arrowright arrowright

Обобщение судебной практики

14.06.2006

Наталья Троицкая,
Аудитор, Руководитель юридической службы ЗАО "ТЛС-ГРУП"

Гражданское право

Сделка приватизации государственного имущества в зависимости от оснований для признания ее недействительной может быть ничтожной или оспоримой. Специальных оснований для признания сделок приватизации оспоримыми ст.30 Закона о приватизации не содержит.
Сделка приватизации, совершенная без конкурса или аукциона, оформленная как прямая продажа государственного имущества, нарушает ст.15 Закона о приватизации и в силу этого является ничтожной.

Постановление Президиума ВАС РФ от 18.10.05 № 5983/05

В случае, когда пользователь программы, купивший первый диск у продавца, после обмена своего экземпляра (с доплатой) на другой, приобретал право на неопределенное время (до следующего обмена) использовать новую программу, продавец получал возможность повторно продать этот же экземпляр или передать его новому покупателю во временное пользование (до следующего обмена), то действия продавца представляли собой самостоятельный способ использования объекта авторских прав, сводились к коммерческому прокату программ для ЭВМ, который приводит к широкому копированию таких произведений и наносит ущерб исключительному праву на воспроизведение. В данной ситуации нарушались ограничения принципа исчерпания прав, запрет без согласия автора распространять его произведения в коммерческих целях.

Постановление Президиума ВАС РФ от 25.10.05 № 33919/05

ВАС РФ указал, что оспаривание достоверности стоимости объекта оценки, определенной независимым оценщиком, путем предъявления самостоятельного иска возможно только в том случае, когда законом или иным нормативным актом установлена обязательность такой величины для сторон сделки, государственного органа, должностного лица, органов управления юридического лица.
Величина рыночной стоимости объектов оценки, определенная независимым оценщиком в рамках исполнительного производства, носит рекомендательный характер, не является обязательной и не может быть оспорена посредством самостоятельного иска.

Постановление Президиума ВАС РФ от 25.10.05 № 8557/05

ВАС РФ указал, что к договору, который подписало одно лицо с обеих сторон (являясь директором общества и полным товарищем (исполнительным органом) товарищества нельзя применять запрет одновременного представительства двух сторон в сделке, поскольку органы юридического лица не могут рассматриваться как самостоятельные субъекты гражданских правоотношений и, следовательно, выступать в качестве представителей юридического лица в гражданско-правовых отношениях.

Постановление Президиума ВАС РФ от 21.09.05 №6773/05
Постановление Президиума ВАС РФ от 01.11.05 №9467/05

Дело по иску о признании недействительными (ничтожными) договора дарения одной акции закрытого акционерного общества, договора купли-продажи акций общества, а также о признании недействительным решения совета директоров о созыве внеочередного общего собрания акционеров общества направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции в связи с ошибочным выводом судов о неподведомственности спора арбитражным судам, повлекшим прекращение производства по делу в части заявленных требований.

Постановление Президиума ВАС РФ от 08.11.05 № 8037/05

Дело по иску Федеральной нотариальной палаты к Московской городской нотариальной палате о взыскании задолженности по членским взносам за 2001 год и процентов за пользование чужими денежными средствами передано в суд кассационной инстанции для рассмотрения кассационной жалобы по существу. Суд кассационной инстанции, прекратив дело за неподведомственностью арбитражному суду, не учел, что нотариальные палаты учреждены и участвуют в обороте в качестве юридических лиц, а споры из имущественных отношений между ними имеют экономическое содержание и подлежат разрешению в арбиртражном суде.

Постановление Президиума ВАС РФ от 08.11.05 № 8923/05

Налог на добавленную стоимость

По операциям, облагаемым в силу пп.1-6,8 п.1 ст.164 НК РФ НДС по налоговой ставке 0%, вычеты, включая суммы налога, уплаченные с авансовых платежей, производятся в форме возмещения на основании отдельной налоговой декларации и после проверки налоговым органом, предоставленных налогоплательщиком с декларацией документов, предусмотренных ст.165 НК РФ.

Постановление Президиума ВАС РФ от 18.10.05 № 6007/05
Постановление Президиума ВАС РФ от 18.10.05 № 6068/05
Постановление Президиума ВАС РФ от 18.10.05 №6014/05

Поскольку п.2 ст.146, ст.149 НК РФ не предусмотрено каких-либо льгот для военизированных горноспасательных организаций, пп.4 п.2 ст.146 НК РФ не освобождает федеральные государственные предприятия от налогообложения НДС, то судебные акты в части освобождения от обложения НДС операций по реализации работ, выполненных предприятием в рамках возложенных на него исключительных полномочий в сфере обеспечения безопасности в угольной промышленности, и, входящим в единую систему военизированных горноспасательных специализированных организаций, нарушают единообразие в толковании норм пп.4 п.2 ст.146 НК РФ и подлежат отмене.

Постановление Президиума ВАС РФ от 01.11.05 № 4382/02

В удовлетворении иска индивидуального предпринимателя без образования юридического лица, применяющего упрощенную систему налогообложения, об обязании таможни возвратить излишне уплаченный предпринимателем по таможенным приходным ордерам НДС отказано, поскольку в данном споре речь идет о НДС, подлежащем уплате при ввозе товара на таможенную территорию РФ, а не при реализации товара на территории РФ.

Постановление Президиума ВАС РФ от 08.11.05 № 8229/05

Применение контрольно-кассовой техники

Перевозка пассажиров является одним из видов услуг, оказываемых населению, поэтому она может осуществляться с использованием бланков строгой отчетности (билетов) без применения контрольно-кассовой техники.
Налоговый орган не представил доказательства того, что применяемые обществом билеты являются ненадлежащими бланками строгой отчетности. Факт выдачи водителями общества пассажирам контрольных билетов на проезд установлен и инспекцией не оспаривается, что свидетельствует об отсутствии в действиях общества состава административного правонарушения.

Постановление Президиума ВАС РФ от 11.10.05 № 8206/05


Все Статьи