arrow-up arrowright arrowright

Мимо монастырей

12.08.2011
Мария Ватутина, член Союза писателей России, 
выпускающий редактор журнала «ПРАВОсоветник»

Я хочу рассказать вам о четырех монастырях, которые находятся близко к центру Москвы. О них сейчас редко вспоминают, ну, может быть, кроме Спас-Андроникова монастыря, в котором находится музей древнерусской живописи им. Андрея Рублева. Я предлагаю вам начать экскурсию именно с этого известного монастыря и затем пройти к соседним, ведь и физически эту экскурсию преодолеть очень легко — монастыри выстроились в некую невидимую цепочку на юго-востоке столицы. После революции  в Москве был даже район, который назывался Рогожско-Симоновским.
Совсем недалеко от Андроникова монастыря — Рогожская застава. Здесь начинается шоссе Энтузиастов. Советская власть назвала так Владимирский тракт — знаменитую Владимирку — в честь энтузиастов борьбы со старым режимом. Тем самым из народной памяти стерлось, что именно по этой дороге князь Василий Дмитриевич ходил на Тамерлана, царь Иван Грозный ходил на Казань, гнали всех российских преступников во владимирскую пересылочную тюрьму и дальше по прямой — в Сибирь. 
А Рогожская застава названа так не потому, что здесь делали рогожу, а в честь большой почтовой станции — Рогожа (ныне Ногинск), что в нескольких десятках километров от Москвы как раз на старой Владимирской дороге. А жили в Рогожской слободе ямщики.

Андроников монастырь

Все знают, что с монастырем на площади Сергия Радонежского, бывшей площади Прямикова, связано имя Андрея Рублева. Но не все знают, что Андрониковским монастырь назван вовсе не в честь Андрея Рублева, хотя имена Андроник и Андрей очень схожи. Все также знают, что с именем Андрея Рублева связано имя Андрея Тарковского, который и рассказал нам о гениальном иконописце и его жертвенной жизни. Но мало кому известно, что история возникновения Спас-Андроникова монастыря не менее чудесна и похожа на красочную легенду.
В середине XIV века будущий митрополит Алексий (о котором, кстати, режиссером Андреем Прошкиным снят художественный фильм «Святитель Алексий») поплыл в Константинополь за благословением на митрополию. Благословение и положенный «реквизит» для служения митрополитом на Руси Алексий получил и направился в обратный путь через византийскую бухту Золотой Рог. Корабль попал в страшный шторм, который грозил смертью Алексию. Он взмолился и пообещал Богу за свое спасение, если Бог на таковое сподобится, возвести в Москве храм. А храм он обещал построить в честь того святого, чья память будет праздноваться в день окончания плавания, когда Алексий сойдет на берег. Море утихло. Алексий сошел на землю в праздник Спаса Нерукотворного. По чудесному совпадению святитель вез с собой образ Спаса, которым его благословил в Константинополе патриарх Каллист! Пришло время выполнить обещанное. Так Алексий и обосновал в Заяузье Спасский монастырь с собором в честь Спаса Нерукотворного, одного из древнейших храмов Москвы. Строительство и управление монастырем он просил взять на себя никого иного, как Сергия Радонежского. Но если вспомнить историческую канву 1359—1361 гг., сразу вспомним — до Куликовской битвы еще около 20 лет. Сергий только обосновывает монастырь близ Хотьково. Ему не до московского строительства. Поэтому он дает Алексию своего любимого ученика — Андроника, который и становится первым настоятелем Спасского монастыря, его настоящим создателем. Вот почему важно не путать название монастыря — он не Андроньевский, а именно Андроников. Кстати, именно по названию бухты, где с митрополитом Алексием случилось уже не впервые настоящее чудо, ручей рядом с монастырем стал называться Злотым Рожком, и до сих пор рядом со стенами монастыря проходит Золоторожский вал. Какие чудесные исторические хитросплетения!
Вот и еще одно чудесное знание — Митрополит Всея Руси, святитель Алексий ныне покоится совсем недалеко от редакции нашего журнала — в Елоховском Богоявленском соборе!
А вокруг монастыря складывалась своя великая история. Здесь Андроник провожал приезжавшего к нему Сергия. На месте их прощания ныне стоит часовенка под названием «Проща». Здесь, в монастыре, писали свои великие иконы Рублев и Черный. Андрей Рублев принял постриг в этом монастыре, участвовал в строительстве каменного собора на месте первого деревянного. Здесь и работали гениальные монахи над своими иконами. Инок Андрей умер первым. Он явился по смерти своему другу и сподвижнику Даниилу Черному и звал его к себе в рай. Похоронен Андрей был, очевидно, под высокой колокольней, которую впоследствии разобрали, чтобы построить надвратную. Где конкретно на территории монастыря похоронен Андрей Рублев и Даниил Черный теперь неизвестно. Даже история надгробной плиты XV века, которую нашел поздним вечером при раскопках архитектор П. Д. Барановский в 30-х гг. нашего века, кажется сказочно-абсурдной. До утра плита не дожила, рабочие раскрошили ее и посыпали дорожки. Может быть и теперь, гуляя по территории монастыря, мы топчем именно эти осколки с могилы великого создателя «Живоначальной Троицы».
Московский князь Всеволод Юрьевич встретил здесь татарского хана Батыя. Близ Андроникова монастыря митрополит Киприан благословил князя Дмитрия Донского, возвратившегося с победой с Куликовской битвы. Видел монастырь и литовских князей, и Тохтамыша, и Наполеона.
В XVII веке в подвале монастыря дважды содержался известный лидер старообрядчества, чудаковатый, но, кажется, умный и хитрый человек — протопоп Аввакум. 
Здесь было похоронено много купцов и промышленников, так как окрестные кварталы в XVIII—XVIV веках, конечно, были промышленными, торговыми. Здесь были похоронены представители родов Трубецких, Барятинских, Загряжских, Головиных, а также Федор Волков, П. Г. Демидов, и отец поэта Баратынского, и дед Льва Толстого князь Н. С. Волконский.
Церковь Арх. Михаила на территории монастыря построена на деньги и по указанию Евдокии Лопухиной в честь рождения сына Алексея Петровича. Правда, после ссылки царицы церковь еще 45 лет стояла неосвященной. В ней есть придел Св. Алексия. В подклети этой церкви усыпальница Лопухиных, где лежат отец царицы Евдокии и другие ее родные.
При Петре I при церкви устроено училище для незаконнорожденных детей, а позже духовное училище. 
Монастырь приобрел в XVII—XVIV веках свою «специализацию» — в нем отпевали, а на его территории хоронили знатных и не очень москвичей, которые погибли от болезни в молодом возрасте или не своей смертью. Такие монастыри назывались «божедомскими».
Ежегодно в день перенесения иконы Спаса Нерукотворного — заметьте, 16 августа! — у стен монастыря устраивались массовые гуляния москвичей, а хор Спас-Андроникова монастыря, славившийся на всю Москву, приходил слушать сам Рахманинов. 
Легко себе вообразить, какая история ожидала монастырь с приходом большевиков к власти. Монастырь стал разбираться и перестраиваться по кирпичику для нужд рабочего класса. В нем устраивались квартиры для рабочих, колония для беспризорных и сирот, перекапывались могилы, территория захоронений застраивалась. На бывших могилах устраивали футбольную площадку, взорвали колокольню. 
В 1989 году Андрей Рублев причислен Русской православной церковью к лику святых, и в соборе монастыря прошла первая за долгие годы литургия. 

Новосспаский монастырь

Помните, как в фильме Никиты Михалкова «Сибирский цирюльник» изображены гуляния, проезды зимних саней вдоль крепостной стены? Все эти замечательные виды были сняты на фоне Новоспасского монастыря. Сразу скажу, чем знаменит этот монастырь, и вы все поймете и оцените исторический и духовный масштаб этого места. Одним из настоятелей монастыря был будущий патриарх Никон, знаменитый Никон, устроивший стоглавый собор, который «починил» отправление церковной службы, подправил Писание, установил новые правила для верующих, расколол церковь, но был великим ее реформатором. В те годы, когда он служил здесь, к нему на исповедь, как к духовному своему отцу, приезжал царь Алексей Михайлович, которого лично я, как царя, почему-то люблю больше всего. И Никон ездил, конечно, исповедовать духовного сына в Кремль, служил там частенько, продвигаясь по службе. А еще Новоспасский собор — усыпальница бояр и князей Романовых, то есть членов царского рода. Не совпадение, очевидно, и то, что похоронена в монастыре и инокиня Досифея (в миру известная как «княжна Августа Тараканова, предполагаемая дочь царицы Елизаветы Петровны»). Здесь же упокоился и генерал-губернатор Великий князь Сергей Александрович Романов, сын Александра II, дядя Николая II, убитый террористом в 1905 году. Среди погребенных здесь предков царственного Дома — родоначальник рода Романовых Роман Юрьевич Захарьин, мать первого царя рода Романовых великая государыня инокиня Марфа Иоанновна, как почтительно упоминает о ней Кормовая книга 1687 года, отец Патриарха Филарета (дед первого царя Михаила Романова) боярин Никита Романович Юрьев. К древней части усыпальницы относятся захоронения четырех родных братьев Патриарха Филарета, трое из которых скончались в ссылках, пострадав во времена Бориса Годунова. Помимо Романовых и их родственников в усыпальнице погребены представители древних российских фамилий — Черкасские, Васильцевы, Дашковы, Голицыны, Куракины, Новосильцовы, а также иерархи Русской православной церкви и настоятели монастыря. 
А еще скажу, что при написании этих строк я вижу, как свершается маленькое — очень маленькое — чудо. Мы готовим августовский номер, а тему для настоящей экскурсии я выбрала произвольно. И вдруг вижу, читая и обрабатывая материал, что праздник Спас-Андроникова монастыря приходится на 16 августа, а престольный праздник Новоспасского монастыря — на 19 августа. Какие чудесные совпадения!
И действительно, 19 августа — престольный праздник Новоспасского собора — его главного храма Спас-Преображенского. 
Войдя в этот храм под центральный купол, нужно посмотреть наверх. Необыкновенной высоты столбы поддерживают уходящий вверх, почти невидимый в серой дымке купол. Оконницы барабана едва пропускают солнечные лучи, внизу зала темно, темно-серые фрески по стенам, небольшие огоньки свечек вселяют чувство блаженства даже в невоцерковленные сердца.
Кажется, что все восемь веков существования монастыря сгустились и растворились в воздухе собора. 
Царь Иван III перевел на нынешнее место монастыря монашеский корпус монастыря Спаса на Бору в Кремле. Место это на Крутицком холме за нынешней Крестьянской заставой, на высоком берегу Москвы-реки тогда называлось Васильевский стан. Он же и заложил в 1491 году храм в честь Преображения Господня.
При Иване Грозном монастырь нес и воинскую повинность, служа сторожевым военным пунктом, защищавшим дорогу на Москву.
Во все время существования Новоспасский монастырь был местом постоянного богомолья великих князей, царей и их семейств. Для строительства по повелению царя Михаила Романова (первого Романова на троне) каменной ограды и других внутренних сооружений было набрано такое количество каменщиков, что они устроили близ монастыря целую слободу. Улицы Большие и Малые Каменщики существуют здесь до сих пор. Тогда здесь и хоронят первых Романовых — дядюшек царя. 
В 1647 году в монастырь был принесен нерукотворный образ Христа Спасителя из города Хлынова, нынешней Вятки, ознаменованный там чудесами. Именно в это время цари стали посещать монастырь не только для поклонения гробам своих предков, но и для молитвенного обращения к этой святыне. Образ исчез с приходом в монастырь большевиков. Посещали Новоспасский монастырь и царевна София, а также Петр и Иоанн Алексеевич. Благоволила монастырю и царица Елизавета Петровна. В 1913 году — в год 300-летия дома Романовых — Новоспасский монастырь посещает Император Николай II. 26 мая 1913 года Государь изволил благодарить за стройное и красивое пение народный хор монастыря, который исполнил юбилейные кантаты и тропарь Феодоровской иконе Божьей Матери — покровительнице царственной фамилии. 
В 1918 году Новоспасский монастырь был закрыт. К осени здесь уже действовал концентрационный лагерь. Святое место стало местом смерти и тюремного заключения. В первые годы здесь находилась женская тюрьма, затем «исправительно-трудовой лагерь» для уголовников и политических заключенных. 
В 1930-е гг. начался новый этап разорения древней обители. Был уничтожен знаменитый некогда монастырский некрополь, занимавший 2/3 территории обители, и где покоились видные деятели Государства Российского и Церкви. В 1935 году территория монастыря передана в ведение хозяйственного управления НКВД. В соборном храме разместили архив НКВД Московской области, в Никольском — склад конфискованной мебели и картофелехранилище, остальные пригодные помещения были переоборудованы и заселены. И все же поруганный и оскверненный, превращенный в место пыток и смерти, монастырь продолжал напоминать о великой Руси, ее славной истории и преданности христианству. Тогда было решено его взорвать. Но, как и в случае с Елоховским Богоявленским собором, помешала этому начавшаяся Великая Отечественная война. 
4 декабря 1990 года Новоспасский монастырь возвращен Московской Патриархии. 
Продолжение в следующем номере.

Все Статьи