arrow-up arrowright arrowright

НДФЛ на суточные сверх норм - отменен

14.06.2005

М.В. Дорож,
Советник налоговой службы III ранга Юрисконсульт Группы компаний Телеком-Сервис ИТ

Высший Арбитражный Суд РФ в своем решении от 26.01.2005 № 16141/04 высказался по вопросу нормирования суточных для целей исчисления налога на доходы физических лиц и признал не соответствующим Налоговому Кодексу РФ и не действующим Письмо МНС РФ от 17.02.04 № 04-2-06/127.
В соответствии с письмом МНС от 17.02.04 № 04-2-06/127, суточные, выплаченные сверх норм, установленных постановлениями Правительства РФ от 08.02.2002 № 93 и от 02.10.2002 № 729, приказом Министерства финансов РФ от 12.11.2001 № 92н подлежат обложению налогом на доходы физических лиц. То есть, по мнению фискалов, при исчислении налога на доходы физических лиц должны применяться нормы, установленные по командировочным расходам для целей налогообложения прибыли, а также ограничения, установленные для бюджетников.
Доводы, приведенные ФНС России и Минфином России, суд признал необоснованными и не основанными на нормах законодательства о налогах и сборах.
Законодательством о налогах и сборах ни нормы суточных, ни порядок их установления применительно к налогу на доходы физических лиц не определены; общий порядок установления таких норм и ограничения их размера предусмотрены только трудовым законодательством, где указано, что порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, определяются коллективным договором или локальным нормативным актом организации (ст.168 ТК РФ).
Постановление Правительства РФ от 02.10.2002 № 729 не может быть применено для целей статьи 217 НК РФ, так как оно распространяется только на организации, которые финансируются за счет средств федерального бюджета, что исходит из пункта 1 рассматриваемого акта.
При этом следует учитывать, что вышеуказанным постановлением не ограничено право организаций, финансируемых из федерального бюджета, на установление нормы суточных в соответствии со ст.168 Трудового кодекса РФ в большем размере, чем предусмотрено данным постановлением, при наличии средств из других источников, полученных от предпринимательской или иной, приносящей доходы деятельности, а также за счет экономии.
Также иную сферу применения имеет постановление Правительства РФ от 08.02.2002 № 93, поскольку оно принято в соответствии с пп.12 п.1 ст. 264 НК РФ и устанавливает нормы суточных, применяемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.
В то же время в соответствии с п.3 ст. 217 НК РФ не включаются в облагаемый налогом на доходы физических лиц доход суточные в пределах норм, установленных в соответствии с действующим законодательством. Следовательно, как заметил суд, Правительство РФ в силу прямого указания Налогового кодекса РФ не уполномочено принимать нормативной правовой акт, устанавливающий нормы суточных в целях исчисления налога на доходы физических лиц. Кроме того, в статье 217 НК РФ отсылка к нормам главы 25 Кодекса отсутствует, которая позволила бы применение нормативов, установленных для целей исчисления одного налога, к другому налогу. Применение норм по аналогии противоречит положениям ст.3 НК РФ.
Взимание с работника дополнительных денежных средств в виде подоходного налога в связи с получением последним средств, необходимых для выполнения служебного поручения судебный орган признал неправомерным. Так как при служебной командировке работник направляется в поездку по инициативе работодателя и в его интересах, поэтому расходы на оплату суточных осуществляются в интересах работодателя, а не работника.
Суточные же представляют собой компенсационную выплату по возмещению расходов работника, вызванных необходимостью выполнять трудовые функции вне места постоянной работы. Следовательно, экономическая выгода может возникнуть у работника только тогда, когда в качестве исключения из установленных правил ему выплачивается сумма в больших размерах, чем предусмотрено предприятием в коллективном договоре или локальном нормативном акте. ВАС РФ отметил, что такая позиция не нарушает принципа всеобщности и равенства налогообложения, а также порядок предоставления льгот, установленный НК РФ, поскольку следует учитывать, что равенство налогообложения не означает, что у всех налогоплательщиков размер доходов, подлежащих налогообложению или исключаемых из налогообложения, должен быть одинаковым, в данном случае равенство налогообложения означает не равенство сумм облагаемых или не облагаемых доходов, а установление единого порядка налогообложения доходов.
На основании вышеизложенного позицию МНС России, представленную в письме № 04-2-06/127 от 17.02.2004 , суд признал не соответствующей нормам налогового законодательства, так как толкование положений пункта 3 статьи 217 НК РФ и постановлений Правительства РФ от 08.02.2002 № 93 и от 02.10.2002 № 729, а также приказа Минфина России от 12.11.2001 № 92н не соответствует буквальному содержанию и противоречит смыслу положений Налогового и Трудового кодексов.

Полный текст Решения Высшего Арбитражного Суда РФ от 26.01.2005
№ 16141/04 Вы можете найти в системе КонсультантПлюс в разделе Законодательство. Номер в Информационном Банке 39217. Документ опубликован не был.


Все Статьи