправления, профессиональных союзов, сообщения средств массовой информации о фактах: 
• уклонения от оформления трудового договора;
• ненадлежащего оформления трудового договора или заключения гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем (ч. 7 ст. 360 ТК РФ).
Такая внеплановая выездная проверка может быть проведена незамедлительно, с извещением органа прокуратуры, но без согласования с ней такой проверки.

Многодетные родители теперь смогут брать отпуск в удобное для них время

Еще в ноябре прошлого года в Государственную Думу РФ был внесен законопроект, который предлагал предоставить одному из родителей (опекуну, попечителю, приемному родителю), воспитывающему ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет, а также одному из родителей (опекуну, попечителю, приемному родителю), имеющему двух или более детей в возрасте до четырнадцати лет, ежегодный оплачиваемый отпуск по его желанию в удобное для них время. 
Однако 19.06.2018 данный законопроект Думой был отклонен. А вместо него в итоге был принят Федеральный закон от 11.10.2018 № 360-ФЗ «О внесении изменения в Трудовой кодекс Российской Федерации», который вступил в действие 22.10.2018.  
В ТК РФ теперь появилась ст. 262.2 «Очередность предоставления ежегодных оплачиваемых отпусков работникам, имеющих трех и более детей». Теперь работникам, имеющих трех и более детей в возрасте до двенадцати лет, ежегодный оплачиваемый отпуск предоставляется по их желанию в удобное для них время. 

Гарантии работникам при прохождении диспансеризации

03.10.2018 был подписан Федеральный закон от 03.10.2018 № 353-ФЗ «О внесении изменения в Трудовой кодекс Российской Федерации», который вступает в действие 01.01.2019. Этим законом введена новая ст. 185.1, которая предусматривает гарантии лицам, проходящим диспансеризацию. 
Так, работники при прохождении диспансеризации в порядке, предусмотренном законодательством в сфере охраны здоровья, имеют право на освобождение от работы на один рабочий день один раз в три года с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка. 
А вот работники, не достигшие возраста, дающего право на назначение пенсии по старости, в том числе досрочно, в течение пяти лет до наступления такого возраста, и работники, являющиеся получателями пенсии по старости или пенсии за выслугу лет, при прохождении диспансеризации в порядке, предусмотренном законодательством в сфере охраны здоровья, имеют право на освобождение от работы на два рабочих дня один раз в год с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка. Причем освобождение от работы для прохождения диспансеризации производится на основании письменного заявления от работника, при этом день (дни) освобождения от работы согласовывается (согласовываются) с работодателем.

Проверочные листы

Одним из основных документов, устанавливающих порядок проведения проверок трудовой инспекцией, является Постановление Правительства РФ от 01.09.2012 № 875 «Об утверждении Положения о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права». В этот документ в 2018 году также были внесены значительные изменения.
Теперь при проведении плановых проверок всех работодателей — юридических лиц и работодателей — физических лиц, зарегистрированных в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей и осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, с 01.07.2018 государственные инспекторы труда используют проверочные листы (списки контрольных вопросов).

В проверочные листы (списки контрольных вопросов) включаются перечни вопросов, затрагивающих наиболее значимые обязательные требования трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, предъявляемые к работодателю — юридическому лицу и работодателю — физическому лицу, зарегистрированному в установленном порядке в качестве индивидуального предпринимателя и осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
И что очень важно, предмет плановой проверки всех работодателей — юридических лиц и работодателей — физических лиц, зарегистрированных в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей и осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, ограничивается перечнем вопросов, включенных в проверочные листы (списки контрольных вопросов).

Введены новые проверочные листы

Формы проверочных листов утверждены Приказом Роструда от 10.11.2017 № 655«Об утверждении форм проверочных листов (списков контрольных вопросов) для осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права».
Проверочные листы были введены в действие еще 04.02.2018, и их было утверждено 107 штук. Но не все листы подходят для проверки любой организации.

В составе проверочных листов есть такие, которые посвящены вопросам охраны труда при проведении различных работ, таких как, например, окрасочные работы, подводные взрывные работы и т. д.
Однако 05.10.2018 вступила в действие новая редакция данного Приказа. Этой редакцией Роструд признал утратившим силу проверочный лист № 34 по разработке и утверждению правил и инструкций по охране труда для работников. 
Вместо этого проверочного листа были введены в действие дополнительно еще 26 проверочных листов.
В частности, среди них проверочные листы, которые касаются вопросов:
• оформления  материальной ответственности;
• организации профобразования и заключения ученических договоров;
• выполнения требований охраны труда при различных работах;
• соблюдения гарантий отдельных категорий персонала, таких как творческие работники, спортсмены и тренеры.

Необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение лица, достигшего предпенсионного возраста, влечет для работодателя наказание в виде штрафа либо обязательных работ14.10.2018 вступил в действие Федеральный закон от 03.10.2018 № 352-ФЗ «О внесении изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации». В связи с принятием закона о повышении  возраста выхода на пенсию граждан РФ был принят закон о защите граждан предпенсионного возраста  от  необоснованного отказа в приеме на работу или их необоснованного увольнения.
В УК РФ дополнительно ввели ст. 144.1, устанавливающую наказание в виде штрафа в размере до 200 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев либо обязательных работ на срок до трехсот шестидесяти часов в случае необоснованного отказа в приеме на работу лица по мотивам достижения им предпенсионного возраста, а равно необоснованного увольнения с работы такого лица по тем же мотивам. 
При этом приложением к этой статье дается разъяснение о том, какой временной период следует считать предпенсионным возрастом. 
Под предпенсионным возрастом понимается возрастной период продолжительностью до пяти лет, предшествующий назначению лицу страховой пенсии по старости в соответствии с пенсионным законодательством РФ.

Новый ГОСТ по оформлению документов

01.07.2018 вступил в действие ГОСТ Р 7.0.97-2016 «Национальный стандарт Российской Федерации. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Организацион-но-распорядительная документация. Требования к оформлению документов». 
По общему правилу стандартизация в РФ основывается на принципе добровольности применения документов по стандартизации (п. 1 ст. 4 Федерального закона от 29.06.2015 № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации»). 
То есть использование данного стандарта не является обязательным. 
Тем не менее некоторые госорганы, контрагенты, работники организаций уже требуют, чтобы необходимые документы оформлялись строго по требованиям данного стандарта.  
Стандарт распространяется на организационно-распорядительные документы: уставы, положения, правила, инструкции, регламенты, постановления, и т. п. 

Каких документов коснутся новые требования:
• служебные и докладные записки;•приказы по основной деятельности;
• приказы по личному составу, которые оформляются по форме приказов по основной деятельности;
• локальные нормативные акты и др.
В отличие от прежнего ГОСТ Р 6.30-2003 в новом появился раздел «Общие правила к созданию документов».
А еще новым ГОСТом установлены правила заверения копий документов. Так, в частности, организация сама заверяет копии документов:
• если она составила их (договоры, приказы и т. п.);
• если у нее хранится подлинник (например, трудовые книжки работников);
• если оригинал необходимого организации документа возвращается его предъявителю (например, диплом работника).

По правилам ГОСТа во всех случаях на копии делают надпись «Верно» или «Копия верна» с подписью руководителя и датой заверения. Дополнительно, если копия выдается для представления в другую организацию, можно указать место хранения подлинника документа.

Например:
Верно
Инспектор отдела кадров  Степанова (Степанова А.М.)
02.11.2018
Подлинник документа находится в ООО «Ромашка»

Провести медосмотр за счет соискателя, а после возместить ему расходы не получится

В последнее время, к сожалению, некоторые работодатели предпочитают при приеме работника на работу выдавать  ему направление на прохождение медосмотра с условием, что он его оплачивает, а потом документы по оплате предъявляет работодателю, а работодатель в  итоге потом эти расходы возмещает.  Такие ситуации нередко доходили до суда. 
Апелляционное определение Свердловского областного суда от 27.07.2018 по делу № 33-12610/2018.
Так, истец  обратился в суд с иском к организации,  в обоснование которого указал, что он обратился к ответчику с целью трудоустройства на квотируемое рабочее место — уборщик территории. 14.03.2018 ему были выдан паспорт здоровья работника и два направления для прохождения обязательного предварительного медицинского осмотра и психиатрического освидетельствования. 
По прибытии в данное медицинское учреждение истец был уведомлен о том, что прохождение медицинского осмотра является платной услугой. В связи с тяжелым материальным положением истец не может за счет собственных денежных средств пройти обязательный медицинский осмотр. В связи с изложенным истец полагает нарушенными свои права на труд.
Решением … районного суда … от 19.04.2018 исковые требования истца  удовлетворены частично. На организацию возложена обязанность обеспечить прохождение истцом предварительного медицинского осмотра работника и психиатрического освидетельствования по выданным ему направлениям для трудоустройства на должность уборщика территории, оплатив услуги указанного медицинского учреждения в течение 5 дней со дня вступления решения суда в законную силу. 
Организация подала апелляционную жалобу, считая, что истцом не представлено доказательств нарушения его трудовых прав со стороны ответчика.
Однако судебной коллегией был сделан вывод о том, что оплата предварительного медицинского осмотра в форме компенсации расходов истца по проведению медицинского осмотра является незаконной, поскольку положениями трудового законодательства предварительный медицинский осмотр осуществляется за счет работодателя, а не за счет средств работника с последующей компенсации ему понесенных затрат.Так что работодателям, которые проводят медосмотры, следует задуматься о том, чтобы пересмотреть схему последующей оплаты медосмотров физическому лицу.

Конституционный Суд РФ о праве работника на компенсацию за все неиспользованные отпуска при увольнении

В последние годы сложилась очень неоднозначная практика по вопросу о взыскании с работодателя компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении, если работник много лет его не использовал. Это было связано с тем, что суды за основу в этом вопросе брали норму Конвенции МОТ № 132 «Об оплачиваемых отпусках», в которой говорится о том, что ежегодный отпуск должен предоставляться не позднее чем в течение 18 месяцев после окончания того года, за который положен отпуск. 
Причем суды отказывали работнику в компенсации за те отпуска, по которым этот срок использования истек (с учетом 18-ти месяцев и срока исковой давности).
В итоге Постановлением Конституционного Суда РФ от 25.10.2018 № 38-П было определено, что п. 1  ст. 9 Конвенции МОТ № 132, устанавливающий 18-месячный срок, в течение которого работнику во всяком случае должна быть предоставлена оставшаяся часть не использованного своевременно отпуска, будучи по своему характеру гарантийной нормой, предназначен для обеспечения права на отпуск определенной национальным законодательством продолжительности путем его использования лишь теми работниками, которые продолжают трудиться, и по своему буквальному смыслу не рассчитан на применение к увольняющимся или уже уволенным работникам, а истечение этого срока не может влечь за собой прекращение права таких работников на соответствующую часть отпуска и невозможность получения денежной компенсации взамен неиспользованных дней отпуска. 
Следовательно, приведенные положения ст. 9 Конвенции МОТ № 132 ни сами по себе, ни во взаимосвязи с иными ее статьями не затрагивают право работника на получение денежной компенсации за все неиспользованные отпуска при увольнении и не ограничивают срок, в течение которого работник может обратиться в суд с требованием о ее взыскании, в том числе в случаях, когда положенные работнику отпуска или их часть не были предоставлены в пределах срока их использования, установленного данной Конвенцией или национальным законодательством. 
Такой вывод в полной мере корреспондирует ст. 11 данной Конвенции, не устанавливающей каких-либо ограничений права работника на получение компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении.
Конституционный Суд РФ постановил признать ч. 1 ст. 127 и ч. 1 ст. 392 ТК РФ не противоречащими Конституции РФ, поскольку содержащиеся в них положения — по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования — не ограничивают право работника на получение при увольнении денежной компенсации за все неиспользованные отпуска и, если данная компенсация не была выплачена работодателем непосредственно при увольнении, не лишают работника права на ее взыскание в судебном порядке независимо от времени, прошедшего с момента окончания рабочего года, за который должен был быть предоставлен тот или иной неиспользованный (полностью либо частично) отпуск, при условии обращения в суд с соответствующими требованиями в пределах установленного законом срока, исчисляемого с момента прекращения трудового договора.

Все Статьи