arrow-up arrowright arrowright

«Луч» без права передачи

30.07.2018
Мария Ватутина,
выпускающий редактор журнала «ПРАВОсоветник»,
член Союза писателей Москвы, лауреат Бунинской, 
Тютчевской и других международных литературных премий

Вы в основном знаете его как литературоведа, ведущего и участника телепередач, медийное лицо…. Но на самом деле две главных и равновеликих ипостаси нашего сегодняшнего героя — поэт и мастер, а именно — создатель поэтов.

Художник, воспитай ученика, 
Чтоб было у кого потом учиться…
(Евгений Винокуров)

Персональные данные 

Игорь Леонидович Волгин родился в Перми (Молотове) совершенно случайно — мама поехала в эвакуацию. Так что Пермь — не считается. Город рождения, конечно, Москва. Это был 1942 год. Как во время войны рождались дети? Как обычно. Отец был военным корреспондентом, дома — в Москве — бывал. 
Я родился в городе Перми,
Я Перми не помню, черт возьми…
И дальше:
И у края жизни непочатой
выживаю с прочими детьми
Я — москвич, под бомбами зачатый
и рожденный в городе Перми,
где блаженно сплю, один из судей
той страны, не сдавшейся в бою,
чьи фронты из всех своих орудий
мне играют баюшки-баю.
Так напишет Волгин много десятилетий спустя. И конечно, он москвич до кончиков пальцев, красивый человек, уникальный ученый, помнящий чуть ли не все, что прочитал — просто виртуоз цитирования.  Это от природы, которая, выпуская его из своих цехов, судя по всему, была в хорошем настроении. Ему дано очень многое. 
По окончании школы (то самое начало шестидесятых) он поступает на исторический факультет МГУ. Можно удивиться — как так, литературовед с историческим 
образованием? 

Но именно это и помогло ему впоследствии — с такой скрупулезностью копаясь в архивах, выслеживая перипетии судьбы, скажем, Достоевского и сравнивая их с написанным в романах — делать серьезные литературные открытия. А на литературное поле он взошел тоже в МГУ. Его стихи тепло приветствовал Павел Антокольский. Быстро вышла книга (1965).  Начали звать на литературные встречи, в поездки. 
Толстые журналы — мечта поэта тех лет — с удовольствием публиковали подборки.
Стал одним из организаторов чтений у памятника Маяковскому. И тут с недоумением мы наталкиваемся на поворотный, может быть, факт биографии. Сам еще совсем юный, двадцатишестилетний, он берет на себя настоящий крест — впрягается в руководство поэтической студией. И это не просто кружок при Доме культуры для приработка, куда местные дети приносят не стихи, а лишь поэтическую закваску, варево из слов и образов, настоянных на пубертате. 
Это студия, которую решено и одобрено открыть в его родном МГУ — на журфаке. И в студию эту записываются люди, которые лишь на несколько лет младше. Вот в узкий кабинет под сводами на Моховой заглядывает худющий студент химфака с черными кудрями, в нем угадываются размытые азиатские черты. 
Вот рослый парень с намеренными протестующими длинными усами на еще детском лице. Вот полноватый умница, слегка грассирует, брызжа цитатами из Баратынского. А вот подтянулся хромающий сердитый мужчина, который ближе всех к Волгину по возрасту. 
Они пришли в студию к Волгину не учиться писать стихи, поскольку это уже было смыслом и делом их жизни, они пришли, потому что была у них потребность в объединении, в поддержке и в трибуне. В студии «Луч» за закрытыми дверями все могли выдохнуть и обсуждать стихи не с точки зрения «строителей коммунизма», а с точки зрения вольных сочинителей. Студия «Луч» основана в год моего рождения — 1968-й, и она стала такой же легендой, как театр МГУ или другие, щемящие душу явления шестидесятых-семидесятых, скажем, «Современник» или «Таганка». 
Слава «Луча» не надуманная. И она, эта слава, до сих пор жива не только потому, что так или иначе в «Луче» занималось подавляющее число лучших современных русских поэтов — Сергей Гандлевский, Александр Сопровский, Алексей Цветков, Бахыт Кенжеев, Евгений Бунимович, Елена Исаева, Дмитрий Быков, Инна Кабыш, Вера Павлова, Вадим Степанцов, Дмитрий Быков, Анна Аркатова, Наталья Ванханен, Ефим Бершин, Вера Полозкова и многие другие. 
Подтверждением славы «Луча» является и тот факт, что на юбилейные вечера студии приходят сотни человек и огромные старинные аудитории журфака МГУ заполняются до отказа. А в саму студию по-прежнему приходят новобранцы, и это счастье! В этом году, скорее всего в октябре, с небольшим опозданием будет отмечаться пятидесятилетие студии «Луч». Полвека наш «Луч» ведет его первый и единственный руководитель Игорь Волгин. 
Цитату, взятую мной в качестве эпиграфа, я привела не случайно. Она подходит к этому материалу не только по смыслу, но и потому что Игорь Леонидович Волгин любит ее повторять своим ученикам, как бы признавая их талант. 
А еще потому, что это слова старшего друга — поэта Евгения Винокурова, о котором Игорь Волгин не забывает. Недавно мы записали выпуск передачи «Игра в бисер», которую долгие годы ведет Игорь Леонидович на канале «Культура». Выпуск был посвящен Винокурову. Девизом этой передачи является повторяемый в каждом выпуске призыв: «Читайте и перечитывайте классику». А между тем, ведущий и сам — классик российской поэзии. 
Сейчас Игорь Волгин — профессор, работает долгие годы на факультете журналистики МГУ, где читает курс «История русской журналистики XIX века» и в Литературном институте им. А. М. Горького, там он ведет семинар, то есть по-прежнему взращивает молодую литературную поросль. Он  кандидат исторических наук и доктор филологических наук, действительный член РАЕН. 
Волгин — автор более 500 научных работ и художественных публикаций. Всю свою жизнь посвятил исследованию  жизни и творчества Достоевского. Награжден многочисленными премиями и отмечен другими наградами, среди которых орден Дружбы, премия Правительства РФ в области культуры, премия Москвы в области литературы.  В 1997 году Игорь Леонидович основал еще одно свое детище — Фонд Достоевского, став его президентом. Он включен в Совет по русскому языку при Президенте РФ и является вице-президентом Русского ПЕН-центра. Ежегодно проводит международный конгресс «Русская словесность в мировом культурном контексте».

Идеальный мир

Об Игоре Волгине писать неимоверно сложно, как сложно писать о каком-нибудь идеальном предмете, например, идеально круглом стальном шаре. Что можно тут придумать, кроме того, что шар круглый и очень красивый? 
Это усугубляется тем, что Игоря Волгина я знаю двадцать с лишним лет, и вся его жизнь с того дня, когда я впервые пришла к нему на семинар в Литинституте, проходила в поле моего зрения.  И наоборот, все биографические линии его учеников, так или иначе, проходят параллельно линии жизни Волгина или пересекаются с ней. 
То есть это идеальный шар, про который ты еще и знаешь что-то поворотное в судьбе, но от этого он не поменял своих свойств. Волгин, как и двадцать, и тридцать лет назад, — красив, умен, элегантен и интеллектуален, в нагрузку ему, кажется, еще выдана феноменальная память. 
Я видела мастера и за нашим овальным институтским столом, где собирался поэтический семинар, и на сцене, и на Тверском бульваре в окружении студентов, наперебой предлагающих выпить с ними портвейну, и в политических ток-шоу, и на дачном шашлыке, и в окружении семьи, и в диалоге с Президентом РФ, и на похоронах Евтушенко, и в общении с маленькими детьми. 
Волгин брызжет остроумием, он с детским восторгом приветствует и колег, и учеников, любит написать шуточное поздравление какому-нибудь своему ученику-юбиляру. Мужская красота, которая ему выдана природой, всегда делала его немного рассредоточенным, это как защитная реакция на вечные влюбленные взгляды студенток, чтобы обозревать общим планом, а не каждую в отдельности. 
На занятиях по литмастерству (так кажется, называются семинары в Литинституте, которые ведет мастер) он никогда не обижает своими устными оценками пишущего человека. Даже забредших сюда графоманов. Однако и мягкости к людям, не имеющим литературных способностей, не проявляет.  Уж он-то умеет найти нужные слова, чтобы вложить в паузы между ними должный приговор. 
У Волгина всегда горит глаз. Он всегда готов весело повернуть разговор, блеснуть остроумием, выдать литературный анекдот. Но, не знаю, видел ли кто-то его за стихотворчеством. Да и стихи к нему вернулись таким медленным ходом, что казалось, сочинительство будет и дальше накатывать на него редко. Но стихи после огромного перерыва, словно вода с верхнего этажа, сначала просачивались понемногу, а потом обрушились мощным потоком. Новая книга показала, насколько сильный поэт — Игорь Волгин. 
Есть у Волгина такие ученики, которых ни при каких раскладах невозможно заподозрить в лести. О чем угодно, но о результатах творчества волгинские ученики говорят друг другу, включая мастера, правду и только правду. 
Так вот, новую книгу стихов «Персональные данные», вышедшую в издательстве «Время» в 2015 году, высоко оценили Бахыт Кенжеев, Дмитрий Быков, Сергей Гандлевский, а из сотоварищей — Евгений Александрович Евтушенко, который нежно, или правильнее будет сказать, «свирепо», со всей своей чувственной глубиной и природным артистизмом, относился к Волгину. 
А дружеские чувства Волгина к Евтушенко заслуживают отдельного разговора. 
В этой дружбе было столько уважения и признательности со стороны Игоря Волгина, что последние годы для Евгения Александровича, ставшего чаще приезжать в Россию из Америки, где он преподавал до последнего, стали отдушиной — и конгресс, ежегодно проводимый Фондом Достоевского, и семья Игоря Леонидовича.
По-доброму смешно было узнавать, как Евтушенко часами разговаривал с женой Волгина Катей, в которую был шутливо влюблен. Евтушенко первым отозвался в печати на новую книгу Волгина.  Это очень трогательные и правильные отношения двух людей, посвятивших свою жизнь великой русской словесности, русской поэзии. 
Что же за идеальное явление Волгин? Почему о нем трудно писать? Мне кажется, потому что Волгин светлый человек.  Это не значит, что за ним не числится грехов, и он идеальный в быту, в семье или в делах. 
Но я ни разу не слышала от него даже интонации недовольства чем-то или кем-то, он не носит за пазухой коварных планов, а на сердце черных мыслей. Это редкий тип мужчины, который с годами не становится брюзгой. Он рад удачам других. Он успешен, в конце концов. Поэтому он кажется порой летящим воздушным Моцартом, которому все легко дается. 
Долгие годы многие задаются вопросом: как же получается у Волгина буквально создавать новых великолепных поэтов в своих мастерских. Ответ прост: причиной тому глубокий и невероятно сильный творческий заряд в нем самом, жизнь в поэзии и поэзией, служение ей. 
И может быть сейчас у Волгина время сбора плодов. Ведь должна же быть и оценка по заслугам — у человека, который озарен талантом. Волгин до этого времени дожил. 
И ему долго теперь придется жить, потому что в этом году у Игоря Волгина и его жены Кати родилась дочка, которую назвали в честь друга и любимого поэта — Евгенией.

Все Статьи