arrow-up arrowright arrowright

Обобщение судебной практики

31.05.2010

Наталья Михайлова
Старший юрисконсульт Группы компаний Телеком-Сервис ИТ

Постановления Пленума и иные материалы высших судебных инстанций Российской Федерации по вопросам обобщения судебной практики

Гражданское законодательство

Согласно Правилам проведения государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.04.2010 № 316 «Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель» (далее – Правила) организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами, а органы исполнительной власти субъектов РФ по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (п.п.1, 10 Правил).

Таким образом, орган исполнительной власти субъекта РФ не наделен полномочиями без соблюдения установленной законодательством процедуры определять показатели кадастровой оценки земель. Административный регламент устанавливает права и обязанности только Роснедвижимости и его территориальных управлений по субъектам РФ в сфере организации государственной кадастровой оценки земли, что не указывает на наделение органов исполнительной власти субъектов РФ полномочиями по произвольному установлению или изменению результатов государственной кадастровой оценки земли.

Определение Верховного суда РФ от 17.03.2010 № 32-Г10-1

Земельный налог

Правовое регулирование земельного налога носит комплексный характер и состоит из актов как налогового, так и земельного законодательства, которое используется для целей налогообложения. Вместе с тем такое правовое регулирование должно производиться с соблюдением вытекающих из Конституции РФ и получающих конкретизацию в действующем налоговом законодательстве гарантий прав налогоплательщиков, включая те, которые определяют особый порядок вступления в силу актов о налогах и сборах. Иное означало бы возможность снижения конституционных гарантий прав налогоплательщиков исключительно по формальным основаниям, связанным с самой по себе отраслевой принадлежностью нормативных правовых актов, которые используются для целей налогообложения, что недопустимо.

Соответственно, нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов РФ об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в какой они во взаимосвязи с нормами ст.ст.390 и п.1 ст.391 Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ) порождают правовые последствия для граждан и их объединений как налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, какой определен федеральным законодателем для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах в НК РФ.

Вместе с тем для целей, не связанных с налогообложением и сборами, нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов РФ действуют во времени в общем порядке, который определяется, в частности, ст.15 Конституции РФ и ст.8 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ».

Определение Конституционного суда РФ от 03.02.2010 № 165-О-О

Единый налог на вмененный доход

В связи с принятием Федерального закона от 21.07.2005 № 101-ФЗ «О внесении изменений в главы 26.2 и 26.3 части второй Налогового кодекса РФ и некоторые законодательные акты РФ о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов РФ» редакция оспариваемой нормы изменена (она расположена в пп.5 п.2 ст.346.26 НК РФ): применение единого налога на вмененный доход связывается законодателем не с эксплуатацией транспортных средств, а с правом собственности или иным правом (пользования, владения и (или) распоряжения) на транспортные средства. Оставляя неизменным предельное количество транспортных средств для исчисления единого налога на вмененный доход, законодатель принципиально изменил подход к их учету, следствием чего явилось облегчение подсчета транспортных средств и оптимизация налогового контроля в данной сфере.

Таким образом, прежняя редакция оспариваемой нормы, с которой заявитель связывает нарушение своих конституционных прав, утратила силу задолго до его обращения в Конституционный Суд РФ. Между тем в соответствии с ч.2 ст.43 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде РФ» рассмотрению в заседании Конституционного Суда РФ подлежат лишь те обращения, в которых оспаривается конституционность закона, сохраняющего свою силу к моменту обращения заявителя в Конституционный Суд РФ.

Определение Конституционного суда РФ 25.02.2010 № 295-О-О

Арбитражный процесс

Положение п.3 ст.108 НК РФ, устанавливающее ответственность за деяние, совершенное физическим лицом, если это деяние не содержит признаков состава преступ-ления, предусмотренного уголовным законодательством РФ, направлено на защиту, а не на ограничение конституционных прав и свобод граждан. Что касается п.2 ч.1 ст.150 АПК РФ, то он предусматривает возможность прекращения производства по делу в случаях, когда право на судебную защиту (право на судебное рассмотрение спора) было осуществлено в состоявшемся ранее судебном процессе. Поэтому сам по себе, как направленный на пресечение рассмотрения судами тождественных исков (между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям), он также не может быть признан нарушающим права и свободы гражданин.

Определение Конституционного суда РФ от 25.02.2010 № 236-О-О

Иные судебные акты

Налоговый контроль

Предусмотренный нормой п.1 ст.181 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ) срок исковой давности в 3 года установлен для применения по требованию заинтересованного лица, чье право было нарушено совершением и исполнением ничтожной сделки, последствий недействительности сделки в виде обязания каждой из ее сторон возвратить друг другу все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре - возместить его стоимость в деньгах (если иные последствия недействительности не предусмотрены законом).

Исковая давность применяется при разрешении гражданско-правового спора по заявлению стороны данного спора. Оценка налоговых последствий ничтожной сделки осуществляется налоговым органом вне зависимости от предъявления участниками гражданского оборота в суд соответствующего требования о применении последствий недействительности ничтожной сделки и истечения срока исковой давности для применения данных последствий.

Определение ВАС РФ от 19.03.2010 № ВАС-2649/10

В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда РФ, изложенной в Определении от 05.07.2005 № 301-О, наделение налоговых органов правом исчислять налоги расчетным путем вытекает из возложенных на них обязанностей по осуществлению налогового контроля в целях реализации основанных на Конституции РФ и законах общеправовых принципов налогообложения - всеобщности и справедливости налогообложения, юридического равенства налогоплательщиков, равного финансового бремени. Допустимость применения расчетного пути исчисления налогов непосредственно связана с обязанностью правильной, полной и своевременной их уплаты и обусловливается неправомерными действиями (бездействием) налогоплательщика. Поэтому сам по себе расчетный путь исчисления налогов, при обоснованном его применении, не может рассматриваться как ущемление прав налогоплательщиков.

Поскольку налогоплательщик не обеспечил сохранность документов бухгалтерского учета и не опроверг расчет суммы налогов, произведенный инспекцией, то отсутствуют основания считать необоснованным размер налоговой обязанности налогоплательщика, определенный инспекцией в порядке, установленном пп.7 п.1 ст.31 НК РФ.

Определение ВАС РФ от 31.03.2010 № ВАС-5/10

Исполнение обязанности по уплате налогов и сборов

Наличие в документах внутриведомственного учета - карточке лицевого счета налогоплательщика сведений о налоговых платежах, суммах недоимки и задолженности по пеням и штрафам само по себе не нарушает прав и охраняемых законом интересов налогоплательщика. Действия (бездействия) налогового органа, а также ненормативные акты налогового органа, связанные с использованием сведений, содержащихся в карточках «расчеты с бюджетом» налогоплательщика по конкретным налогам, которые налогоплательщик считает недостоверными, могут быть оспорены им в порядке, установленном НК РФ и Арбитражным процессуальным кодексом РФ (далее – АПК РФ).

Данный вывод соответствует правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 11.05.2005 № 16504/04.

Определение ВАС РФ от 10.03.2010 № ВАС-2444/10

Ответственность за совершение налоговых правонарушений

В соответствии с п.36 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 № 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса РФ», согласно которому при применении срока давности в контексте ст.113 НК РФ моментом привлечения лица к ответственности является вынесение руководителем налогового органа решения о привлечении лица к ответственности.

Поскольку, суд не привлекает налогоплательщика к налоговой ответственности, то для определения срока действия установленных ст.112 НК РФ отягчающих вину обстоятельств двенадцать месяцев неправомерно начинать исчислять с момента вступления в законную силу решения суда о взыскании налоговой санкции.

Определение ВАС РФ от 01.04.2010 № ВАС-1400/10

Налог на добавленную стоимость

В соответствии с пп.1 п.1 ст.146 НК РФ объектом обложения налогом НДС признается реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.

Порядок определения налоговой базы установлен ст.154 НК РФ только применительно к реализации товаров (работ, услуг) и имущества.

Вместе с тем особенности определения налоговой базы при передаче имущественных прав предусмотрены ст.155 НК РФ, к числу которых отнесены случаи реализации имущественных прав на жилые дома, жилые помещения, гаражи и машино-места. Специального порядка определения налоговой базы для случаев реализации имущественных прав на нежилые помещения указанная статья НК РФ не устанавливает.

Однако имущественные права на недвижимое имущество и на имущество, перечисленное в п.3 ст.155 НК РФ, отнесены к одному виду объектов гражданских прав и их правовой режим применительно к вопросам исчисления налога на добавленную стоимость в случае, если законодательство о налогах и сборах не установило исключений, должен определяться одинаково.

Данный вывод следует из положений ст.3 НК РФ, согласно которой налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными.

Следовательно, при реализации имущественных прав на нежилые помещения налоговая база подлежала определению в виде разницы между ценой реализации и ценой приобретения имущественных прав.

Постановление Президиума ВАС РФ от 25.02.2010 № 13640/09

Доводы судов апелляционной и кассационной инстанций о наличии вексельных схем и иных установленных обстоятельств, обладающих признаками, внешне схожими с перечисленными в Постановлении Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиками необоснованной налоговой выгоды», не свидетельствуют о групповых согласованных действиях различных хозяйствующих субъектов, направленных исключительно на возмещение налогоплательщиком НДС из бюджета в отсутствие намерения осуществлять предпринимательскую деятельность, и не имеют правового значения для разрешения спора.

Постановление Президиума ВАС РФ от 25.02.2010 № 12670/09

Для применения вычета по НДС и включения затрат в состав расходов, уменьшающих налогооблагаемый доход, налогоплательщик должен представить документы, подтверждающие факт совершения сделки с реальным поставщиком и факт реального несения им расходов на приобретение товаров (работ, услуг).

При этом суд не ограничивается проверкой формального соответствия представленных налогоплательщиком документов требованиям НК РФ, а оценивает все доказательства по делу в совокупности и во взаимосвязи с целью исключения внутренних противоречий и расхождений между ними.

Суды, с учетом требований ст.ст.169, 171, 172, 176, 252, 255 НК РФ, Постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды», Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», обоснованно пришли к выводу о недостоверности содержащихся в представленных налогоплательщиком документах сведений и отсутствия надлежащей осмотрительности в выборе поставщиков.

Определение ВАС РФ от 17.03.2010 № ВАС-2627/10


Все Статьи