arrow-up arrowright arrowright

Обобщение судебной практики

27.12.2008

Наталья Михайлова, 

Старший юрисконсульт

Гражданское законодательство

Исходя из содержания ст.ст.133-139, 397 и 399 Уголовно-процессуального кодекса РФ (далее – УПК РФ) право на компенсацию морального вреда, причиненного незаконными действиями органов уголовного преследования, возникает только при наличии реабилитирующих оснований (вынесение в отношении подсудимого оправдательного приговора, а в отношении подозреваемого или обвиняемого - прекращение уголовного преследования). При этом установлено, что иски за причиненный моральный вред в денежном выражении предъявляются в порядке гражданского судопроизводства (ст.136 УПК РФ).

Переквалификация действий лица, в отношении которого осуществлялось уголовное преследование, на менее тяжкое обвинение либо исключение из обвинения части эпизодов или квалифицирующих признаков судом, постановившим обвинительный приговор, сами по себе не являются реабилитирующими обстоятельствами.

***

При предоставлении инвалиду земельного участка для жилищного строительства в соответствии со ст.17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» по договору купли-продажи торги не проводятся.

Согласно ч.2 ст.30.1 Земельного кодекса РФ (далее – ЗК РФ) продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах, за исключением случая, установленного п.27 ст.38.1 ЗК РФ (если аукцион признан не состоявшимся по причине участия в нем менее двух участников).

Аукцион представляет собой продажу, в частности, имущества с публичных торгов, при которой продаваемое имущество приобретается лицом, предложившим наивысшую цену, тогда как право на первоочередное получение чего-либо предполагает безусловное предоставление при отсутствии торгов. Действующим законодательством не предусмотрены какие-либо льготы для лиц, участвующих в аукционе.

Таким образом, в рамках аукциона, проведение которого предполагает соблюдение определенных условий (внесение задатка, «шаг аукциона» и т.д.), а также обязательное участие нескольких лиц, невозможна реализация принципа первоочередности предоставления гражданам земельных участков.

Процессуальные вопросы

Поскольку обеспечение лекарственными средствами граждан, имеющих право на получение социальной помощи, должно осуществляться на основе государственных контрактов, заключаемых уполномоченными органами государственной власти субъектов РФ с фармацевтическими организациями (ст.4.1 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи»), то надлежащим ответчиком по делам о компенсации расходов, произведенных гражданами в связи с приобретением необходимых для лечения детей-инвалидов лекарственных средств, указанных в рецепте, выписанном врачом (фельдшером) на бесплатной основе, в случае отсутствия этих лекарственных средств в аптеках, являются соответствующие уполномоченные фармацевтические организации, выигравшие конкурс на заключение этих контрактов в каждом конкретном субъекте РФ либо иным способом уполномоченные субъектом РФ на реализацию этих лекарственных средств.

Вопросы применения жилищного законодательства

Несмотря на отсутствие в ч.2 ст.23 Жилищного кодекса РФ (далее – ЖК РФ) указания о праве органа местного самоуправления потребовать от заявителя представления согласия всех собственников многоквартирного дома на стадии решения вопроса о переводе жилого помещения в нежилое, если такой перевод связан с необходимостью проведения работ по реконструкции дома либо с предоставлением заявителю в этих целях части общего земельного участка, при условии, что этот земельный участок передан в порядке, установленном ст.16 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ», в общую долевую собственность собственников помещений многоквартирного дома, то в указанных случаях положения ч.ч.2 и 3 ст.23 ЖК РФ необходимо применять в совокупности с нормами, которые предусматривают необходимость получения согласия всех собственников либо решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (п.3 ст.36, пп.1, 2 ст.44 ЖК РФ).

Вопросы по делам, возникающим из трудовых правоотношений

Если сотрудник органов внутренних дел оспаривает законность приказа о наложении на него дисциплинарного взыскания в связи с тем, что указанное взыскание не соответствует тяжести совершенного им проступка, то суд вправе проверить, соблюдены ли лицом, применившим к сотруднику органов внутренних дел меры дисциплинарного взыскания, требования, установленные ч.3 ст.40 Постановления Верховного Совета РФ от 23.12.1992 № 4202-1 «Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел РФ и текста присяги сотрудника органов внутренних дел РФ» и п. 13.4 Приказа МВД РФ от 14.12.1999 № 1038 «Об утверждении Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел в РФ», и либо признать дисциплинарное взыскание соразмерным тяжести проступка, либо отменить его.

Вопросы, возникающие из административных правонарушений

Действия лиц, осуществляющих рыбопромысловую деятельность во внутренних морс-ких водах либо в территориальном море, либо на континентальном шельфе, либо в исключительной экономической зоне РФ при отсутствии на судне промыслового или технологического журнала, а также случаи их ненадлежащего ведения образуют сос-тав административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.17 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Исходя из анализа ч.3 ст.25.1, гл.30 КоАП РФ, присутствие лица, которому назначено наказание в виде административного ареста или выдворения, при рассмотрении дела об административном правонарушении по его жалобе в вышестоящем суде не является обязательным, если это лицо извещено о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом и от него не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

***

Водители могут быть привлечены к административной ответственности по ч.4 ст.12.8 КоАП РФ только в течение года после окончания срока исполнения постановления о назначении административного наказания в виде лишения права управления транспортным средством на основании ч.3 ст.12.8 КоАП РФ, имея в виду положения ст.4.6 КоАП РФ о том, что лицо считается подвергнутым административному наказанию в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания.

***

При назначении дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы РФ по ч.1 ст.18.8 КоАП РФ судья должен исходить из действительной необходимости применения к иностранному гражданину или лицу без гражданства такой меры ответственности, а также из ее соразмерности целям административного наказания, с тем чтобы обеспечить достижение справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.

При этом конкретные обстоятельства, связанные с совершением административного правонарушения (длительность незаконного нахождения на территории Российской Федерации, повторное или неоднократное привлечение к административной ответственности по ст.18.8 КоАП РФ и т.д.), подлежат оценке в соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, согласно которым при назначении административного наказания иностранному гражданину или лицу без гражданства учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие или отягчающие административную ответственность (ч.2 ст.4.1 КоАП РФ).

Указанные обстоятельства, в том числе наличие у лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, членов семьи, проживающих на территории РФ и являющихся гражданами РФ, должны быть выяснены и установлены судьей в порядке гл.26 КоАП РФ.

Если с соблюдением указанных положений необходимость применения к иностранному гражданину или лицу без гражданства административного выдворения за пределы РФ как единственно возможного способа достижения целей административного наказания, связанного с предупреждением совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами (ч.1 ст.3.1 КоАП РФ), будет установлена, назначение ему дополнительного административного наказания, предусмотренного ч.2 ст.18.8 КоАП РФ, не исключается.

Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за II квартал 2008 от 17.09.2008

Подпункт 6 п.1 ст.23 и п.1 ст.93 Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ), предусматривающие предоставление налогоплательщиками - адвокатами и адвокатскими образованиями по требованию налогового органа документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, сами по себе не могут расцениваться как нарушающие конституционные права заявителей. Разрешение же споров о том, содержит ли запрашиваемый у адвоката документ сведения, составляющие адвокатскую тайну, либо он относится к документам, которые связаны с оценкой налоговых последствий сделок, заключаемых адвокатом со своими клиентами, т.е. отражают его собственные доходы и расходы, а потому могут быть подвергнуты проверке в обычном порядке, входит в компетенцию правоприменительных органов и к полномочиям Конституционного Суда РФ не относится.

Определение Конституционного Суда РФ от 17.06.2008 № 451-О-П

Иные судебные акты

Гражданское законодательство

Внесение в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведений об аресте имущества исключает правомерность передачи и регистрации перехода права собственности на него, даже если договор купли-продажи такого имущества заключен до наложения на него ареста. В случае передачи имущества и регистрации права собственности на него после наложения ареста, но до внесения соответствующей записи в реестр, передача имущества может быть признана неправомерной, если будет доказано, что приобретатель знал или должен был знать об аресте этого имущества.

Постановление Президиума ВАС РФ от 16.09.2008 № 6343/08

Пункт 4 ст.35 ЗК РФ содержит запрет на отчуждение земельного участка без находящегося на нем здания, сооружения, строения в том случае, если они принадлежат одному лицу. Таким образом, законодательством установлен принцип единства юридической судьбы земельного участка и расположенного на нем здания, строения, сооружения.

Поскольку здания, строения, сооружения могут являться предметом договора лизинга, согласно ст.19 Федерального закона от 29.10.1998 № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)» (далее – Закон № 164-ФЗ) они могут переходить в собственность лизингополучателя на условиях, предусмотренных соглашением сторон, и без включения в договор земельного участка в качестве составной части этого недвижимого имущества. В таком случае следует руководствоваться положениями ст.273 ГК РФ, предусматривающей переход права собственности на земельный участок к приобретателю здания (сооружения), либо договором между собственником земельного участка и лизингополучателем.

Кроме того, взаимосвязанное толкование ст.666 ГК РФ и ст.3 Закона № 164-ФЗ позволяет сделать вывод о том, что предметом договора лизинга не могут быть только земельные участки, являющиеся самостоятельным предметом договора лизинга. Содержащийся в указанных нормах запрет не распространяется на случаи, когда предметом лизинга служат здание (сооружение), предприятие, иной имущественный комплекс.

Постановление Президиума ВАС РФ от 23.09.2008 № 8215/08

В силу ст.ст.2, 17 Федерального закона от 17.07.1999 № 176-ФЗ «О почтовой связи» почтовая связь представляет собой единый производственно-технологический процесс оказания услуг почтовой связи, в том числе прием, обработку, перевозку и доставку (вручение) почтовых отправлений, то экспедирование (сортировка) периодического издания по подписке является составной частью его распространения и доставки подписчику.

Законных оснований для выделения услуг по экспедированию (сортировке) периодических печатных изделий в качестве самостоятельного вида работ, влекущего за собой отдельную их оплату вне подписной цены, не имеется, так как они по существу являются неотъемлемой частью технологического процесса по доставке периодичес-ких печатных изданий подписчикам.

Постановление Президиума ВАС РФ от 30.09.2008 № 5937/08

Согласно ст.421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора.

Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена ГК РФ, законом или добровольно принятым обязательством.

В силу п.6 ст.84 Воздушного кодекса РФ охрана аэропортов и объектов их инфраструктуры осуществляется подразделениями ведомственной охраны федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области транспорта, и органами внутренних дел в порядке, определенном Правительством РФ.

Данная норма не содержит указания на обязанность какого-либо из упомянутых в ней субъектов заключить договор на охрану аэропортов.

Постановление Президиума ВАС РФ от 07.10.2008 № 5721/08

Зачет (возврат) излишне уплаченных сумм налогов и сборов

Заявляя требование о зачете переплаты по налогу налогоплательщику-организации надлежало представить доказательства повторной уплаты налогов в заявленном размере, которые и подлежали зачету или возврату по правилам ст.78 НК РФ, поскольку само по себе признание исполненной обязанности по уплате налога не порождает автоматического права налогоплательщика на возврат таких сумм.

В подобных налоговых спорах к числу обстоятельств, подлежащих выяснению, исследованию и оценке, относится наличие переплаты налога на момент обращения с требованием в суд.

Постановление Президиума ВАС РФ от 23.09.2008 № 6673/08

Налог на добавленную стоимость

Статьей 23 Венской конвенции «О дипломатических сношениях» от 18.04.1961, преду-смотрено, что аккредитующее государство, глава представительства и дипломатические агенты освобождаются от всех государственных, районных и муниципальных налогов, сборов и пошлин в отношении помещений представительства, собственных или наемных, как и частных резиденций налоговых агентов. При этом нормы международного права не исключают предоставления государством особого режима налогообложения на основании положений национального права с учетом взаимности.

Как определено пп.7 п.1 ст.164 Кодекса, обложение налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 0 процентов производится при реализации товаров (работ, услуг) для официального пользования иностранными дипломатическими и приравненными к ним представительствами или для личного пользования дипломатического или административно-технического персонала этих представительств, включая проживающих вместе с ними членов их семей.

Режим применения налоговой ставки 0 процентов зависит от того, в каких целях используется арендованное помещение - в официальных (дипломатических) или частных (личных). В том случае, если контрагентом по договору аренды жилого помещения выступает посольство, то договор считается заключенным для официальных нужд независимо от того, что квартира арендуется для проживания персонала посольства.

Такое понимание подтверждается и Правилами применения нулевой ставки по налогу на добавленную стоимость при реализации товаров (работ, услуг) для официального использования иностранными дипломатическими и приравненными к ним представительствами или для личного использования дипломатическим или административно-техническим персоналом этих представительств, включая проживающих вместе с ними членов их семей, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.12.2000 № 1033.

Постановление Президиума ВАС РФ от 23.09.2008 № 6288/07

Налог на доходы физических лиц

Статьей 210 НК РФ установлено, что при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со ст.212 НК РФ.

В ст.212 НК РФ определен исчерывающий перечень доходов, получаемых в виде материальной выгоды, относящихся к объекту налогообложения. Условно начисленные, но фактически не уплаченные таможенные платежи участником особой экономической зоны в Магаданской области в указанный перечень не включены.

Кроме того, в соответствии со ст.56 НК РФ освобождение от уплаты налога является налоговой льготой, которая не относится к доходу, подлежащему обложению налогом на доходы физических лиц.

Следовательно, исчисленные таможенные платежи, от уплаты которых индивидуальный предприниматель освобожден, не могут признаваться доходом в смысле, придаваемом ему гл.23 НК РФ.

Постановление Президиума ВАС РФ от 07.10.2008 № 5932/08

Единый налог, уплачиваемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения

Согласно пп.14 п.3 ст.346.12 НК РФ, не вправе примерять упрощенную систему налогообложения организации, в которых доля непосредственного участия других организаций составляет более 25 процентов. Данное ограничение не распространяется на организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25 процентов.

Следовательно, в силу прямо установленного в НК РФ запрета, налогоплательщик-организация не вправе переходить на упрощенную систему налогообложения и применять ее.

Поскольку переход к упрощенной системе налогообложения при соблюдении установленных ст.ст.346.11-346.13 НК РФ условий осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно, а подача налогоплательщиками заявления о переходе на эту систему налогообложения носит уведомительный характер, то выдача налоговым органом уведомления о возможности применения упрощенной системы налогообложения не означает принудительного перевода налогоплательщика на эту систему налогообложения.

В связи с этим налоговый орган, установив неправомерный переход организации на упрощенную систему налогообложения и применение этой системы, обоснованно начислило ему налоги по общей системе налогообложения, которую общество было обязано применять в спорный период.

Отсутствие вины лица в совершении налогового правонарушения является в соответствии со ст.ст.109, 111 НК РФ обстоятельством, исключающим привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения, но не исключает обязанность налогоплательщика (ст.23 НК РФ) по уплате законно установленных налогов.

Постановление Президиума ВАС РФ от 07.10.2008 № 6159/08

Налог на имущество

Исходя из положений ст.372 НК РФ, налог на имущество организаций устанавливается НК РФ и законами субъекта РФ, вводится в действие в соответствии с НК РФ законами субъектов РФ и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта РФ.

Закон о республиканском бюджете, устанавливающий ставку налога на имущество, которым руководствовались суды апелляционной и кассационной инстанций, в силу п.4 ст.1 НК РФ не относится к законодательству о налогах и сборах. Этим Законом не определены все элементы налогообложения, поэтому он не отвечает общим требованиям установления налогов и сборов, предусмотренным ст.17 НК РФ, а также основным началам законодательства о налогах и сборах, предусмотренным ст.3 НК РФ, в которой прямо указано, что ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, установленные в ином порядке, чем это определено Кодексом.

При таких обстоятельствах у заявителя не возникло обязанности по уплате налога на имущество на основании данного Закона.

Постановление Президиума ВАС РФ от 16.09.2008 № 5173/08

Административная ответственность

Административная ответственность, предусмотренная ч.3 ст.14.1 КоАП РФ, наступает за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

В п.10 Постановления Президиума ВАС РФ от 27.01.2003 № 2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса РФ об административных правонарушениях» указано, что применение мер административной ответственности за осуществление розничной торговли алкогольной продукцией без лицензии на право торговли этой продукцией, производится на основании ч.3 ст.14.16 КоАП РФ.

Требование о размере уставного капитала ст.16 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» (далее – Закон № 171-ФЗ), регулирующей порядок розничной продажи алкогольной продукции.

Согласно абз.22 п.1 ст.26 Закона № 171-ФЗ запрещается розничная продажа алкогольной продукции с нарушением требований ст.16 вышеуказанного закона.

Следовательно, нарушение данных норм при осуществлении розничной продажи алкогольной продукции образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.14.16 КоАП РФ.

Постановление Президиума ВАС РФ от 16.09.2008 № 5378/08

Арбитражно-процессуальное законодательство

Определением районного суда заявление истца об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя возвращено заявителю, поскольку дело подведомственно арбитражному суду, а не суду общей юрисдикции.

Отменяя вынесенное по существу заявленных требований решение суда первой инстанции, суды апелляционной и кассационной инстанций пришли к выводу, что спор неподведомственен арбитражному суду, поскольку в состав сводного исполнительного производства входили исполнительные производства, возбужденные, в том числе на основании удостоверений комиссии по трудовым спорам, соответственно, затрагивались интересы взыскателей - физических лиц, поэтому заявление должно быть рассмотрено в суде общей юрисдикции, производство по делу подлежит прекращению в силу п.1 ч.1 ст.150 АПК РФ.

Отказ в рассмотрении дела как судом общей юрисдикции, так и арбитражным судом лишает организацию права на судебную защиту, гарантированное ст.46 Конституции РФ и ст.4 АПК РФ.

При таких обстоятельствах, постановления о прекращении производства по делу апелляционной и кассационной инстанций, подлежат отмене в соответствии с п.1 ст.304 АПК РФ, дело подлежит рассмотрению по существу.

Постановление Президиума ВАС РФ от 21.10.2008 № 7131/08

Применение бюджетного законодательства

Согласно ч.3 ст.242.2 Бюджетного кодекса РФ (далее – БК РФ) обязанность по исполнению судебных актов по искам о взыскании денежных средств за счет казны субъекта РФ возложена на финансовый орган субъекта РФ. Аналогичная норма содержится в ч.4 ст.242.2 БК РФ в отношении исполнения судебных актов по искам о взыскании денежных средств за счет казны муниципального образования. Исполнение судебных актов производится в течение трех месяцев со дня поступления исполнительных документов на исполнение (ч.6 ст.242.2 БК РФ).

Постановление Президиума ВАС РФ от 07.10.2008 № 7120/08


Все Статьи