arrow-up arrowright arrowright

Обобщение судебной практики

26.04.2010

Наталья Михайлова Юрисконсульт Группы компаний Телеком-Сервис ИТ

Постановления Пленума и иные материалы высших судебных инстанций Российской Федерации по вопросам обобщения судебной практики

Социальные права и гарантии граждан

Положение ст.213 Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ) (в редакции Федерального закона от 24.07.2007 № 216-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса РФ и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации») согласно которому при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц учитываются доходы, полученные налогоплательщиком в виде страховых выплат, за исключением выплат, полученных по договорам добровольного пенсионного страхования, заключенным физическими лицами в свою пользу со страховыми организациями, при наступлении пенсионных оснований в соответствии с законодательством РФ, по своему конституционно-правовому смыслу не предполагает его применение к отношениям, возникшим в связи с налогообложением доходов по договорам добровольного пенсионного страхования за счет средств работодателей, страховые взносы по которым уплачены до 1 января 2008 года в полном объеме.

Определение Конституционного суда РФ от 19.01.2010 № 137-О-П

Абзац 2 п.14 ст.15 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» признан не противоречащим Конституции РФ, поскольку содержащаяся в нем норма не препятствует признанию за гражданами, вставшими на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года и уволенными или подлежащими увольнению с военной службы после этой даты, права на получение ежемесячной денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений на равных условиях с гражданами, относящимися к той же категории, но уволенными с военной службы до 1 января 2005 года.

Постановление Конституционного суда РФ от 03.02.2010 № 3-П

Признать положения ст.242.1 Бюджетного кодекса РФ, определяющие общий порядок обращения взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ, применительно к случаям возмещения государством имущественного вреда, причиненного реабилитированному лицу, уголовное преследование в отношении которого было прекращено на стадии досудебного производства, не противоречащими Конституции РФ, поскольку эти положения - по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования - предполагают, что обязанности взыскателя приложить к исполнительному документу копию судебного акта, на основании которого он выдан, корреспондирует право получить такой судебный акт в установленном Уголовно-процессуальным кодексом РФ порядке на основании постановления следователя, дознавателя о прекращении уголовного преследования, реабилитации и производстве выплат в возмещение вреда, причиненного незаконным и (или) необоснованным уголовным преследованием.

Постановление Конституционного суда РФ от 02.03.2010 № 5-П

Гражданское законодательство

Взаимосвязанные положения абз.2 п.3 и п.4 ст.44 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 19.07.2009 № 205-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации») - как обеспечивающие в системе соответствующего правового регулирования баланс интересов акционера как инвестора, вложившего свои средства в уставный капитал акционерного общества-эмитента, самого эмитента как лица, обязанного обеспечить ведение учета лиц, вложивших средства в его акционерный капитал, и регистратора, непосредственно осуществляющего ведение и хранение реестра акционеров, при неправомерном списании акций с лицевого счета акционера - не могут рассматриваться как противоречащие Конституции РФ.

Постановление Конституционного суда РФ от 28.01.2010 № 2-П

Налог на доходы физических лиц и единый социальный налог

Оспариваемые положения ст.ст.221 и 264 НК РФ - в силу правовых позиций Конституционного Суда РФ - не могут рассматриваться как исключающие возможность учета расходов на арендованный транспорт, используемый нотариусами для себя и для нанятых им работников в целях проезда к месту работы, при применении профессионального налогового вычета по НДФЛ и при исчислении налоговой базы по ЕСН.

Истолкование названных законоположений как препятствующих включению нотариусом в состав профессиональных налоговых вычетов по НДФЛ и в состав расходов, уменьшающих налоговую базу по ЕСН, любых экономически обоснованных и документально подтвержденных расходов, произведенных в целях осуществления нотариальной деятельности, недопустимо: нотариусы при осуществлении своей деятельности могут использовать как личный, так и арендованный автотранспорт в случаях, когда сеть общественного транспорта в соответствующей местности развита недостаточно.

В этих случаях расходы на содержание и использование автотранспорта, произведенные в целях осуществления нотариальной деятельности и подтвержденные необходимыми документами, подлежат учету частным нотариусом при определении налоговой базы по НДФЛ и ЕСН. Иное приводило бы к нарушению конституционных прав нотариусов как налогоплательщиков.

Определение Конституционного суда РФ от 01.12.2009 № 1553-О-П

Гражданско-процессуальное законодательство

Часть 2 ст.392 Гражданско-процессуального кодекса РФ признана не противоречащей Конституции РФ, поскольку, по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования, она не может рассматриваться как позволяющая суду общей юрисдикции отказывать в пересмотре по заявлению гражданина вынесенного им судебного постановления по вновь открывшимся обстоятельствам в случае, если Европейским Судом по правам человека установлено нарушение положений Конвенции о защите прав человека и основных свобод при рассмотрении конкретного дела, по которому было вынесено данное судебное постановление, послужившее поводом для обращения заявителя в Европейский Суд по правам человека.

Постановление Конституционного суда РФ от 26.02.2010 № 4-П

Транспортный налог

Согласно ст.361 НК РФ налоговые ставки по транспортному налогу устанавливаются законами субъектов РФ в зависимости, в частности, от мощности двигателя транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства. Налоговые ставки могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов РФ, но не более чем в пять раз. Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в отношении каждой категории транспортных средств, а также с учетом срока их полезного использования. Проанализировав приведенные положения НК РФ, суд пришел к правильному выводу о том, что при определении налоговых льгот региональный законодатель вправе был как освободить инвалидов от уплаты транспортного налога полностью, так и установить для них льготы в зависимости от мощности двигателя; установить льготы в отношении всех категорий инвалидов или отдельных категорий.

Согласно п.3 ст.361 НК РФ допускается установление дифференцированных налоговых ставок с учетом срока полезного использования транспортных средств. Следовательно, установление дифференцированных налоговых ставок с учетом срока полезного использования транспортных средств является усмотрением субъекта РФ, поэтому правильным является вывод суда о том, что установление законом субъекта налоговых ставок без учета срока полезного использования транспортных средств не противоречит федеральному законодательству.

Определение Верховного суда РФ от 17.02.2010 № 18-Г09-22

Иные судебные акты

Исполнение обязанности по уплате налогов

Суды, исследовав представленные в дело доказательства, руководствуясь положением пп.1 п.3 ст.45 НК РФ, пришли к выводу о том, что произведенные налогоплательщиком налоговые платежи в безналичной форме через действующее кредитное учреждение на основании платежных поручений подлежат признанию как надлежащее исполнение обязанности по уплате налога и оснований для начисления спорной суммы пеней у налогового органа не имелось.

Кроме того, информация о наличии, либо отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика в иных банках, не имеет правового значения для существа рассматриваемого спора, так как законодательство о налогах и сборах в процессе исполнения налоговых обязательств не предусматривает обязанности налогоплательщика по выявлению и оценке достаточности денежных средств на корреспондентском счете кредитной организации для уплаты налога, а в случае их дефицита - обязанности обращения в иную кредитную организацию. При этом в компетенцию налоговых органов не входит оценка целесообразности очередности использования коммерческим юридическим лицом расчетных счетов, открытых им в различных банках, поскольку такого рода решения относятся к организационно-распорядительной и финансово-хозяйственной деятельности общества и являются его правом.

Определение ВАС РФ от 19.02.2010 № ВАС-1894/10

Налоговый контроль

Суды при рассмотрении спора установили, что на акт выездной налоговой проверки индивидуальным предпринимателем были представлены письменные возражения, которые рассмотрены в присутствии его представителя и учтены налоговым органом при вынесении оспариваемого решения.

С учетом данных обстоятельств суды пришли к выводу о том, что в случае, если возражения представлены налогоплательщиком до рассмотрения материалов проверки и рассмотрены инспекцией с его участием, предоставление для письменных возражений менее 15 дней не является существенным нарушением процедуры рассмотрения материалов проверки и не влечет признание недействительным решения налогового органа. Данный вывод суда не противоречит положениям ст.ст.100 и 101 НК РФ.

Определение ВАС РФ от 29.01.2010 № ВАС-18073/09

Налог на добавленную стоимость

Как установлено судами из протоколов опросов, составленных с соблюдением требований ст.ст.90 и 99 НК РФ, следует, что лица, от имени которых подписаны документы контрагентов, отрицают свою причастность к их изготовлению (подписанию), а также участие в создании (регистрации) и деятельности юридических лиц.

Суды пришли к выводу о получении налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды в связи с получением налоговых вычетов на суммы, не подтвержденные документально.

При этом суды указали, что для подтверждения совершения хозяйственной операции по приобретению товаров первичный учетный документ должен содержать реквизиты, перечисленные в п.2 ст.9 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», в том числе подпись уполномоченного лица, ответственного за совершение хозяйственной операции.

Поскольку финансово-хозяйственные документы подписаны со стороны поставщиков неуполномоченными лицами, судами сделан обоснованный вывод о несоответствии этих документов требованиям п.6 ст.169 НК РФ, и об отсутствии документального подтверждения расходов в соответствии с требованиями ст.252 НК РФ, что препятствует отнесению спорных сумм как в состав расходов по налогу на прибыль, так и в налоговые вычеты по НДС.

Оценив конкретные фактические обстоятельства и представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимной связи, суды пришли к выводу о том, что оснований не доверять свидетельским показаниям лиц, допрошенных с соблюдением положений ст.ст.90 и 99 НК РФ, не имеется.

Определение ВАС РФ от 29.01.2010 № ВАС-392/10

По мнению налогового органа, поскольку общество не использует данные объекты в облагаемых НДС операциях, оно в нарушение п.3 ст.170 и пп.1 п.2 ст.171 НК РФ не восстановило суммы налога, ранее принятые к вычету, приходящиеся на остаточную стоимость списанных основных средств.

Удовлетворяя требования общества по данному эпизоду, суды исходили из того, что нормы гл.21 НК РФ не предусматривают обязанность налогоплательщика восстановить в бюджет сумму налога, ранее возмещенную в установленном гл.21 НК РФ порядке, по основным средствам в связи с их моральным и физическим износом.

То обстоятельство, что основные средства списаны с баланса до истечения срока их использования (полной амортизации), не является основанием для восстановления и уплаты в бюджет сумм НДС, ранее правомерно принятых к вычету.

Определение ВАС РФ от 29.01.2010 № ВАС-17594/08

Делая вывод о том, что налоговым органом не представлено доказательств нереальности осуществления налогоплательщиком хозяйственных операций со своим контрагентом, судебные инстанции указали на представление им надлежащим образом оформленных документов: договора строительного подряда, счета-фактуры, платежных поручений, актов взаимозачета, акта приемки выполненных работ, справки о стоимости выполненных работ и затрат, исследуя которые суды сочли их отвечающими требованиям, установленным ст.ст.169, 172 НК РФ.

Суды исследовали доказательства, свидетельствующие о проявленной налогоплательщиком должной осмотрительности при выборе контрагента по субподрядным операциям: учредительные документы субподрядчика, протокол избрания директора этой организации, свидетельство о его государственной регистрации и постановке на налоговый учет, соответствующая лицензия и другие документы.

Суды отметили, что налоговым органом не представлено доказательств, подтверждающих, что выставленный налогоплательщику субподрядчиком счет-фактуру от имени последнего подписало иное лицо, не указанное в этом документе. Суды пришли к выводу о том, что наличие в акте о приемке выполненных работ и счете-фактуре фамилии руководителя организации субподрядчика до заключения брака, при полноте представленных в обоснование налогового вычета документов и достоверности иных сведений, изложенных в них, не может являться основанием для отказа обществу в подтверждении обоснованности налогового вычета.

Определение ВАС РФ от 24.02.2010 № ВАС-2253/10

Налог на прибыль организаций

Из анализа положений ст.ст.261 и 325 НК РФ, а также содержания нормативных правовых актов, регулирующих порядок создания и ликвидации скважин, следует, что действующее законодательство предусматривает возможность признания расходов на освоение природных ресурсов в качестве расходов, уменьшающих налогооблагаемую базу при исчислении налога на прибыль, и включает в себя расходы налогоплательщика на строительство и ликвидацию всех скважин, связанных с проведением геологоразведочных работ, в том числе и эксплуатационных скважин.

НК РФ предусматривает, что в случае, если расходы налогоплательщика, осуществ-ленные в составе расходов на освоение природных ресурсов, непосредственно связаны со строительством объектов, которые в дальнейшем по решению налогоплательщика могут стать постоянно эксплуатируемыми объектами основных средств (в том числе скважин), указанные расходы учитываются по каждому создаваемому объекту основных средств. При этом такие объекты амортизируются на основании и в порядке, установленном ст.ст.256, 257, 259 НК РФ.

Однако в случае, когда скважина не вводится в эксплуатацию в силу причин объективного характера, в отношении упомянутого объекта, учитывая специфику деятельности по освоению природных ресурсов, подлежит применению порядок учета расходов, определенный ст.261 НК РФ.

Постановление Президиума ВАС РФ от 15.12.2009 № 10592/09

Судебные инстанции, оценив все представленные в материалы дела доказательства, установили, что при определении в целях налогообложения цен на реализованную налогоплательщиком продукцию были нарушены требования ст.40 НК РФ, в частности, налоговым органом не были учтены иные обстоятельства, влияющие на формирование цены между посредниками и конечными потребителями, в том числе, условия поставки, а также обычные затраты, возникающие при перепродаже товара, что повлекло признание судами недействительным доначисление налога на прибыль.

Определение ВАС РФ от 24.02. 2010 № ВАС-3996/06

В силу пп.1 п.1 ст.309 НК РФ дивиденды, выплачиваемые иностранной организации - акционеру (участнику) российской организации, относятся к доходам иностранной организации от источников в РФ и подлежат обложению налогом, удерживаемым у источника выплаты доходов.

Подпунктом 4 п.2 ст.310 НК РФ установлено, что исчисление и удержание суммы налога не производится в случае выплаты доходов, которые в соответствии с международными договорами (соглашениями) не облагаются налогом РФ, при условии предъявления иностранной организацией налоговому агенту подтверждения, предусмотренного п.1 ст.312 НК РФ.

Согласно п.1 ст.312 НК РФ при применении положений международных договоров РФ иностранная организация должна представить налоговому агенту, выплачивающему доход, подтверждение того, что эта иностранная организация имеет постоянное местонахождение в том государстве, с которым РФ имеет международный договор (соглашение), регулирующий вопросы налогообложения, которое должно быть заверено компетентным органом соответствующего иностранного государства.

Признавая частично правомерным оспариваемое решение налогового органа о доначислении обществу налога, соответствующих пеней и штрафа по данному эпизоду, суд апелляционной инстанции не учел, что налог на доходы иностранных организаций подлежит перечислению в бюджет за счет средств, причитающихся иностранной организации, а не самого налогового агента. Следовательно, нельзя согласиться с правомерностью решения налогового органа в части предложения налогоплательщику уплатить в бюджет сумму налога с дохода, выплаченного иностранной компании.

Определение ВАС РФ от 24.02.2010 № ВАС-14977/09

Единый налог, уплачиваемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения

Суды при рассмотрении спора установили, что волеизъявление и все действия индивидуального предпринимателя были направлены на применение упрощенной системы налогообложения с момента его регистрации.

Руководствуясь положениями ст.ст.346.11, 346.12, 346.13 НК РФ, суды сделали обоснованный вывод о том, что выбор специального режима - упрощенной системы налогообложения носит уведомительный характер, в связи с чем подача заявления по истечении пяти дней с момента постановки на учет в налоговом органе не может служить основанием для отказа индивидуальному предпринимателю в выборе специального режима налогообложения.

Определение ВАС РФ от 29.01.2010 № ВАС-18114/09


Все Статьи