arrow-up arrowright arrowright

Консультант Плюс для бюджетных организаций

23.10.2012

Ольга Филиппова,
Тренер-консультант ЗАО «ТЛС-ГРУП»

Бюджетные организации — особые организации, бухгалтерский учет и правовое регулирование их деятельности отличны от коммерческих компаний. Поэтому совершенно справедливо, что для работы специалистам-бюджетникам нужны и особенные инструменты, учитывающие специфику деятельности таких организаций. Справочная правовая система «Консультант Бюджетные организации», которая появилась в октябре 2012 года, — как раз такой инструмент.

СПС «Консультант Бюджетные организации» содержит шесть Информационных банков (далее — ИБ), два ИБ с законодательством Российской Федерации и четыре ИБ с аналитическими и консультационными материалами для работников бюджетных, автономных и казенных учреждений:

  • Российское законодательство (бюджетные организации);
  • Эксперт-приложение (бюджетные организации);
  • Путеводитель по бюджетному учету и налогам;
  • Вопросы-ответы (бюджетные организации);
  • Корреспонденция счетов (бюджетные организации);
  • Пресса и книги (бюджетные организации).

ИБ «Российское законодательство (бюджетные организации)» содержит нормативные правовые акты федерального уровня, необходимые для работы специалистов бюджетных организаций.

В ИБ «Эксперт-приложение (бюджетные организации)» вошли как «общие» документы ненормативного характера, интересные большинству бюджетных организаций, так и документы отраслевых министерств и ведомств, которые заинтересуют бюджетные организации соответствующей отрасли.

При разработке и актуализации материалов СПС «Консультант Бюджетные организации» Компания «Консультант Плюс» придерживается тех же принципов, что и всегда: высокое качество юридической обработки, анализ огромного массива документов, подготовка объективного изложения всех точек зрения на ту или иную проблему в краткой доступной форме с опорой на нормативные документы.

В данной статье автор хочет рассказать о четырех информационных банках с аналитическими и консультационными материалами и на конкретных примерах показать варианты их использования.

ИБ «Путеводитель по бюджетному учету и налогам»

ИБ «Путеводитель по бюджетному учету и налогам» продолжил линейку эксклюзивных аналитических материалов, разработанных Компанией «Консультант Плюс». Все Путеводители КонсультантПлюс — результат кропотливой аналитической работы с российским законодательством.

Эксперты КонсультантПлюс анализируют тысячи документов по неоднозначно трактуемым российским законодательством вопросам, отбирают самые важные материалы, в которых выбирают части, где описывается именно та проблема, которая нужна пользователю.

Проводится предварительный анализ, выясняются различные точки зрения, которые часто бывают противоположными, собирается судебная практика, комментарии специалистов.

Из этой информации выделяется главное и подается в удобном структурированном виде. Таким образом, пользователь получает уникальный материал, чтобы работать более эффективно и комфортно.

Сейчас в ИБ «Путеводитель по бюджетному учету и налогам» включено семь Практических пособий:

  • по промежуточной бюджетной отчетности бюджетополучателей;
  • по бюджетному учету для казенных учреждений и органов власти;
  • по бухгалтерскому учету для бюджетных и автономных учреждений;
  • по бюджетному учету (до 2011 года);
  • по размещению госзаказа;
  • по НДФЛ;
  • по страховым взносам на обязательное социальное страхование.

Порядок ведения бюджетного учета в последние годы меняется довольно часто и весьма существенно, при этом Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений в несколько раз больше по объему, чем аналогичная Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, используемая коммерческими организациями.

Создавая «Путеводитель по бюджетному учету и налогам», эксперты КонсультантПлюс, прежде всего, стремились облегчить работу финансовых специалистов по поиску, отбору и анализу информации по вопросам бюджетного учета.

Это позволяет оптимизировать рабочий процесс, т. к. на изучение нормативных документов, которые довольно часто меняются и сложны для восприятия, требуется очень много времени. Путеводитель позволяет пользователям достаточно быстро «по-грузиться» в проблему и «не утонуть» в ней.

Давайте на конкретном примере рассмотрим эту возможность.Зачастую у бюджетного или автономного учреждения, осуществляющего приносящую доход деятельность, возникает ситуация, когда объект основных средств приобретается за счет двух источников финансирования: средств бюджета и средств от приносящей доход деятельности.

Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений (Приложение №2 к Приказу Министерства финансов РФ «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению» от 16.12.2010 № 174н) не содержит разъяснений, какими бухгалтерскими записями данная операция должна отражаться в учете.

Чтобы найти ответ на этот вопрос, в строке «Быстрого поиска» вводим «приобретение ОС за счет двух источников» и нажимаем кнопку .

Опция «Исключить раздел “Консультации для бюджетных организаций”» должна быть отключена.

Перейдем на вкладку «Путеводители» и выберем из найденных материалов «Путеводитель по бюджетному учету и налогам. Практическое пособие по бухгалтерскому учету для бюджетных и автономных учреждений». Оно сразу открывается на п. 1.2. «Приобретение основных средств за счет двух источников финансирования».

Ниже в Пособии приведена таблица, где отражена корреспонденция счетов по учету затрат, связанных с приобретением основных средств, по переносу указанных затрат с приносящей доход деятельности на бюджетную деятельность и по принятию приобретенных активов к учету. Обратите внимание на примечание авторов.

Пособия, что приведенные в таблице бухгалтерские записи необходимо согласовать с учредителем.

Таким образом, мы буквально за минуту нашли подробный ответ на вопрос, как отразить в бюджетном бухгалтерском учете приобретение ОС за счет двух источников.

Еще один пример. В работе бюджетных, казенных и автономных учреждений часто возникают вопросы, связанные с размещением госзаказа. В следующем Пособии «Путеводителя по бюджетному учету», а именно в «Практическом пособии по размещению госзаказа» представлена информация о различных способах размещения заказов на поставку товаров (работ, услуг) для государственных (муниципальных) нужд и нужд бюджетных учреждений, а также об ответственности за нарушения в этой сфере.

Выделены особенности каждого способа размещения заказов, приведены этапы проведения и их сроки. Пособие содержит практические примеры, основные требования и ограничения по всем способам размещения заказов, а также образцы документов, которые оформляются при размещении заказов.

Кроме того, в Пособии приведен анализ сложившейся судебной практики по спорным ситуациям для каждого из способов размещения заказов.

Предположим, нам нужно узнать, как создать конкурсную (аукционную) комиссию при размещении госзаказа.

На «Панели быстрого доступа» располагается кнопка «Путеводители», нажмем ее и перейдем к Путеводителям для «бюджетников», где выберем материал «Размещение госзаказа».

Открываем «Оглавление» Пособия, вводим в поисковую строку «создание комиссии» и выбираем раздел «Создание комиссии (котировочной, конкурсной, аукционной или единой) по размещению заказа на поставку товаров (работ, услуг) для нужд заказчиков». Там мы найдем пошаговую инструкцию по созданию комиссии со ссылками на соответствующие статьи Федерального закона № 94-ФЗ и другие правовые акты.

Как мы видим, создание комиссии обязательно при любых способах размещения заказа на поставку товаров (работ, услуг) для государственных (муниципальных) нужд и нужд бюджетных учреждений. Исключением является только размещение заказа у единственного поставщика. Кроме того, законодательством установлены определенные требования к числу членов комиссии и к их квалификации.

Для создания конкурсной (аукционной) комиссии при размещении госзаказа потребуется:

  • определить круг лиц, которые составят необходимое число членов комиссии;
  • проверить наличие необходимой квалификации у членов комиссии;
  • установить, нет ли препятствия для участия в комиссии у отдельных членов, если законом предусмотрен запрет;
  • издать приказ о создании конкурсной комиссии.

В тексте Путеводителя по ссылке можно перейти к образцу приказа о создании единой комиссии по размещению заказов на поставку товаров (работ, услуг) для государственных (муниципальных) нужд.

Надо отметить, что КонсультантПлюс постоянно развивается, во все Информационные банки добавляются новые материалы в соответствии с изменениями в законодательстве.

Недавно в КонсультантПлюс появился новый материал для работников бюджетных учреждений — «Практическое пособие по промежуточной бюджетной отчетности бюджетополучателей», которое, по сути, является пошаговой инструкцией по подготовке промежуточной бюджетной отчетности бюджетополучателями. Оно подготовлено на основе норм Приказа Минфина РФ от 28.12.2010 № 191н «Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации».

Пособие адресовано казенным учреждениям, а также органам государственной власти, органам управления государственными внебюджетными фондами, органам местного самоуправления, органам местной администрации.

В Пособии специалисты найдут:

  • ответы на общие вопросы подготовки бюджетной отчетности: кто должен составлять бюджетную отчетность и за какой период она составляется, какие правила надо соблюдать при составлении бюджетной отчетности и что необходимо сделать перед ее составлением, разъяснены понятия «отчетная дата» и «отчетный период» и др.;
  • информацию об объеме представляемой промежуточной бюджетной отчетности;
  • порядок заполнения форм промежуточной бюджетной отчетности;
  • рекомендации по заполнению форм бюджетной отчетности;
  • образцы заполнения форм бюджетной отчетности на конкретных числовых примерах;
  • информацию о контрольных соотношениях показателей внутри форм;
  • информацию о межформенной взаимоувязке показателей промежуточной бюджетной отчетности.

Попасть в «Практическое пособие по промежуточной бюджетной отчетности бюджетополучателей» также можно через кнопку «Путеводители» на «Панели быстрого доступа».

Структуру Пособия можно увидеть в его «Оглавлении».

Если нам нужно ответить на вопрос, какие данные должны быть внесены в титульную часть формы бюджетной отчетности, мы с помощью «Оглавления» перейдем в пункт 1.6. «Как заполнить титульную часть формы бюджетной отчетности». Здесь мы увидим не только перечисление реквизитов, которые нужно заполнить в титульной части формы бюджетной отчетности, но и пояснения к каждому из них, а также ссылки на те статьи нормативных актов (Гражданский и Бюджетный кодексы, Федеральный закон № 83-ФЗ), которые регулируют порядок оформления отчетности.

Таким образом, мы увидели, что «Путеводитель по бюджетному учету и налогам», как и все Путеводители КонсультантПлюс, позволяет решать различные профессиональные вопросы, не тратя драгоценное время на самостоятельный поиск и анализ информации, позволяет найти оптимальный вариант действий, подтвержденный ссылками на нормативные акты. Путеводитель по бюджетному учету и налогам еженедельно актуализируется с учетом изменения законодательства и практики правоприменения.

ИБ «Вопросы-ответы (бюджетные организации)»

ИБ «Вопросы-ответы (бюджетные организации)» на данный момент содержит свыше шести тысяч консультаций в форме «вопрос-ответ» по налогообложению, применению КБК и КОСГУ, кадровым вопросам для бюджетных организаций, а также по размещению заказов на поставку товаров (работ, услуг) для государственных (муниципальных) нужд.

Консультации представлены письмами Минфина России, ФНС России, Минэкономразвития России, Федеральной службы по труду и занятости и других ведомств, подготовленными в ответ на запросы налогоплательщиков. Также авторами консультаций выступают специалисты этих профильных ведомств и независимые эксперты. Многие консультации подготовлены специально для пользователей КонсультантПлюс — их нет в других источниках информации.

На следующем примере с помощью ИБ «Вопросы-ответы (бюджетные организации)» выясним, признается ли доходом в целях исчисления налога на прибыль стоимость излишков материальных запасов, выявленных в результате инвентаризации казенным учреждением.

Зайдем в «Карточку поиска» через «Панель быстрого доступа», справа вверху выберем поиск в разделе «Консультации для бюджетных организаций».

В поле «Налоги. Взносы. Платежи» введем «налог на прибыль», в поле «Название документа» — «излишки инвентаризация» и построим список документов.

В ИБ «Вопросы-ответы (бюджетные организации)» мы нашли несколько консультаций. Откроем первую из них: «Вопрос: О порядке учета доходов в виде стоимости излишков материально-производственных запасов и прочего имущества, которые выявлены в результате инвентаризации казенным учреждением и органом исполнительной власти как юрлицом, для целей исчисления налога на прибыль (Письмо Минфина РФ от 14.02.2012 № 03-03-05/11)». Как мы видим, «доходы в виде стоимости излишков материально-производственных запасов и прочего имущества, которые выявлены в результате инвентаризации казенным учреждением и органом исполнительной власти как юридическим лицом, в указанном перечне (ст. 251 НК РФ «Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы») не поименованы, следовательно, подлежат учету при определении налоговой базы по налогу на прибыль в составе внереализационных доходов».

Таким образом, ИБ «Вопросы-ответы (бюджетные организации) позволил нам быстро найти развернутый ответ, подкрепленный ссылками на нормативные акты.

ИБ «Корреспонденция счетов (бюджетные организации)»

ИБ «Корреспонденция счетов (бюджетные организации)» включает свыше полутора тысяч схем корреспонденции счетов по финансово-хозяйственным операциям бюджетных учреждений и информацию о возникающих по ним налоговых последствиях.

Рассмотрены разные виды операций, возможные в деятельности бюджетного учреждения (осуществляемые как в рамках бюджетной деятельности, так и рамках деятельности, приносящей доход):

  • приобретение активов, работ, услуг;
  • расчеты с работниками учреждений по заработной плате, пособиям, отпускам;
  • расчеты с бюджетом по налогам и страховым взносам;
  • реализация продукции, работ, услуг в рамках приносящей доход деятельности и др.

Каждая схема содержит подробное описание конкретной операции, нормативное обоснование бюджетного учета и налогообложения, таблицу проводок, в которой есть ссылки на первичные учетные документы, на основании которых произведены соответствующие бухгалтерские записи.

Для удобства работы с информацией в текстах консультаций выделены разделы: «Гражданско-правовые отношения», «Бюджетный учет», «Налог на добавленную стоимость (НДС)», «Налог на прибыль организаций» и др. Практически все схемы бухгалтерского учета являются эксклюзивными и доступны только пользователям СПС «КонсультантПлюс».

Давайте с помощью ИБ «Корреспонденция счетов (бюджетные организации)» выясним, как отразить в учете автономного учреждения расходы на приобретение программного обеспечения по лицензионному договору в рамках приносящей доход деятельности.

Очистим «Карточку поиска» раздела «Консультации для бюджетных организаций» с помощью кнопки , в поле «Название документа» введем «программное обеспечение автономное учреждение».

Работая с ИБ «Корреспонденция счетов (бюджетные организации)» и ИБ «Вопросы-ответы (бюджетные организации)», рекомендуется производить поиск по полю «Название документа», т. к. в названии каждой консультации в этих ИБ приведено описание ситуации.

В полученном списке находится консультация эксперта: «Корреспонденция счетов: Как отразить в учете автономного учреждения расходы на приобретение программного обеспечения по лицензионному договору? (Консультация эксперта, 2012)».

В консультации на конкретном числовом примере со ссылками на нормативные акты разъясняется:

  • какова гражданско-правовая природа лицензионного договора;
  • как в бухгалтерском учете автономного учреждения отражаются расходы на приобретение программного обеспечения по лицензионному договору;
  • какие налоговые последствия возникают у учреждения по данной операции.

Завершается консультация таблицей бухгалтерских проводок. В таблице указана корреспонденция счетов по всем хозяйственным операциям, рассмотренным в консультации. Также в ней есть ссылки на первичные учетные документы, на основании которых осуществляются записи в бухгалтерском учете.

Итак, когда нас интересуют разъяснения, как отразить в бюджетном учете какие-либо финансовые операции организации, следует обратиться к ИБ «Корреспонденция счетов (бюджетные организации)».

ИБ «Пресса и книги (бюджетные организации)»

ИБ «Пресса и книги (бюджетные организации)» содержит публикации из специализированных бухгалтерских и периодических изданий по бюджетной тематике и книги авторитетных специалистов для работников бюджетных учреждений по вопросам бюджетного учета, налогообложения, кадровым вопросам.

Здесь можно найти статьи из таких популярных периодических изданий, как:

  • «Бюджетный учет»;
  • «Бухгалтерский учет и налогообложение в бюджетных организациях»;
  • «Казенные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение»;
  • «Автономные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение»;
  • «Отдел кадров государственного (муниципального) учреждения»;
  • «Руководитель автономного учреждения» и др.

Доступ к публикациям, включенным в ИБ «Пресса и книги (бюджетные организации)», можно получить с помощью кнопки «Пресса и книги» на «Панели быстрого доступа» или с помощью ссылки «Пресса и книги» на «Стартовой странице».

Перед нами будет список всех периодических изданий, публикации из которых включены в КонсультантПлюс. Давайте с помощью «Поисковой строки» найдем статьи из № 5 журнала «Автономные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение» за 2012 год.

Построим список. В этом списке много статей, которые заинтересуют бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений. Откроем, к примеру, статью А. Беляева «Договор ОСАГО: особенности оформления и учет операций».

В тексте полученной статьи со ссылками на нормативные акты разъясняется:

  • нормативно-правовое регулирование вопросов страхования автотранспорта;
  • порядок документального оформления договора страхования;
  • как осуществляется расчет страховой премии;
  • когда наступает страховой случай;
  • как осуществляется страховое возмещение;
  • на какую статью (подстатью) КОСГУ относятся расходы автономного учреждения по оплате договора ОСАГО;
  • в каком порядке осуществляется бухгалтерский учет расходов по уплате страховой премии;
  • в каком порядке осуществляется бухгалтерский учет страхового возмещения;
  • в каком порядке осуществляется взыскание ущерба с водителя учреждения, если он виновник ДТП, и как отражается указанная операция в бухгалтерском учете.

Заключение

Автор надеется, что в данной статье ему удалось показать, как Информационные банки раздела «Консультации для бюджетных учреждений» упрощают работу, облегчают поиск нужной информации, помогают с принятием решений в различных ситуациях, возникающих в повседневной деятельности бухгалтера, руководителя, финансового специалиста, экономят время для принятия взвешенного решения.

Если у вас возникнут какие-либо вопросы по использованию системы, вы всегда можете обратиться по телефону нашей «Горячей линии» +7 (495) 956-42-22 или к вашему менеджеру по информационному обслуживанию.


Все Статьи