arrow-up arrowright arrowright

О применении контрольно-кассовой техники

29.08.2006

Наталья Михайлова
Юрисконсульт Группа компаний Телеком-Сервис ИТ

Можно ли заключить договор аренды контрольно-кассовой техники, если покупка этого аппарата в настоящее время для нашей организации невыгодна и как это оформить?

В соответствии с положениями ст.607 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ) в аренду могут быть переданы, в числе прочего, оборудование, транспортные средства и другие вещи, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования (непотребляемые вещи).

Законом могут быть установлены виды имущества, сдача которого в аренду не допускается или ограничивается. Федеральным Законом РФ от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» запрет на сдачу в аренду кассовой техники не установлен.

При заключении договора аренды контрольно-кассовой техники арендодатель теряет право использовать это имущество в течение того срока, на который заключен договор аренды. Это означает, что арендодатель, на которого зарегистрирована кассовая машина, должен подать заявление в налоговый орган о снятии ее с учета. Налоговики, получив такое заявление, снимают с учета аппарат и делают соответствующую отметку в карточке регистрации контрольно-кассовой машины. Эта карточка заверяется подписью должностного лица налогового органа, ответственного за регистрацию, и скрепляется печатью.

В свою очередь, арендатор кассовой машины должен зарегистрировать ее в налоговом органе по месту своего учета. Это требование содержится в Приказе УМНС РФ по г. Москве от 29.06.2004 № 189 «Об организации работы по контролю за применением контрольно-кассовой техники на территории г. Москвы». Перечень документов, необходимых для регистрации кассового аппарата содержится в вышеуказанном приказе и является закрытым.

Относится ли к организациям Указ Центрального Банка РФ о предельном лимите расчетов в 60 000 рублей, в случае расчетов наличными деньгами, осуществляемых между юридическими лицами по нескольким денежным документам в рамках одного договора?

Совместным Письмом ЦБ РФ от 02.07.2002 № 85-Т и МНС РФ от 01.07.2002 № 24-2-02/252 «По вопросам осуществления расчетов между юридическими лицами наличными деньгами» разъяснено, что предельный размер расчетов наличными денежными средствами относится к расчетам в рамках одного договора, заключенного между юридическими лицами. Расчеты наличными деньгами, осуществляемые между юридическими лицами по одному или нескольким денежным документам по одному договору, не могут превышать предельного размера расчетов наличными деньгами в совокупности.

Учитывая, что в рассматриваемом вопросе, расчеты по перечислению денежных средств, производятся в рамках одного договора, наличные расчеты между организацией и его контрагентом не должны превышать установленный лимит в течение всего срока действия соответствующего договора.

Поэтому денежные средства, поступающие сверх установленного лимита, должны перечисляться должником на расчетный счет кредитора.

Работник нашей организации при возвращении из командировки предъявил счет гостиницы, подтверждающий факт произведенных командировочных расходов по проживанию. Чек ККМ отсутствует. Может ли данный счет подтверждать расходы по проживанию командированного сотрудника в гостинице?

В соответствии с п. 1 ст.252 Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ) расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ.

В соответствии с п. 2 ст.2 Федерального Закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» организации и индивидуальные предприниматели в соответствии с порядком, определяемым Правительством Российской Федерации, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности.

Приказом Минфина РФ от 13.12.1993 № 121 «Об утверждении форм документов строгой отчетности» утвержден в качестве формы документов строгой отчетности счет по форме № 3-Г, используемый гостиничными хозяйствами при наличных денежных расчетах с населением.

Следовательно, прием наличных денежных средств гостиницами за оказанные ими услуги может осуществляться с применением бланков строгой отчетности, в том числе счета по форме № 3-Г, без применения контрольно-кассовой техники.

Образует ли состав административного правонарушения в случае неприменения контрольно-кассовой техники при получении организацией наличных денежных средств в качестве предоплаты (аванса)?

Президиум Высшего Арбитражного суда РФ (далее – ВАС РФ) в постановлении от 21.03.2006 № 13854/05 разъяснил применение ст.14.15 Кодекса об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) в случае получения предоплаты наличными денежными средствами. В частности, указано, что в соответствии с п.1 ст.2 Федерального Закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр контрольно-кассовой техники, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

В соответствии со ст.5 вышеуказанного Закона организации и индивидуальные предприниматели, применяющие контрольно-кассовую технику, обязаны выдавать покупателям (клиентам) при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в момент оплаты отпечатанные контрольно-кассовой техникой кассовые чеки.

Таким образом, законодательство не освобождает организации и индивидуальных предпринимателей от применения контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов в случае частичной оплаты товара (работ, услуг).

Таким образом, неприменение контрольно-кассовой техники при получении наличных денежных средств в качестве предоплаты (аванса) образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст.14.5 КоАП РФ и влечет наложение штрафных санкций.

Наша организация по агентскому договору, заключенному со страховой компанией, выступает в роли страхового агента, действующего от имени и по поручению принципала с юридическими и физическими лицами.

Должны ли мы при приеме наличных денежных средств у юридических лиц выдавать кассовый чек или можем выписывать приходный кассовый ордер?

В качестве документов строгой отчетности, используемых страховыми организациями при расчетах с населением наличными денежными средствами, утверждены специальные квитанции на получение страхового взноса (Письмом Минфина России от 16.06.1994 № 16-30-63).

Если страховые взносы от имени и по поручению страховой организации с использованием бланков этой страховой организации получает страховой агент, действующий на основании заключенного со страховой организацией агентского договора, то полученные им от страхователей страховые взносы равносильны взносам, уплаченным страхователями непосредственно страховой организации.

Полученные денежные средства должны быть внесены страховым агентом - как юридическим, так и физическим лицом - на счет страховой организации - принципала путем передачи наличных денежных средств с использованием контрольно-кассовой техники в кассу страховщика без отражения приема данных денежных средств в кассу самого агента или перечислением данных денежных средств на счет страховой организации в безналичной форме.

При этом представитель (агент) страховой организации не может получать страховые взносы с использованием своих квитанций или приходных кассовых ордеров. Такой позиции по данному вопросу также придерживается Минфин РФ в письме от 30.01.2006 № 03-01-15/1-14.

Как оформить возврат денежных сумм из кассы покупателям, возвращающим товар?

Оформление зависит от того, в какой день осуществляется возврат товара покупателем и денежных средств кассиром, в день покупки или в последующие дни. Если возврат товара осуществляется в день покупки, то следует руководствоваться п. 4.2 и 4.3 Типовых правил эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденных письмом Минфина России от 30.08.1993 № 104. В этом случае деньги возвращаются из операционной кассы.

Продавец составляет Акт о возврате денежных сумм покупателю по неиспользованным кассовым чекам (форма № КМ-3, утвержденная Постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 № 132). В акте указываются номер и сумма каждого чека. Акт составляется в одном экземпляре членами комиссии, состоящей из заведующего отделом (секцией), старшего кассира и кассира-операциониста организации.

Комиссия подписывает Акт, а руководитель организации утверждает его и вместе с погашенными чеками, наклеенными на лист бумаги, сдается в бухгалтерию. Акт по форме № КМ-3 хранят в архиве организации 5 лет.

На сумму средств по возвращенным покупателем чекам уменьшается выручка кассы. Суммы, выплаченные по возвращенным чекам, заносятся в Журнал кассира-операциониста (форма № КМ-4).

Администрация торгового предприятия ставит подпись на чеке, который был выдан покупателю при приобретении товара, или заявлении покупателя. Затем составляется акт о возврате товара, в котором необходимо указать наименование возвращенного товара, его цену, номер чека, выданного покупателю, дату и причину возврата. Унифицированной формы акта не существует. Для этого можно использовать накладную по форме ТОРГ-13 или составить акт в произвольной форме. Акт составляется в 2 экземплярах, один из которых прикладывается к товарному отчету, а другой отдается покупателю.

Стоимость возвращенного товара показывается в товарном отчете отдельной строкой.

На основании акта о приеме товара и чека, на котором стоит разрешительная подпись директора магазина или его заместителя, кассир-операционист выдает покупателю из операционной кассы магазина деньги за возвращенный
товар.

Если возврат денег за товар производится в последующие дни после для совершения покупки (по истечении рабочего дня после закрытия смены и снятия Z-отчета), то торговому предприятию следует руководствоваться, п. 14, 15, 22 и 24 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденного решением Совета директоров ЦБ РФ от 22.09.1993 № 40.

В данном случае возврат денег осуществляется только из главной кассы организации на основании письменного заявления покупателя с указанием фамилии, имени, отчества и только при предъявлении документа, удостоверяющего личность (паспорта или документа, его заменяющего).

При возврате денег покупателю из главной кассы предприятия составляется расходно-кассовый ордер по форме № КО-2, утвержденной постановлением Государственного комитета РФ по статистике от 18.08.1998 № 88 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации», а также акт о возврате товара в аналогичном порядке, указанном в первом случае.


Все Статьи