arrowright arrowright

Маленькие сады

02.06.2017
Мария Ватутина,
выпускающий редактор журнала «ПРАВОсоветник»,
член Союза писателей Москвы, лауреат Бунинской, 
Тютчевской и других международных литературных премий

Есть несколько московских садов, которые известны едва ли не каждому коренному москвичу. Это, скорее всего, некая семейная ценность, охраняемое ими место ритуальных прогулок. А как же иначе, если сюда водила еще бабушка, а кого-то и няня, здесь бывали в романтические периоды молодости, приводили детей, чтобы передать по наследству эту атмосферу истинного городского сада. 

«…Может, жребий нам выпадет счастливый:
Снова встретимся в городском саду…»
Булат Окуджава

Сад Баумана

— Кто такой Бауман? — спрашиваю пятнадцатилетнего сына, который быстро производит в уме какие-то вычисления и отвечает:
— Писатель.
Да нет, не писатель Николай Эрнестович Бауман, под чьим именем в Бауманском районе на Бауманской улице прошло мое детство. 
Этот молодой революционер прожил всего 32 года и был убит еще в 1905 году. Был он немецкого происхождения, из семьи владельца мастерской. Родился в Казани, учился на ветеринара. Увлекся народничеством, посещал марксистские кружки, словом, традиционный путь в революционеры. 
В Санкт-Петербурге за участие в «Союзе борьбы за освобождение рабочего класса» был посажен в одиночную камеру Петропавловской крепости на 22 месяца. Из ссылки бежал в Цюрих, где познакомился с Лениным. С «Искрой» переправлен в Москву, принят в РСДРП, стал большевиком. Снова арест. Убит сотрудником завода. 
На месте его убийства висит памятная доска. Это на Бауманской улице. А в парке Баумана — стоит бюст этому революционеру, желавшему принести счастье людям. 
Сад Баумана расположен между двумя параллельными улицами — Новой и Старой Басманной. Он небольшой и вытянутый. Со старой Басманной ворота сада разделяют собой постройки походного дворца царя Алексея Михайловича Романова, отца Петра Первого.
Впоследствии — это владения князя М. П. Голицина, которые в конце XVIII века подарил Москве часть своей усадьбы (ныне по Старой Басманной, 15). 
Михаил Петрович Голицын — тайный советник, шталмейстер, действительный камергер и библиоман. Его библиотека была распродана в Париже, умер в бедности на попечении двоюродного брата С. М. Голицына. Был женат на Анне Ивановне Козловой, скончалась в родах. Единственный сын, Николай, умер через несколько дней 
после рождения и похоронен вместе с матерью в Москве, в Донском монастыре.
В саду «дозволялось гулять по нему невозбранно». В 1900-х годах к саду были присоединены парки усадеб Чулковых-Ростопчиных. А уже весной 1920 года определились нынешние границы сада под названием Сад имени 1-го мая. В это время к существующему саду была присоединена территория усадьбы золотопромышленника и чаеторговца Н. Д. Стахеева. В 1922 году сад был переименован в честь Н. Э. Баумана. 
Наверное, самой яркой достопримечательностью самого сада является старинная советская летняя эстрада — помните, как в «Покровских воротах», где в «период построенного — в основном — социализма и строящегося коммунизма» выступали народные таланты и артисты московской филармонии. Помните, из той же окуджавской песенки: «…В городском саду флейты да валторны, капельмейстеру хочется взлететь…»? 
В наши дни тут тоже бывают и фестивали, скажем, джазовой музыки, а также тематические вечера, концерты и танцы, устраиваются бесплатные кинопоказы. 
В последние годы пространство сада значительно модернизировано согласно велению моды и мэра. Территория благоустроена, разбиты газоны, на которых можно прилечь и отдохнуть, есть гамаки, а постройки отданы детским театрам, клубам, разбиты две детские площадки с интересными горками и качелями, есть уличные тренажеры и кафе. 
Если войти со Старой Басманной и пройти левее, можно отыскать грот «Бельведер», построенный в XVIII веке и являющийся градостроительным и архитектурным 
памятником федерального уровня. Там же есть холм, на котором устраивали горки и катание на санках еще наши бабушки. 
В парке красивые старинные деревья, а в конце мая шикарно расцветает сирень. Где-то здесь, во флигеле, долгие годы жил и умер философ и публицист, масон, автор «Философических писем», объявленный за них городским сумасшедшим, один из возможных прототипов Чацкого в «Горе от ума» (хотя, на мой взгляд, это Чацкий прототип Чаадаева) — Петр Чаадаев.
Поскольку уже в XIX веке парк являлся общедоступным, совершенно законно было бы утверждать, что по его аллеям прогуливались не только мы с няней или с сыном, но и Александр Пушкин, приезжавший к дяде на Старую Басманную, юный Федор Достоевский, учившийся на Новой Басманной, Николай Гоголь, Иван Тургенев и многие другие знаменитые поэты и писатели, бывавшие на Разгуляе и в окрестностях.
Сейчас у входа со Старой Басманной нас встречает маленький фонтан, изображающий василиска, уникальный тем, что является подарком от швейцарского города Базеля, одним из символов которого является василиск. Похоже, сад в скором времени приобретет еще несколько интересных объектов и расширит свою программу и услуги. Нужно следить за афишей парка, расположенной на его сайте.

Сад «Аквариум»

В 1907 году в Москве обрушился театр. Это был театр «Олимпия», и наверняка циники шутили: «Олимп рухнул». А ведь это и правда был в каком-то смысле Олимп. 
Располагался этот театр в небольшом, если не сказать крошечном, саду «Аквариум». В 1899 году здесь выступала Лина Кавальери, в опере «Евгений Онегин» пели супруги Фигнер, выступали атлеты из труппы Саксон, один из которых был известен тем, что на одной ноге поднимал 14 человек, выступила Комиссаржевская, состоялся матч между Петровым и Поддубным, длившийся почти 25 минут, победителем вышел Поддубный, пел Собинов.
Театр-то был тоже крошечный, и была в нем только одна кирпичная стена, а остальные — деревянные. Вот дерево и подвело, подумали вы. Но нет, подвел кирпич, рухнула именно эта стена, дерево оказалось крепче.   
Как мы уже видели, создателями и меценатами парков и садов Москвы изначально зачастую выступали крупные или не очень предприниматели, богатые и знатные люди, то есть это были частные идеи меценатов, откликавшихся на чаянья горожан.
Так вот и история сада «Аквариум» идет от крупного московского домовладельца М. Малкиеля, когда в его владениях в 1893 году открылся этот сад. Как мы уже знаем, в саду располагался театр, а также несколько эстрад, павильон, в центре размещался фонтан и башня. Вы тоже заметили, что сады и театры — это что-то нераздельное? Где сад, там театральное заведение, эстрады. Пустое времяпрепровождение вряд ли было свойственно москвичу XVIII-XIX века. Кстати, в эти века, еще до сада, здесь были огороды и пруд Новодевичьего монастыря, примыкавшие к стене Земляного города.
В 1867 году на этом месте Акционерное общество снабжения принадлежностями железных дорог построило кузницу и мастерские. В 1878 году они превратились в цеха механических заводов братьев Малкиель. 
Но в 1891 году братья отдали территорию под постоянную универсальную выставку, а в 1893 году они открыли увеселительный сад «Чикаго». 
Этот сад в 1898 году арендовал «король антрепризы» француз из Алжира Шарль Омон, который перестроил его и дал новое название по образцу петербургского сада «Аквариум».  Он же кардинально перестроил дом, переведя туда свой пользовавшийся скандальной славой (так называемый «вертеп Омона») театр «Буфф-миниатюр», располагавшийся ранее в Камергерском переулке, в доме, который после него занял МХАТ.
После революции, в 1923 году, в зимнем театре открылся Мюзик-холл, а в 1927 году начал свою работу Театр оперетты. В 1930-х годах площадь перед садом полностью заасфальтировали. На ее южной стороне построили многоэтажный жилой дом со станцией метро «Маяковская» и концертным залом им. Чайковского. 
В 1965-м году в здание Театра оперетты переехал театр Сатиры. В 1959 году на месте старого театра по проекту архитектора М. С. Жирова было построено новое театральное здание на 1200 мест, в котором продолжил свою 35-летнюю работу Театр имени Моссовета.
Реконструкция сада была проведена в 1975 году, и сад приобрел свои современные очертания и прекрасную ажурную ограду, а в последние годы — значительно украшен скульптурными композициями и фонтанами.  

Сад «Эрмитаж»

«Чего только не было в этом саду: катание на лодках по пруду 
и невероятный по богатству и разнообразию водяной фейерверк 
со сражением броненосцев и потоплением их, хождение по канату 
через пруд, водяные праздники с гондолами, иллюминированными лодками, 
купающиеся нимфы в пруду, балет на берегу и в воде. 
Шествия военного оркестра, хоры цыган, русских песенников. 
Вся Москва и приезжающие в нее иностранцы посещали знаменитый сад».
К. С. Станиславский

Казалось бы, странная идея назвать московский сад именем петербургского музея. Но это легко объяснить. Слово «эрмитаж» происходит от французского «hermitage» — место уединения.
Сейчас сад расположен на Петровке, почти напротив МУРа. 
А раньше сад с таким названием с 1830 года почти до самого конца XIX века располагался на Божедомке в Самотечных переулках и был первым в Москве увеселительным садом, с беседками, клумбами, театром, эстрадой, кофейнями и павильонами. 
Но владелец сада Лентовский разорился, и сад —  тот сад — пришел в запустение.
В XIX веке открыт наш «Новый Эрмитаж», но уже в Каретном ряду, на месте бывшей усадьбы купца В. И. Олонцова. 
Пустынные места были преобразованы в цветущие сады и клумбы, разнообразные увеселительные уголки со скамейками, качелями и аллеями. 
Высажены и деревья, и кустарники, реставрировано здание театра, а 18 июня 1895 года «Эрмитаж» официально открылся. В том же году в «Эрмитаже» появилось электрическое освещение и обустроен бассейн. Годом позже здесь состоялся один из первых в России киносеансов. 
На сцене «Эрмитажа» пели Ф. И. Шаляпин, А. В. Собинов, А. В. Нежданова, С. В. Рахманинов дебютировал как дирижер, играли Сара Бренар, Мария Ермолова, Вера Комиссаржевская. В саду бывали Л. Н. Толстой, В. И. Ленин.
Создатель и владелец сада Я. В. Щукин строил новые площадки, поэтому до сих пор в районе сада «Эрмитаж» более трех действующих театров — «Эрмитаж», «Новая опера», «Сфера» и др. После революции в здании театра расположился театр МГСПС, в наши дни известный как театр Моссовета и позже переехавший в другое место — к саду «Аквариум».
Летом 1945 года «Эрмитаж» был реконструирован, в 1948 году построили летний концертный зал, где в дальнейшем выступал А. И. Райкин, проходили представления Кукольного театра, пели К. И. Шульженко, Л. И. Русланова, играл оркестр под управлением Л. О. Утесова. Сад «Эрмитаж» знал огромные наплывы людей — во время шахматных олимпиад, Фестиваля Молодежи и студентов 1957-го года, концертов В. Высоцкого и А. Райкина, которому отдали под театр «Миниатюр» здание кинотеатра. 26 октября 1898 года в театре «Эрмитаж» премьерой спектакля «Царь Федор Иоаннович» был открыт Московский художественный общедоступный театр, под руководством К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко, на этой же сцене состоялись премьеры пьес А. П. Чехова «Чайка» и «Дядя Ваня».
Много можно говорить об этой мекке московской интеллигенции, которая тут вся и выросла. Главное, что сад «Эрмитаж» — это родина театральных явлений мирового масштаба, а помимо того, приятное тихое место для прогулок посередине пульсирующей и оголтелой Москвы.  
Городская культура «гуляния» в садах складывалась на протяжении нескольких веков. В какой-то момент, с созданием и развитием театров, эта традиция укрепилась, так как театры закрывались на все лето, а горожане не переставали посещать культурные места отдыха.
Мне кажется, что эта традиция, с учетом «осовременивания» паркового ландшафта, проведения Wi-fi, устройства лежаков и проведения актуальных лекций, подхватывается молодым поколением с восторгом.  Жизнь садов длится и оправдывается на все сто.

Все Статьи