arrow-up arrowright arrowright

Лефортовский парк

01.10.2020
Мария Ватутина. АО ТЛС-ГРУПМария Ватутина,
член Союза писателей Москвы,
выпускающий редактор журнала «ПРАВОсоветник»

Есть несколько московских садов, которые известны едва ли не каждому коренному москвичу. Это, скорее всего, некая семейная ценность, охраняемое ими место ритуальных прогулок. А как же иначе, если сюда водила еще бабушка, а кого-то и няня, здесь бывали в романтические периоды молодости, приводили детей, чтобы передать по наследству эту атмосферу истинного городского сада.           

История Лефортовского парка

Сад Баумана

— Кто такой Бауман? — спрашиваю пятнадцатилетнего сына, который быстро производит в уме какие-то вычисления и отвечает:

— Писатель.

Да нет, не писатель Николай Эрнестович

Бауман, под чьим именем в Бауманском районе на Бауманской улице прошло мое детство.

Этот молодой революционер прожил всего 32 года и был убит еще в 1905 году. Был он немецкого происхождения, из семьи владельца мастерской. Родился в Казани, учился на ветеринара. Увлекся народничеством, посещал марксистские кружки, словом, традиционный путь в революционеры.

В Санкт-Петербурге за участие в «Союзе борьбы за освобождение рабочего класса» был посажен в одиночную камеру Петропавловской крепости на 22 месяца. Из ссылки бежал в Цюрих, где познакомился с Лениным. С «Искрой» переправлен в Москву, принят в РСДРП, стал большевиком. Снова арест. Убит сотрудником завода. На месте его убийства висит памятная доска. Это на Бауманской улице. А в парке Баумана — стоит бюст этому революционеру, желавшему принести счастье людям. 

Сад Баумана расположен между двумя параллельными улицами — Новой и Старой Басманной. Он небольшой и вытянутый. Со старой Басманной ворота сада разделяют собой постройки походного дворца царя Алексея Михайловича Романова, отца Петра Первого. Впоследствии — это владения князя М. П. Голицина, которые в конце XVIII века подарил Москве часть своей усадьбы (ныне по Старой Басманной, 15). 

Михаил Петрович Голицын — тайный советник, шталмейстер, действительный камергер и библиоман. Его библиотека была распродана в Париже, умер в бедности на попечении двоюродного брата С. М. Голицына. Был женат на Анне Ивановне Козловой, скончалась в родах. Единственный сын, Николай, умер через несколько дней 

после рождения и похоронен вместе с матерью в Москве, в Донском монастыре.

В саду «дозволялось гулять по нему невозбранно». В 1900-х годах к саду были присоединены парки усадеб Чулковых-Ростопчиных. А уже весной 1920 года определились нынешние границы сада под названием Сад имени 1-го мая. В это время к существующему саду была присоединена территория усадьбы золотопромышленника и чаеторговца Н. Д. Стахеева. В 1922 году сад был переименован в честь 

Н. Э. Баумана. Наверное,  самой яркой достопримечательностью самого сада является старинная советская летняя эстрада — помните, как в «Покровских воротах», где в «период построенного — в основном — социализма и строящегося коммунизма» выступали народные таланты и артисты московской филармонии. Помните, из той же окуджавской песенки: «…В городском саду флейты да валторны, капельмейстеру хочется взлететь…»?

В наши дни тут тоже бывают и фестивали, скажем, джазовой музыки, а также тематические вечера, концерты и танцы, устраиваются бесплатные кинопоказы. 

В последние годы пространство сада значительно модернизировано согласно велению моды и мэра. Территория благоустроена, разбиты газоны, на которых можно прилечь и отдохнуть, есть гамаки, а постройки отданы детским театрам, клубам, разбиты две детские площадки с интересными горками и качелями, есть уличные тренажеры и кафе. В парке красивые старинные деревья, а в конце мая шикарно расцветает сирень. Где-то здесь, во флигеле, долгие годы жил и умер философ и публицист, масон, автор «Философических писем», объявленный за них городским сумасшедшим, один из возможных прототипов Чацкого в «Горе от ума» (хотя, на мой взгляд, это Чацкий прототип Чаадаева) — Петр Чаадаев.

Поскольку уже в XIX веке парк являлся общедоступным, совершенно законно было бы утверждать, что по его аллеям прогуливались не только мы с няней или с сыном, но и Александр Пушкин, приезжавший к дяде на Старую Басманную, юный Федор Достоевский, учившийся на Новой Басманной, Николай Гоголь, Иван Тургенев и многие другие знаменитые поэты и писатели, бывавшие на 

Разгуляе и в окрестностях.

Сейчас у входа со Старой Басманной нас встречает маленький фонтан, изображающий василиска, уникальный тем, что является подарком от швейцарского города Базеля, одним из символов которого является василиск. Похоже, сад в скором времени приобретет еще несколько интересных объектов и расширит свою программу и услуги. Нужно следить за афишей парка, расположенной на его сайте. 

Сад «Аквариум»

В 1907 году в Москве обрушился театр. Это был театр «Олимпия», и наверняка циники шутили: «Олимп рухнул». А ведь это и правда был в каком-то смысле Олимп.

Располагался этот театр в небольшом, если не сказать крошечном, саду «Аквариум». В 1899 году здесь выступала Лина Кавальери, в опере «Евгений Онегин» пели супруги Фигнер, выступали атлеты из труппы Саксон, один из которых был известен тем, что на одной ноге поднимал 14 человек, выступила Комиссаржевская, состоялся матч между Петровым и Поддубным, длившийся почти 25 минут, победителем вышел Поддубный, пел Собинов.

Театр-то был тоже крошечный, и была в нем только одна кирпичная стена, а остальные — деревянные. Вот дерево и подвело, подумали вы. Но нет, подвел кирпич, рухнула именно эта стена, дерево оказалось крепче.   

Как мы уже видели, создателями и меценатами парков и садов Москвы изначально зачастую выступали крупные или не очень предприниматели, богатые и знатные люди, то есть это были частные идеи меценатов, откликавшихся на чаянья горожан.

Так вот и история сада «Аквариум» идет от крупного московского домовладельца М. Малкиеля, когда в его владениях в 1893 году открылся этот сад. 

Как мы уже знаем, в саду располагался театр, а также несколько эстрад, павильон, в центре размещался фонтан и башня. Вы тоже заметили, что сады и театры — это что-то нераздельное? 

Где сад, там театральное заведение, эстрады. Пустое времяпрепровождение вряд ли было свойственно москвичу XVIII-XIX века. Кстати, в эти века, еще до сада, здесь были огороды и пруд Новодевичьего монастыря, примыкавшие к стене Земляного города.

В 1867 году на этом месте Акционерное общество снабжения принадлежностями железных дорог построило кузницу и мастерские. В 1878 году они превратились в цеха механических заводов братьев Малкиель. 

Но в 1891 году братья отдали территорию под постоянную универсальную выставку, а в 1893 году они открыли увеселительный сад «Чикаго». 

Этот сад в 1898 году арендовал «король антрепризы» француз из Алжира Шарль Омон, который перестроил его и дал новое название по образцу петербургского сада «Аквариум».  Он же кардинально перестроил дом, переведя туда свой пользовавшийся скандальной славой (так называемый «вертеп Омона») театр «Буфф-миниатюр», располагавшийся ранее в Камергерском переулке, в доме, который после него занял МХАТ.

После революции, в 1923 году, в зимнем театре открылся Мюзик-холл, а в 1927 году начал свою работу Театр оперетты. В 1930-х годах площадь перед садом полностью заасфальтировали. На ее южной стороне построили многоэтажный жилой дом со станцией метро «Маяковская» и концертным залом им. Чайковского.

В 1965-м году в здание Театра оперетты переехал театр Сатиры. В 1959 году на месте старого театра по проекту архитектора М. С. Жирова было построено новое театральное здание на 1200 мест, в котором продолжил свою 35-летнюю работу Театр имени Моссовета.

Реконструкция сада была проведена в 1975 году, и сад приобрел свои современные очертания и прекрасную ажурную ограду, а в последние годы — значительно украшен скульптурными композициями и фонтанами.  

Сад «Эрмитаж»

Казалось бы, странная идея назвать московский сад именем петербургского музея. Но это легко объяснить. Слово «эрмитаж» происходит от французского «hermitage» — место уединения. 

Сейчас сад расположен на Петровке, почти напротив МУРа.

А раньше сад с таким названием с 1830 года почти до самого конца XIX века располагался на Божедомке в Самотечных переулках и был первым в Москве увеселительным садом, с беседками, клумбами, театром, эстрадой, кофейнями и павильонами. Но владелец сада Лентовский разорился, и сад —  тот сад — пришел в запустение.

Если войти со Старой Басманной и пройти левее, можно отыскать грот «Бельведер», построенный в XVIII веке и являющийся градостроительным и архитектурным памятником федерального уровня. 

Там же есть холм, на котором устраивали горки и катание на санках еще наши бабушки.  В XIX веке открыт наш «Новый Эрмитаж», но уже в Каретном ряду, на месте бывшей усадьбы купца В. И. Олонцова. Пустынные места были преобразованы в цветущие сады и клумбы, разнообразные увеселительные уголки со скамейками, качелями и аллеями. 

Высажены и деревья, и кустарники, реставрировано здание театра, а 18 июня 1895 года «Эрмитаж» официально открылся. В том же году в «Эрмитаже» появилось электрическое освещение и обустроен бассейн. Годом позже здесь состоялся один из первых в России киносеансов. 

На сцене «Эрмитажа» пели Ф. И. Шаляпин, А. В. Собинов, А. В. Нежданова, С. В. Рахманинов дебютировал как дирижер, играли Сара Бренар, Мария Ермолова, Вера Комиссаржевская. В саду бывали Л. Н. Толстой, В. И. Ленин.

Создатель и владелец сада Я. В. Щукин строил новые площадки, поэтому до сих пор в районе сада «Эрмитаж» более трех действующих театров — «Эрмитаж», «Новая опера», «Сфера» и др. После революции в здании театра расположился театр МГСПС, в наши дни известный как театр Моссовета и позже переехавший в другое место — к саду «Аквариум».

Летом 1945 года «Эрмитаж» был реконструирован, в 1948 году построили летний концертный зал, где в дальнейшем выступал А. И. Райкин, проходили представления Кукольного театра, пели К. И. Шульженко, Л. И. Русланова, играл оркестр под управлением Л. О. Утесова. Сад «Эрмитаж» знал огромные наплывы людей — во время шахматных олимпиад, Фестиваля Молодежи и студентов 1957-го года, концертов В. Высоцкого и А. Райкина, которому отдали под театр «Миниатюр» здание кинотеатра.

26 октября 1898 года в театре «Эрмитаж» премьерой спектакля «Царь Федор Иоаннович» был открыт Московский художественный общедоступный театр, под руководством К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко, на этой же сцене состоялись премьеры пьес А. П. Чехова «Чайка» и «Дядя Ваня».

Много можно говорить об этой мекке московской интеллигенции, которая тут вся и выросла. Главное, что сад «Эрмитаж» — это родина театральных явлений мирового масштаба, а помимо того, приятное тихое место для прогулок посередине пульсирующей и оголтелой Москвы.

Городская культура «гуляния» в садах складывалась на протяжении нескольких веков. В какой-то момент, с созданием и развитием театров, эта традиция укрепилась, так как театры закрывались на все лето, а горожане не переставали посещать культурные места отдыха.

Мне кажется, что эта традиция, с учетом «осовременивания» паркового ландшафта, проведения Wi-Fi, устройства лежаков и проведения актуальных лекций, подхватывается молодым поколением с восторгом.  Жизнь садов длится и оправдывается на все сто.



Все Статьи