arrow-up arrowright arrowright

Новый год с театральным размахом

01.12.2019

Руслан Червяков,
специалист по истории советской повседневности

Год театра подходит к концу, поэтому наш заключительный материал будет посвящен тому, как на театральных подмостках проходит празднование 

Нового года. В это время на плечи актеров ложится особая задача — создавать праздничное настроение, заряжать людей радостью и добротой. Но для начала несколько слов о самом празднике.

Издревле Новый год на Руси праздновали в марте, поскольку аграрный календарь подсказывал, что новый сельскохозяйственный цикл начинается после ухода заморозков. Сменой парадигмы мы обязаны царю Петру I, который 20 декабря 1699 года (7208 года от Сотворения мира) издал указ о смене летоисчисления, отныне Новый год стал отмечаться 1 января.

Однако в нашем случае важно другое — в соответствии с царским указом Новый год праздновался в Москве целых семь дней. За образец празднества были взяты немецкие традиции: домовладельцы должны были ставить перед воротами дома украшения — хвойные деревья. Перед каждым двором вечером зажигались смоляные бочки, пускались ракеты, палили из пушек и пищалей. 

Русские домовладельцы шли на это неохотно — ели ассоциировались у них с традициями поминовения усопших, а не с праздничным настроением. Но со временем традиция наряжать елки укоренилась.

Несмотря на петровские преобразования, современная традиция празднования Нового года берет свое начало из советской эпохи. Поначалу большевики стремились бороться со старыми традициями, но к середине 1930-х годов стало понятно, что гораздо проще и полезнее было бы поставить их на службу государству.

И вот 28 декабря 1935 года кандидат в члены Политбюро, второй секретарь ЦК ВКП (б) Украины и одновременно первый секретарь Киевского обкома Павел Постышев опубликовал в «Правде» письмо, в котором писал: «В дореволюционное время буржуазия и чиновники всегда устраивали на Новый год своим детям елку. Дети рабочих с завистью через окна посматривали на сверкающую разноцветными огнями елку и веселящимися вокруг нее детей богатеев. Почему у нас… лишают этого прекрасного удовольствия ребятишек трудящихся Советской страны?.. Следует этому неправильному осуждению елки, которая является прекрасным развлечением для детей, положить конец... везде должна быть детская елка!... Организации детской новогодней елки наши ребятишки будут только благодарны».

Заканчивалось письмо словами: «Итак, давайте организуем веселую встречу Нового года для детей, устроим хорошую советскую елку во всех городах и колхозах!»



Кремлевская елка и ее Деды Морозы

Первая Кремлевская елка встретила ребят в 1936 году в Колонном зале Дома Союзов в Москве. Традиция советского Нового года еще только начинала формироваться, поэтому к подготовке первого праздника подошли с особой тщательностью.

Большая ответственность лежала на актере, который должен был сыграть Деда Мороза — главного волшебника, приносящего детям подарки. На эту роль был избран Михаил Наумович Гаркави — конферансье и артист эстрады. Высокий и грузный, он идеально подходил на роль Деда Мороза. Обладая большим обаянием и остроумием, он сразу вызывал к себе внимание и симпатию. На эстраде читал короткие фельетоны, исполнял куплеты, сыпал шутками, остроумно отвечал на реплики, подаваемые из зрительного зала, — детям было непросто застать его врасплох.

После Гаркави на пост главного Деда Мороза страны заступил Сергей Иванович Преображенский. Несмотря на отсутствие актерского образования, именно Преображенский разработал канон для исполнения роли главного волшебника страны. Будучи талантливым драматургом и педагогом, он понимал, как надо работать с детьми. Поначалу роль Деда Мороза не считалась главной, однако Преображенский настоял, что «Дед Мороз — главный распорядитель, первый затейник и руководитель всего веселья». Вплоть до конца 1950-х годов Сергей Иванович продолжал укреплять свою традицию.

Следующим Дедом Морозом стал народный артист РСФСР Александр Леопольдович Хвыля. До роли сказочного персонажа на его счету были только серьезные роли — он считался главным исполнителем роли Семена Михайловича Буденного. В 1964 году ему предложили сыграть Деда Мороза в кинокартине «Морозко». Трудно сказать, поспособствовала ли эта роль в том, что Хвылю назначили выступать на главной елке страны, потому что в нашем распоряжении практически нет никаких точных сведений по поводу смены актеров на Кремлевской елке.

Дед Мороз — персонаж сказочный, поэтому никому не стоит знать, что за актер скрывается под бородой. С 1961 года праздник сменил место проведения — детей стали приглашать в только что отстроенный Кремлевский Дворец Съездов.

Наступление коммунизма, обещанное к 1980 году, должно было воплощаться на этом празднике — огромный зал, ярко украшенная елка, Дед Мороз и Снегурочка и, конечно же, подарки! С Александром Хвылей был связан такой казус: Будучи человеком преклонных лет, он слабо разбирался в новомодной технике.

Когда на одной из елок к его шубе прикрепили радиомикрофон, он, отыграв роль, забыл его снять. Уйдя в гримерку, Хвыля стал жаловаться на жизнь, его жалобы разносились в атмосфере беззаботного праздника. Техническим работникам стоило больших трудов отыскать рассеянного актера и отключить ему микрофон.

Сменщиком Александра Хвыли на посту Деда Мороза стал Роман Сергеевич Филиппов. Его имя, наверное, мало что говорит читателю, однако если мы скажем, что это тот самый командировочный, который в фильме «Бриллиантовая рука» звал Семена Семеновича и Гешу на Колыму, то все встанет на свои места. Притчей во языцех стало острословие Филиппова.

Однажды, перед вылетом на гастроли на Дальний Восток, сутки просидев в аэропорту «Домодедово», изрек: «Это не Домодедово, а Детдомово!». А когда перегруженный самолет вяло стал набирать высоту, мокрый от духоты и жары Роман сообщил: «Так долго набирать высоту — это низость!». Его пробивной характер довел его и до главной елки страны, причем на ней он сделал головокружительную карьеру.

Сначала он значился только дублером Деда Мороза, каких было много. Дублер должен был выходить под фонограмму, записанную Хвылей. Со временем Филиппов добился, чтобы была записана его собственная фонограмма. Следующим шагом стало попеременное выступление двух актеров — Хвыли и Филиппова. После смерти первого не возникло вопроса о преемнике. Филиппов играл Деда Мороза на протяжении двух десятков лет, вплоть до распада Советского Союза. Последний раз он вышел к детям в январе 1992 года, уже в условия новой России. Спустя месяц Романа Сергеевича не стало.

Эстафетную палочку из рук Филиппова подхватил его коллега из Малого театра Дмитрий Назаров. Человек высокий и тучный, он прекрасно подходил на эту роль, однако возникла проблема. Будучи человеком верующим, Назаров отказывался играть роль языческого персонажа, пока не испросит на то благословения у священнослужителей. Благословение на благое дело он получил от патриарха Московского и всея Руси Алексия II.

Однако сам Назаров не любит признаваться в своем амплуа, поэтому говорит, что только помогает главному волшебнику. «Я несколько раз ездил к нему в Великий Устюг и передавал просьбы, с которыми ко мне обращаются, — рассказывает Дмитрий Назаров в интервью «Комсомольской правде». — Но он и так все знает. Дед Мороз является к тому, кто в него верит тайно, келейно, во сне. Удивительно, что, несмотря на цинизм, который сейчас распространен, люди все равно ждут от него подарков на Новый год».

Новогодняя елка как явление государственное

Новогодняя елка как явление государственное нашла свое отражение в кинематографе. В картине «Президент и его внучка», снятой в 1999 году, Кремлевская елка стала причиной большой путаницы. Начинается все с того, что в далеком 1987 году хитрый врач разделяет девочек-близнецов, отдав одну девочку в семью будущего президента, а другую оставив в обычной московской семье. В канун нового 2000 года обе девочки оказываются на Кремлевской елке.

Обеих зовут Машами. Маша — внучка Президента — тоже приглашена туда, она должна играть роль принцессы карнавала.

Во время карнавала телохранитель внучки дядя Саша случайно путает кабинки и заставляет другую Машу надеть костюм принцессы. В результате внучка Президента оказывается в костюме Чебурашки. Дядя Саша, даже не подозревая, что он перепутал девочек, отвозит Машу «домой». Внучку президента забирает с собой Татьяна, ожидавшая свою дочь у Кремля. Сначала Маша думает, что оказалась в заложниках, пытается сбежать, но позже она ближе узнает Татьяну и находит с ней общий язык.

Новогодний праздник в нашей стране невозможно представить без театрализованного действа. Конечно, с развитием технологий и появлением в каждом доме телевидения и интернета, недостатка в развлечениях мы не испытываем, однако что-то заставляет нас вновь приходить в театры.

Казалось бы, давно выученные наизусть фразы, но в атмосфере праздника они приобретают иной смысл. Красная шуба Деда Мороза, борода из ваты, стоящая рядом с ним внучка Снегурочка — эти образы уже укоренились в нашем сознании. И нам бы хотелось, чтобы наши дети тоже увидели тот Новый год, каким его показывали нам наши родители.

Год театра подходит к концу. Но это не значит, что нужно о нем забывать. Ходите в театры, ведь, как писал Ф. Шиллер, «театр располагает самой проторенной дорогой к уму и сердцу». Так давайте и мы пройдем по той дороге!



Все Статьи