arrow-up arrowright arrowright

Некоторые вопросы применения упрощенной системы налогообложения

13.06.2001
Береснева Н.В.,
юрисконсульт, юридический отдел Группы компаний Телеком-Сервис ИТ

У нас есть основное средство, приобретенное до перехода на упрощенную систему налогообложения. В качестве объекта налогообложения единым налогом при применении упрощенной системы налогообложения мы выбрали доход, уменьшенный на величины расходов. Для того, чтобы учесть расход по основным средствам, какую остаточную стоимость мы должны взять: бухгалтерскую или налоговую?

Согласно ст. 346.25 НК РФ на дату перехода на упрощенную систему налогообложения остаточная стоимость основных средств, приобретенных и оплаченных в период применения общего режима налогообложения, определяется как разница между ценой приобретения и суммой начисленной амортизации в соответствии с требованиями главы 25 НК РФ. Остаточная стоимость, исчисляемая по правилам бухгалтерского учета, учитывается как критерий возможности применения упрощенной системы налогообложения (ст. 346.12 п. 2 пп. 16).

У нас есть основные средства, приобретенные до перехода на упрощенную систему налогообложения. Поскольку первоначальная стоимость этих основных средств была до 10 000 рублей, мы списали их в базу переходного периода по состоянию на 01.01.2002. Сейчас мы перешли на упрощенную систему. Как мы должны учитывать в расходах стоимость этих основных средств?

На основании ст. 346.25 НК РФ остаточная стоимость основных средств при переходе на упрощенную систему налогообложения исчисляется как разница между ценой приобретения и суммой начисленной амортизации в соответствии с требованиями главы 25 НК РФ. 

При этом, в соответствии со ст. 10 ФЗ от 06.08.2001 № 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую НК РФ и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" недоамортизированная часть основных средств, приобретенных до 01.01.2002 и первоначальная стоимость которых была до 10 000 рублей, подлежала списанию в качестве расхода базы переходного периода, формируемой по состоянию на 01.01.2002.
Таким образом, поскольку остаточная стоимость данного основного средства равна нулю (в целях налогового учета), при применении упрощенной системы налогообложения данное основное средство не учитывается.
Необходимо отметить, что согласно тому же закону, если налогоплательщик, определявший до вступления в силу главы 25 НК РФ выручку от реализации для целей налогообложения по методу отгрузки и перешедший с 01.01.2002 на определение доходов и расходов по методу начисления, по базе переходного периода получил превышение расходов над доходами, то сумма такого превышения в размере, не превышающем сумму от списания на расходы недоамортизированной части основных средств стоимостью не свыше 10 000 рублей или со сроком полезного использования не более 12 месяцев, признается расходом налогоплательщика от переходного периода, который подлежит отнесению на расходы, включаемые в налоговую базу соответствующих отчетных периодов равномерно в течение пяти лет с даты вступления главы 25 НК РФ в силу. Ст. 346.16 главы 26.2 не предусматривает возможности учитывать в составе расходов данные убытки.

Организация приобрела основное средство в период применения упрощенной системы налогообложения. Можем ли мы отнести на расходы сумму налога на добавленную стоимость по данному основному средству, включив ее в стоимость основного средства или иным образом?

Если организация или индивидуальный предприниматель выбрали в качестве объекта доходы минус расходы, то в качестве расходов можно учесть лишь затраты, поименованные в ст. 346.16 НК РФ. Так, согласно статье, уменьшают базу при исчислении единого налога расходы на приобретение основных средств (с учетом положений пункта 3 статьи). К сожалению, законодатель не определил, как формируется стоимость основных средств, приобретенных в период применения упрощенной системы налогообложения, а также можно ли включить в стоимость НДС, уплаченный по данному основному средству. 

Методические рекомендации по применению главы "Упрощенная система налогообложения" НК РФ, утвержденные от 10.12.2002 № БГ-3-22/706, предписывают при применении подпунктов 1 и 2 пункта 1 статьи 346.16 определять состав основных средств и нематериальных активов, а также их оценку в соответствии с законодательством о бухгалтерском учете. Если исходить из ПБУ "Учет основных средств" (Приказ Минфина РФ от 30.03.2001 № 26н), невозмещаемые налоги включаются в первоначальную стоимость основных средств, таким образом, если расходы на приобретение основных средств определять по правилам бухгалтерского учета, в них вполне можно заложить суммы НДС, уплаченные налогоплательщиком своим поставщикам. Но, к сожалению, Методические рекомендации были приняты еще до поправок, внесенных в главу 26.2 ФЗ от 31.12.2002 № 191-ФЗ. В связи с этим актуальность п. 18 Методических рекомендаций далеко не однозначна (например, ст. 346.25 п. 3 и 346.16 НК РФ отсылают к главе 25 НК РФ в определенных ситуациях).
Попробуем обратиться к статье 170 НК РФ. Эта статья предусматривает возможность включения в стоимость основных средств сумм НДС в случае приобретения основных средств лицами, не являющимися налогоплательщиками в отношении НДС.
Однако, по смыслу ст. 170 НК РФ не совсем ясно, применима она только при исчислении налога на прибыль в соответствии с главой 25 НК РФ или, в том числе, при использовании упрощенной системы налогообложения, поскольку налог на прибыль упоминается в пп. 1, 4-5 ст. 170 НК РФ, а п. 2 этой же статьи говорит о включении в стоимость основных средств, товаров, работ, услуг сумм НДС безотносительно того, какой режим применяется, главное, что лицо не является плательщиком НДС.
Если ст. 170 НК РФ применима и для упрощенной системы налогообложения, то почему законодатель вынес в отдельную позицию в качестве расхода суммы налога на добавленную стоимость по приобретаемым товарам (работам и услугам), а не отнес на расходы вместе со стоимостью товаров и т.п.?
В соответствии с Методическими рекомендациями по применению главы 21 НК РФ, утвержденными приказом МНС РФ от 20.12.2000. № БГ-3-03/447, налог по товарам (работам, услугам) производственного назначения, используемым организациями и индивидуальными предпринимателями после перехода их на уплату единого налога на вмененный доход либо организациями - на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, к вычету не принимается, а включается в стоимость этих товаров (работ, услуг) в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 статьи 170 Кодекса (п. 1.3). То есть, ст. 170 НК РФ применима к упрощенной системе.
Однако пояснения даны еще в соответствии со старым законом, устанавливающим упрощенную систему налогообложения и отчетности для субъектов малого предринимательства, от 29.12.95 № 222-ФЗ.
Но "старый" Закон об упрощенной системе имеет общее со ст. 346.16 НК РФ в той части, что и Закон (ст. 3), и НК РФ (ст. 346.16) отделяют стоимость товаров, работ, услуг от НДС, определяя его как дополнительный расход, но в тоже время Методические рекомендации относят НДС в состав стоимости товаров, работ, услуг на основании ст. 170 НК РФ.
Учитывая, что все сомнения толкуются в пользу налогоплательщиков, существует возможность включения в расходы по приобретению основных средств сумм НДС, однако существует и некоторый риск того, что налоговые органы воспользуются подобными несоответствиями нормативных актов в свою пользу.

В 2002 году мы были освобождены от обязанностей по уплате НДС на основании ст. 145 НК РФ. С 2003 года мы перешли на упрощенную систему налогообложения. Однако в налоговой нам сказали, что мы должны восстановить НДС за весь период применения освобождения, поскольку отказались от освобождения до истечения 12 месяцев от начала использования. Правомерны ли требования налоговой?

Да, действительно, налоговые органы на местах предъявляли требование о восстановлении сумм НДС в описанной выше ситуации. Однако МНС России положило конец спорам вокруг данной проблемы, выпустив Письмо № ВГ-6-03/337@ от 24.03.2003.
В названном Письме указано, что плательщики налога на добавленную стоимость, использующие освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика в соответствии со статьей 145 Кодекса, при переходе на упрощенную систему налогообложения до истечения 12 месяцев от начала использования права на освобождение, суммы налога на добавленную стоимость за период, в котором они использовали право на освобождение, не восстанавливают.


Все Статьи