arrow-up arrowright arrowright

О театре в школе и школе в театре

01.09.2019

Руслан Червяков,
специалист по истории советской повседневности

Лето, как всегда, пролетело незаметно, а это значит, что многим пора идти в школу. И вот уже вереницы детей с шариками и букетами выстраиваются на линейке в честь Дня знаний. В этом году почти два миллиона детей пошли в первый класс, где им предстоит грызть гранит науки. Однако одним гранитом сыт не будешь. Психика ребенка устроена так, что он не может постоянно заниматься учебой. Гармоничное развитие личности предусматривает сочетание логической и творческой деятельности обучающегося.

Советский психолог Лев Выготский выделял два основных вида детских поступков.

В основе первых — воспроизводящих или репродуктивных — лежало точное повторение того, что было когда-то узнано и осталось в памяти. Например, срисовывание с натуры или переписывание букв по прописям. Основная функция этих поступков заключается в сохранении опыта поколений и скорейшем приспособлением человека к окружающей среде.

Ко вторым — комбинирующим или творческим — относятся действия по переработке информации и созданию чего-то нового. Например, дети играют в магазин в песочнице, продавая куличики за листву. Играя, дети развивают фантазию, что благотворно сказывается на их личности.

В современных образовательных стандартах указано, что для гармоничного развития личности необходимо развивать творческое мышление ребенка, прививать ему умение нестандартно мыслить. Однообразное шаблонное повторение убивает интерес к обучению, лишает радости открытия. В этой связи школьники самых разных возрастов посещают уроки музыки и пения, ходят в музыкальные и художественные школы, танцуют, декламируют прозу и стихи, а также принимают участие в самодеятельных постановках детских утренниках и школьных театральных фестивалях.

Нередко при школах действуют театральные студии, которые организуют постановки как классических произведений и сказок, так и пьес современных детских авторов.

Утренник

Первый опыт актерского мастерства дети получают в детском саду, когда принимают участие в утренниках, посвященных Новому году, 23 февраля, 8 марта и другим праздникам. Ребенок учится сочетать личное удовольствие с выполнением обязательств, учится совместной с другими детьми творческой деятельности. Здесь же он узнает о том, что такое сценарий и правила. И конечно же, он впервые проявляет свои способности и интересы. В роли костюмеров обычно выступают родители, которым приходится искать заячьи уши, шить беличью шубку или кроить колпак волшебника. Но в конце концов их труд окупается с лихвой — они становятся зрителями первого театрального успеха в жизни их любимых чад.

Посещение театра

Детей младшего школьного возраста начинают водить в театры. Поначалу младшеклассники посещают театры юного зрителя, кукольные театры и филармонии, где в репертуаре присутствуют детские постановки с простым сюжетом и ярко очерченным делением персонажей на хороших и плохих.

Здесь ребята наблюдают за приключениями доброго мальчика Буратино, которого пытаются обмануть коварные кот Базилио и лиса Алиса, сопереживают Мухе-Цокотухе, которую едва не съел Паук, смеются над проделками Карлсона — самого обаятельного мужчины в самом расцвете сил.

Спектакли о школе

Нередко дети включаются в действие и пытаются на него повлиять, например, предупреждают своими криками главного героя о приближении врагов. Актер Сергей Мартинсон играл Бабу-ягу. Из зала за ним наблюдал его пятилетний сын. В самый важный момент, когда все дети волновались за героя, которого Баба-яга должна была изничтожить, кривляясь, пританцовывая и напевая что-то вроде: «Мы тебя изжарим, мы тебя в прах разнесем!» — на весь театр раздался крик сына артиста: «Папа, ты дурак?!» В средней и старшей школе театр становится своеобразным продолжением урока литературы. Чем повторять сотни раз повторенные слова, что Катерина — «луч света в темном царстве», лучше один раз посмотреть «Грозу» на сцене и сделать выводы.

К сожалению, многим школьникам классика кажется несовременной и скучной, поэтому от школьного курса остаются только обрывки воспоминаний о небе Аустерлица или о тетке Чацкого, к которой он уехал в глушь, в Саратов. В этой связи постановки А. Н. Островского, А. П. Чехова и Н. В. Гоголя становятся испытанием не только для скучающих школьников, но и для актеров, ведь играть для незаинтересованной публики — задача не из легких.

Но иногда бывают случаи, когда действие на сцене начинает расходиться с описанным в пьесе и из рутинного превращается в занимательное. Однажды в «Евгении Онегине» секундант перепутал пистолеты и подал заряженный Ленскому. Ленский выстрелил, Онегин от неожиданности упал. Ленский, чтобы как-то заполнить понятную паузу, спел известную фразу Онегина: «Убит!». Секундант в замешательстве добавил: «Убит, да не тот».

Еще одна подобная история связана с чеховской «Чайкой». В финале постановки должен был прозвучать выстрел. Затем на сцену выходил доктор Дорн и говорил: «Дело в том, что Константин Гаврилович застрелился».

Выстрела не происходило, над сценой нависла пауза. А как известно, театр не терпит пустоты. Актер, игравший Дорна, попытался спасти положение. Выйдя на сцену, он произнес: «Дело в том, что Константин Гаврилович повесился».

И тут раздается выстрел. Немного подумав, актер добавил: «И застрелился».

Занавес.

Спектакли о школе Спектакли о школе

Также в сентябре открывается новый театральный сезон. Актеры возвращаются из отпусков, чтобы с новыми силами приняться как за исполнение старого репертуара, так и за участие в новых проектах.

На первый взгляд театр и школа — два разных института. Но присмотритесь. Каждый школьник своего рода актер, который появляется на сцене (в классе) в определенное время, находится на ней в среднем на протяжении трех-шести актов (уроков), принимает предлагаемые обстоятельства (правила поведения), а затем возвращается домой с похвалами или замечаниями. Театральные актеры никогда не прекращают учиться.

Режиссер для них непререкаемый авторитет и учитель, который сколачивает труппу в зависимости от таланта и темперамента своих учеников. Так что не даром Шекспир писал, что весь мир — театр.

Нередко театральная сцена превращается в ученический класс или учительскую. Так, например, на сцене Кировского драматического театра идет спектакль по рассказу Валентина Григорьевича Распутина «Уроки французского».

Это трогательная история про мальчика, который вынужден покинуть родной дом ради того, чтобы продолжить обучение в средней школе.

Мальчик учится очень хорошо, сложности у него возникли только с иностранным языком. Но жизнь его тяжела. В послевоенное время — а на дворе 1948 год — выжить было непросто. Пятиклассник вынужден играть с мальчишками на деньги. Об этом узнает его учительница французского — Лидия Михайловна. Он отказывался принять помощь от учительницы. Тогда Лидия Михайловна пошла на неожиданный шаг — она решила сыграть с мальчиком в «пристенок». Лидия Михайловна поддается мальчику в игре, чтобы он мог выиграть немного денег на молоко, но вскоре об этом узнали в школе. Лидия Михайловна увольняется, но не забывает о своем ученике — она присылает ему с Кубани посылку с макаронами и яблоками, которых он до этого никогда не пробовал.

Спектакль был тепло встречен кировской публикой, зрители отмечают эмоциональную отдачу актеров, создавших душевную и интимную атмосферу на сцене, из-за чего он смотрится на одном дыхании.

В годы «перестройки» много шума наделал кинофильм Эльдара Рязанова «Дорогая Елена Сергеевна» с замечательной Мариной Нееловой в главной роли. В центре фильма оказалась учительница математики, пытавшаяся противостоять настойчивым уговорам учеников поступиться принципами и позволить им подделать результаты выпускных контрольных работ.

Но мало кто знает, что автором пьесы и сценария был не сам Рязанов и его постоянный соавтор Эмиль Брагинский, а молодой драматург Людмила Разумовская.

В конце 1970-х годов, во время учебы на высших театральных курсах при ГИТИСе, она получила от министерства культуры заказ написать пьесу о «трудных подростках». Разумовская придумала лихой сюжет, в основе которого лежал конфликт отцов и детей, который в конечном счете раскрывал духовную нищету поколения циников.

В течение целой ночи нерадивые ученики пытались уговорить Елену Сергеевну отдать им ключ от сейфа, в котором лежали контрольные, чтобы подменить их на тетради с верно решенными задачами. Елена Сергеевна, сохранившая высокие идеалы служения обществу, отказалась поступиться принципами даже в обмен на место в больнице для тяжело больной матери, которое ей пообещал один из учеников. Финал пьесы остается открыт: Елена Сергеевна отдает ключ и запирается в ванной, но ощутившие свою моральную нищету ученики отказались забирать ключ. Елена Сергеевна победила, но какой ценой?

Смелость авторского замысла напугала чиновников министерства, слишком жестко звучал приговор целому поколению, герои пьесы часто цитировали Достоевского и даже делали отсылки к Священному Писанию.

Начался период согласований и многочисленных переделок. Когда впоследствии автору приходилось слышать за спиной шептания: «Какая маленькая женщина... какая смелая», — ей было смешно и неловко, ничего героического в своем акте она не видела. Пьеса была поставлена в 1981 в Таллине (на эстонском языке), а затем в 1982 году в Ленинградском Ленкоме. Постановка имела огромный успех, пьесу приняли более двадцати театров страны, однако в 1983 году ее сняли с репертуара.

Эльдар Рязанов прочитал и решил экранизировать пьесу в начале 80-х, но смог реализовать свою идею позже, уже в период перестройки. Тогда картина встала в ряд острых, разоблачительных фильмов и спектаклей в духе гласности. В течение последующих десяти лет она была поставлена почти во всех европейских странах, а также в Америке и Канаде. Самый большой успех на долю пьесы выпал в Германии, где, пожалуй, нет ни одного города, где бы не шла «Дорогая Елена Сергеевна».

Немецкий поэт и драматург Фридрих Шиллер сказал: «Театр — это школа, в которой учатся с удовольствием, не замечая того, что учатся». Надеюсь, что после прочтения этой статьи у вас возникнет желание посетить эту школу вновь. В том числе и вместе с детьми — для них это будет очень интересный и полезный опыт, который телевизор и интернет заменить не смогут.

Спектакли о школе


Все Статьи