arrow-up arrowright arrowright

Мимо монастырей

12.09.2011
Мария Ватутина, член Союза писателей России, 
выпускающий редактор журнала «ПРАВОсоветник»

Продолжим путь от Новоспасского монастыря, что у Крестьянской заставы, в сторону Крутиц и станции метро «Автозаводская», на пути к которой нас ждет знаменитый Симонов монастырь. До Крутиц от Новоспасского монастыря добраться очень легко: нужно только перейти дорогу. На берегу Москвы-реки виднеются ювелирные главки церквей темно-красного кирпича. Выглядят они угрюмо, но только издалека. А если подойти к Крутицкому подворью, прячущемуся за кварталом жилых домов, мы вдруг попадаем в Москву начала XIX века: там одноэтажные деревянные домики, видевший царей и патриархов монастырский двор, изразцы на церковных переходах, золоченый узор, обрамляющий луковки куполов… 

Крутицы

Деревня Владычино еще в XVI веке принадлежала митрополиту Крутицкому. От него и пошло название. Но трактовка названия, как обычно, не единственная. Также Крутицами, как утверждают источники, называли возвышенности — «крутицы» — на левом берегу реки Москвы ниже устья Яузы. Село (или деревня) Крутицы стояло на очень важных путях, ведущих в Коломну и Рязань. Есть предание о том, что князь Даниил Московский, решив поставить свой двор, приехал в эту местность, но отшельник, живший здесь, отговорил его, предсказав, что будет тут стоять монастырь («Сказание о зачатии царствующего града Москвы и Крутицкой епископии»). Предсказание сбылось. 
В 1272 году на Крутицах были построены и освящены храм святых Апостолов Петра и Павла и при нем монастырь, известный как Крутицкое подворье Сарской и Подонской епархии. Так что же значит Сарская и Подонская епархия? Дело в том, что Крутицкий монастырь — особенный. Помимо того, что перед нами исторический памятник, основанный в XШ веке, это еще и резиденция (подворье) епископов Сарских и Подонских. Вспомним про татаро-монгольское иго. 
Значительная часть русского населения оказалась захваченной в плен завоевателями. Для церковного окормления уведенных в полон русских жителей Александр Невский исходатайствовал у хана разрешение на учреждение особой епархии на территории Золотой Орды. Монголы не препятствовали осуществлению этих планов, так как, по-видимому, им было не чуждо почтительное отношение к христианской вере. В 1261 году в столице Орды, городе Сарае, с разрешения ее правителя, была учреждена православная епархия. 
Сарай ((Сарай-Бату) в переводе — «Дворец Богохранимый») — это средневековый город, столица Золотой Орды, который располагался, между прочим, в 80 км севернее современного села Селитренное Харабалинского района Астраханской области. 
И вот такая епархия была образована в Сарае, а князь Даниил Московский, осознавая значение Сарской и Подонской епархии, подарил ее епископам место на крутом берегу Москвы-реки, повелев епископу Варлааму устроить здесь храм во имя святых Апостолов Петра и Павла, освящение которого было совершено в 1272 году. Последующие русские князья также не забывали Крутицкое подворье своими милостями. Последующие правители Иван Красный и Дмитрий Донской завещали крутицким храмам значительные вклады — «собе в память». Позже, с ослаблением Золотой Орды, уменьшилось число пленных, сама епархия перешла в Крутицкий московский монастырь. В 1589 году Крутицкие епископы были возведены в сан митрополитов. 
Но это лишь первая страница в истории Крутиц. Не менее славные события ждали монастырь и позже. В XVII веке во владениях Крутицких митрополитов находились слобода Дубровка (1-я Дубровская улица), слобода Арбатец (Арбатецкая улица), Крутицкая слобода, Калитники и село Кожухово. По свидетельству одной записки, относящейся к 1610 году, московская служба Крутицкого владыки заключалась в том, что он обязан был каждое воскресение приезжать с Крутиц в Москву и служить с патриархом церковные службы в Успенском соборе. Так было во времена патриаршества, но еще в 1551 году по правилам святительского суда Крутицкому владыке предоставлялось, если митрополиту не поможется, занимать его место и совершать его суд. 
В смутное время, в 1612 году, когда кремлевские соборы были захвачены поляками, крутицкий Малый Успенский собор, бывший, фактически, главным храмом московского православия, также был разграблен оккупантами. И первое народное ополчение, возглавляемое Дм. Пожарским, Д. Трубецким, П. Ляпуновым в марте 1611 года, и второе ополчение Дм. Пожарского и К. Минина в июле 1612 года останавливалось в Успенском Соборе Крутицкого подворья, чтобы помолиться об освобождении Москвы от иноземных захватчиков. Главная святыня земли Русской — Успенский Собор Московского Кремля находился тогда в руках поляков. По существу, Успенский собор Крутицкого подворья в эти трудные для отечества годы приобрел значение главного (кафедрального) собора России. Крутицы стали излюбленным местом пребывания патриархов. Там содержался протопоп Аввакум перед его проклятием на соборе 1666 года. 
Обширное строительство и благоустроение Крутиц при митрополите Павле II превратило этот уголок Москвы, по словам современников, в «некий рай». В восточной части подворья был устроен великолепный сад — один из первых декоративных садов Москвы, в котором причудливые растения дополнялись «водометами» (фонтанами), воду для них давали родники. К саду примыкал небольшой огород. Во второй половине XVII века в монастыре проводились работы по переводу книг Священного Писания с греческого языка на русский. 
Московский пожар 1737 года серьезно повредил Крутицы. В 1744—1751 гг. в Крутицах действовала основанная в 1739 году духовная семинария. В 1764 году была упразднена Сарская и Подонская епархия, в 1785 — Крутицкая епархия. Опустевшее подворье было передано Военному ведомству, а церковное имущество и архивы епархии были перевезены в кремлевский Чудов монастырь. Но сам Крутицкий монастырь действовал вплоть до 1924 года; затем утварь была разграблена, а фрески и образа — замазаны. Вся территория подворья была отдана во власть военных. В 1936—1938 гг. Воскресенскую церковь перестроили под казармы, а на старом кладбище спланировали футбольную площадку. В 1947 году началась реставрация монастыря, которая заняла более тридцати лет. Только в 1966 году Крутицкие палаты были признаны музейным объектом; с 1982 года Крутицы — филиал Исторического музея. В 1991 году часть подворья была передана церкви, другая же часть вплоть до 1996 года использовалась как гауптвахта московского гарнизона. На официальном сайте подворья высказывается спорная версия о том, что именно в Крутицах содержался Л. П. Берия. С августа 2008 года в Успенском (верхнем) храме закончены реставрационные работы, восстановлены фрески, иконостас, и в основном, интерьер храма.

Симонов (Успенский) монастырь

Если идти от Крутиц по берегу Москвы-реки, то совсем скоро можно будет увидеть стены известнейшего в прошлом монастыря. Чем же он известен? С самого основания Симонов монастырь был очень почитаем. Одно только упоминание о Тихвинской иконе Божьей Матери, к которой шли паломники, многим объяснит, в чем дело. 
Основан этот мужской монастырь в 1370 году в красивейшем уголке близ Москвы учеником и племянником преподобного Сергия Радонежского — Федором. Как рассказывается во второй редакции жития преподобного Сергия, великий князь Дмитрий Иванович и святитель Московский Алексий упросили его отпустить Федора в Москву для строительства монастыря. Это напоминает историю со строительством Спас-Андроникова монастыря, о котором мы писали в предыдущем номере журнала.
Преподобный Федор, как и его дядя, был уроженцем города Радонеж. Мать его умерла в родах, а отец был единственным среди трех братьев, кто занимался земными делами. Федор основал Старое Симоново, но хотел большего уединения. Земли под Новый Симонов монастырь пожертвовал боярин Степан Васильевич Ховрин, в монашестве — инок Симон, отсюда и название монастыря.
С Симоновым монастырем связаны многие ключевые события русской истории.
Сперва монастырь возвели несколько дальше от его нынешнего месторасположения. Это и есть Старое Симоново. Буквально через сквер, за забором завода «Динамо», и сейчас стоит прекрасная церковь Рождества Богородицы, к которой уже более шести веков идут русские люди, чтобы поклониться останкам двух героев Куликовской битвы — монахам Троицкой Лавры Александру Пересвету и Родиону Ослабе. 
Преподобный Сергий Радонежский опекал и своего племянника, и — впоследствии — Симонов монастырь, где Федор служил настоятелем. По преданию Сергий собственноручно выкопал здесь «незасыхающее глубокое озерцо» Святое. Позднее оно расширилось и превратилось в Лисьин пруд, который в конце XVIII века после выхода «Бедной Лизы» М. Карамзина москвичи назвали Лизиным. Появилась даже язвительная эпиграмма на всеобщее паломничество к этим местам для прогулок:
«Здесь Лиза утонула, Эрастова невеста,
Топитесь, барышни, для всех здесь будет место».
Сергий, будучи в Москве, всегда останавливался в Симонове монастыре. Из стен Симонова монастыря вышла целая плеяда выдающихся подвижников и церковных деятелей: св. Кирилл Белозерский; св. Иона, митрополит Московский; патриарх Иосиф; богослов прп. Максим Грек и другие. 
Помимо духовного назначения монастырь служил «щитом Москвы против врагов». Это было укрепление с самыми толстостенными в Москве башнями и мощной стеной. Его разоряли татаро-монгольские завоеватели, поляки, французские войска. 
Монастырь почитали все русские цари, а старший брат Петра I — Федор — имел здесь даже свою келью для уединения. На его же средства была построена трапезная.
Еще в 1405 году в монастыре была построена каменная соборная церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы. Тогда же был выполнен резной золоченый иконостас, в котором находилась главная реликвия монастыря — Тихвинская икона Богоматери, которой св. Сергий Радонежский благословил Дмитрия Донского на Куликовскую битву. Здесь же хранился золотой крест, осыпанный алмазами и изумрудами, — дар царевны Марии Алексеевны. Всей Москве был известен звон Симоновских колоколов. Существует даже знаменитая легенда, что накануне штурма Казани молодому Ивану Грозному ясно послышался звон величавых симоновских колоколов, предвещающий победу.
Старые башни и стены монастыря строились в XVI веке. Как считают, их возводил «государев мастер» Федор Савельевич Конь. 
Окружность монастырских стен составляла 825 м, высота — 7 м. Из сохранившихся башен особенно выделяется угловая башня «Дуло», увенчанная высоким шатром с двухъярусной дозорной башенкой. 
Две другие уцелевшие башни — пятигранная «Кузнечная» и круглая «Солевая» — построены в 1640-е гг., когда велась перестройка оборонительных сооружений монастыря, пострадавших в Смутное время. До сегодняшнего дня сохранились церковь Тихвинской иконы Божией Матери 1667 года постройки, южная стена с башнями, трапезная палата с церковью Сошествия Святаго Духа и хозяйственная постройка.
Укрепленный при Борисе Годунове монастырь отразил в 1591 году нападение крымского хана Газы II Гирея. В 1606 году в Симонов монастырь царем Василием Шуйским были направлены стрельцы, которые вместе с монахами отражали войска Ивана Болотникова. Наконец, в 1611 году во время сильнейшего пожара в Москве многие жители столицы укрылись за монастырскими стенами. 
Однако в 1771 году монастырь был упразднен Екатериной II и по случаю распространившейся в то время эпидемии чумы был обращен в чумной изолятор. Лишь в 1795 году он был восстановлен в своем исконном качестве ходатайством графа Алексея Мусина-Пушкина — того самого, о котором мы писали в третьем номере журнала «ПРАВОсоветник» и который жил на Разгуляе в Москве.
Новая колокольня 1832 года была одной из сильнейших архитектурных доминант Москвы своего времени и зрительно формировала завершенную картину живописной излучины Москвы-реки вниз по течению от города. В 1929 году колокольня была взорвана и разобрана на кирпич.
После прихода советской власти в 1920 году монастырь был вновь упразднен. В 1923 году в монастыре был учрежден музей, просуществовавший до 1930 года. В январе 1930 года правительственная комиссия признала, что некоторые древние сооружения на территории монастыря могут быть сохранены как исторические памятники, но собор и стены следует снести. Взрыв прогремел в ночь на 21 января, точно в шестую годовщину смерти В. И. Ленина. На воздух взлетели пять из шести церквей, в том числе Успенский собор, колокольня, надвратные церкви, а также башни Сторожевая и Тайницкая с прилегавшими к ним постройками. На рабочих субботниках были разобраны все стены монастыря, кроме южной, а также стерты с лица земли все могилы на территории обители. На их месте построили Дворец культуры ЗИЛа. А ведь в некрополе монастыря были похоронены великие сыны России. 
Здесь лежали сын Дмитрия Донского Константин Дмитриевич (во иночестве Кассиан), первый кавалер ордена святого Андрея Первозванного, соратник Петра I, Федор Головин; глава семибоярщины, трижды отказывавшийся от русского трона Федор Михайлович Мстиславский; Темкины-Ростовские, Сулешевы, бояре Бутурлины, поэт Д. В. Веневитинов (1805—1827), писатель С. Т. Аксаков (1791—1859), его сын К. С. Аксаков (1817—1860), композитор А. А. Алябьев (1787—1851), известный библиофил и коллекционер А. П. Бахрушин (1853—1904), дядя А. С. Пушкина — Н. Л. Пушкин, а также многочисленные представители старинных русских дворянских фамилий — князья Урусовы, Татищевы, Нарышкины, Мещерские, Муравьевы, Загряжские, Оленины, Дурасовы, Вадбольские, Соймоновы, Исленьевы, Шаховские. 
Останки поэта Д. В. Веневитинова и писателей Аксаковых были перенесены на Новодевичье кладбище. Вскрывавших могилу Сергея Тимофеевича Аксакова рабочих поразило, что в области сердца через останки писателя пророс корень громадной березы, покрывавшей всю фамильную могилу Аксаковых.
Другие могилы некрополя были осквернены. Монастырь вернули церкви и начали восстанавливать в начале 1990-х гг. Основной собор монастыря ныне отреставрирован, в нем проводятся службы.

Все Статьи