arrowright arrowright

Обобщение судебной практики

13.06.2005

Социальное страхование

В принятии к рассмотрению заявления о признании незаконным и недействительным п.14 Положения о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию, утвержденного Постановлением Президиума ВЦСПС от 12.11.1984 № 13-6, отказано правомерно, поскольку указанный нормативный акт был принят ВЦСПС, который в настоящее время не существует; правопреемство ВЦСПС ни на какой федеральный орган исполнительной власти не возложено.

Определение Верховного Суда РФ от 30.05.2002 № КАС02-2405

Гражданское право

Положения ст.8 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью», устанавливающие права участников общества, в том числе право на получение  информации о деятельности общества и на ознакомление с его бухгалтерскими книгами и иной документацией, не могут толковаться таким образом, что они распространяются и на бывших участников общества, если только их требование не связано со спором об определении стоимости их доли, выплачиваемой при выходе из общества.

Постановление Президиума ВАС РФ от 01.09.2005 № 1960/05

Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии. У нанимателя жилого помещения отсутствует энергопринимающее устройство, присоединенное к сетям энергоснабжающей организации, и другое необходимое оборудование, при наличии которого закон допускает возможность заключения договора электроснабжения, следовательно он не может быть стороной (абонентом) договора энергоснабжения.

Перечень отклонений качества услуг от установленного договором и их величина устанавливаются органами исполнительной власти, осуществляющими контроль за безопасностью услуг, их территориальными органами совместно с органами местного самоуправления.

Определение Верховного Суда РФ 18.06.2002 № КАС02-285

Государственный заказ

ВАС РФ обратил внимание арбитражных судов на некоторые положения Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

Письмо ВАС РФ от 11.08.2005 №С4-7/УЗ-938

Банковское дело

Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» обязывает кредитные организации, в том числе, устанавливать реквизиты документа, удостоверяющего личность, получать в целях идентификации физических лиц сведения о дате и месте рождения физического лица.

Поскольку купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах относится к банковским операциям, то кредитная организация обязана идентифицировать своих клиентов при осуществлении операций с наличной иностранной валютой независимо от суммы совершаемой операции.

Определение Верховного Суда РФ от 19.07.2005 № КАС05-322
Решение Верховного Суда РФ от 24.05.2005 № ГКПИ05-342

Уголовный процесс

Ч.3 ст.255 УПК РФ, согласно которой суд, в производстве которого находится уголовное дело о тяжком или особо тяжком преступлении, вправе по истечении 6 месяцев со дня поступления уголовного дела в суд продлить срок содержания подсудимого под стражей, но каждый раз не более чем на 3 месяца, по своему конституционно-правовому смыслу не предполагают произвольное и не контролируемое судом продление сроков содержания подсудимого под стражей и не освобождают суд от обязанности рассмотрения уголовного дела в разумные сроки.

Определение Конституционного Суда РФ от 23.06.2005 № 293-О

В 2004 году Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РФ в кассационном порядке рассмотрела 5 123 дела в отношении 8 953 человек по жалобам и представлениям на решения республиканских, краевых, областных и окружных судов, а также судов Москвы и Санкт-Петербурга, что на 14,2% меньше, чем за 2003 год.

Обзор кассационной практики Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ за 2004 год

Административное право

В том случае, когда судебным актом отказано в удовлетворении требования о принуждении лица к выполнению какой-либо обязанности, административный орган не вправе принуждать это лицо к выполнению той же обязанности в административном порядке.

Постановление Президиума ВАС РФ от 23.08.2005 № 4507/05 

Привлечение к ответственности за совершение налогового правонарушения

Кодекс не предусматривает ответственности за ненадлежащее исполнение налоговым агентом своих обязанностей, в частности за нарушение порядка перечисления удержанного налога на доходы физических лиц. Поскольку обществом налог на доходы физических лиц был перечислен своевременно и в полном объеме в бюджет по месту регистрации юридического лица, а не по месту нахождения структурного подразделения, то обществом был нарушен порядок перечисления удержанного налога, а у инспекции не имелось оснований для привлечения его к налоговой ответственности по ст.123 Кодекса.

Постановление Президиума ВАС РФ от 23.08.2005 № 645/05

На налоговом органе лежит бремя доказывания факта и размера вмененного предпринимателю дохода, а на предпринимателе – факта и размера понесенных расходов.

Суд установил, что инспекция не представила доказательств, подтверждающих получение предпринимателем дохода. Кроме того, суд установил, что денежные средства на расчетный счет были внесены самим предпринимателем.

Постановление Президиума ВАС РФ от 06.09.2005 № 2749/05

Зачет или возврат излишне уплаченной суммы налога или сбора

В удовлетворении заявления о признании незаконным Письма налоговой инспекции об отказе в проведении зачета излишне уплаченных страховых взносов в Пенсионный фонд РФ и бездействия налоговой инспекции по заявлению общества с ограниченной ответственностью о зачете излишне уплаченных страховых взносов в Фонд социального страхования РФ, а также о ее обязании произвести зачет излишне уплаченных сумм в счет предстоящих платежей отказано, поскольку обществом нарушен трехлетний срок подачи заявления о зачете суммы излишне уплаченного налога, подлежащий исчислению с той даты, по состоянию на которую были составлены акты сверки.

Постановление Президиума ВАС РФ от 23.08.2005 № 5735/05

Требование о подписании акта сверки расчетов по платежам в бюджет, предъявленное инспекцией налогоплательщику, как условие для возврата причитающихся налогоплательщику сумм налога на добавленную стоимость, не основано на нормах законодательства РФ о налогах и сборах. Два подразделения одного и того же федерального органа исполнительной власти (ФНС РФ), регулируя взаимоотношения между собой по снятию и постановке на учет налогоплательщика со ссылкой на внутриведомственные рекомендации, не обеспечили исполнение требований закона о праве налогоплательщика на возврат налога.

Постановление Президиума ВАС РФ от 06.09.2005 № 4983/05

Налог на добавленную стоимость

Обслуживание лифтового хозяйства относится к облагаемым налогом на добавленную стоимость коммунальным услугам, оплата которых населением осуществляется помимо платы за жилое помещение. Наличие в Постановлении Кабинета Министров Республики Татарстан положения об освобождении от налогообложения пользования лифтами в жилых домах является обстоятельством, исключающим привлечение налогоплательщика к ответственности, так как отсутствует его вина в совершении налогового правонарушения.

Постановление Президиума ВАС РФ от 18.08.2005 № 3447/05

Единый социальный налог

В удовлетворении заявления налоговой инспекции о взыскании с учреждения налоговых санкций за неполную уплату единого социального налога в результате занижения налоговой базы отказано, поскольку выплаты, направленные на компенсацию расходов исполнителей услуг по гражданско-правовым договорам, связанных с проездом к месту оказания услуг и проживанием, не признаются объектом обложения единым социальным налогом независимо от включения их в состав расходов при налогообложении прибыли.

Постановление президиума ВАС РФ от 18.08.2005 № 1443/05

Доказательств неправомерности применения обществом вычетов в сумме начисленных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование налоговым органом не предоставлено.

Занижение суммы единого социального налога, подлежащего уплате, произошло не в результате указанных в ст.122 НК РФ действий (бездействия), а в результате неполной уплаты суммы страховых взносов, что не образует состава правонарушения, предусмотренного ст.122 НК РФ.

Постановление Президиума ВАС РФ от 01.09.2005 № 4486/05
Постановление Президиума ВАС РФ от 01.09.2005 № 4336/0

Налог на прибыль

Исчисление налога на прибыль (до 01.01.2002) производится на основании фактически полученной прибыли. При этом сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, определяется с учетом ранее начисленных сумм платежей. Дополнительный платеж представляет собой произведение разницы между авансовыми взносами налога и его суммой, подлежащей внесению в бюджет по фактически полученной прибыли на ставку рефинансирования ЦБ РФ, действовавшую в истекшем квартале. Порядок взыскания дополнительных платежей федеральными законами не предусмотрен. Следовательно, налоговый орган, осуществляя контроль за своевременностью внесения в федеральный бюджет дополнительных платежей по налогу на прибыль, вправе обращаться в суд с заявлением об их взыскании. При этом сроки, предусмотренные ст.48 НК РФ, на дополнительные платежи не распространяются.

Постановление Президиума ВАС РФ от 06.09.2005 № 4231/05


Все Статьи