arrow-up arrowright arrowright

Обзор законодательства

29.09.2014
Анна Шорина,
старший юрисконсульт ООО «ТЛС-ПРАВО»

Минфин России подготовил обзор практики за 2013 год о признании незаконными правовых актов, решений и действий Министерства

В частности, в обзоре рассмотрены судебные решения по делам об оспаривании письменных разъяснений Минфина России. Сообщается, что в практике ВАС РФ возник вопрос о правовом статусе письменных разъяснений Минфина России. В ряде решений ВАС РФ отказывал в удовлетворении заявлений о признании недействующими писем Минфина России, указывая, что оспариваемые письма являлись разъяснениями по конкретным делам, не носили нормативного характера и не подпадают под признаки подсудности дел ВАС РФ как суду первой инстанции (Определение ВАС РФ от 20.05.2010 № ВАС-7184/10 и др.). При этом Постановлением Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 58 арбитражным судам рекомендовано при определении юридической природы оспариваемого акта исходить из оценки его содержания.
В обзоре указывается, что ВАС РФ принял к своему производству заявление о признании недействующим Письма Минфина России от 04.04.2012 3 03-03-10/34, сославшись на то, что возможность его многократного применения не исключена, Письмо порождает правовые последствия для неопределенного круга лиц и налоговые органы обязаны его использовать при проведении налогового контроля (Решение ВАС РФ от 29.11.2012 № ВАС-13840/12). 
Данное Письмо было признано недействующим в полном объеме. 
Кроме того, в обзоре сообщается о признании частично недействующими следующих писем Минфина России:
•Письма Минфина России от 13.07.2012 № 03-03-10/76 (Решение ВАС РФ от 24.06.2013 № 4707/13);
•Письма Минфина России от 06.12.2012 № 03-03-06/1/630 (Решение ВАС РФ от 04.12.2013 № ВАС-13048/13).

Информация Минфина России «Обзор обобщенной правоприменительной практики за 2013 год о признании недействительными нормативных правовых актов, ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) Минфина России (на основании вступивших в законную силу судебных актов)»

По состоянию на 30 мая 2014 года подготовлен реестр аккредитованных организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, имеющих право не применять установленный ст. 259 НК РФ порядок амортизации в отношении электронно-вычислительной техники

Электронная версия реестра доступна на официальном сайте Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Письмо ФНС России от 24.06.2014 № ГД-4-3/12065@ «О направлении информации об аккредитованных IT-организациях (по состоянию на 30.05.2014) для целей применения пункта 6 статьи 259 НК РФ»

ФНС России разъяснила, что в переходный период (до 01.01.2015) налоговое резидентство лиц, постоянно проживающих в Крыму и Севастополе, определяется вне зависимости от их гражданства

Независимо от фактического нахождения в РФ в течение 12 месяцев, предшествующих 18 марта 2014 года, налоговыми резидентами РФ в период до 1 января 2015 года признаются все физические лица, имевшие и оставшиеся на постоянное место жительства в Крыму и Севастополе, а также военнослужащие Вооруженных Сил РФ и иных органов, в которых предусмотрена военная служба, проходившие до 18.03.2014 военную службу на данных территориях, вне зависимости от их гражданства. С учетом данных положений действующего законодательства определяется порядок налогообложения доходов военнослужащих воинских формирований Черноморского флота.

Письмо ФНС России от 04.07.2014 № БС-4-11/13108@ «О налогообложении доходов физических лиц»

К операциям по передаче имущественных прав на нежилые помещения применимы особенности определения налоговой базы по НДС при передаче имущественных прав на жилые помещения

Порядок определения налоговой базы при передаче имущественных прав определен ст. 155 НК РФ. Данная статья не содержит положений, устанавливающих особенности определения налоговой базы в отношении нежилых помещений.
Согласно правовой позиции ВАС РФ, выраженной в Постановлении от 25.02.2010 № 13640/09, при отсутствии специального порядка определения налоговой базы для случаев реализации имущественных прав на нежилые помещения НДС следует исчислять в порядке, установленном  п. 3 ст. 155 НК РФ, т. е. с разницы между ценой реализации имущественных прав с учетом налога и ценой их приобретения.

Письмо ФНС России от 27.06.2014 № ГД-4-3/12291 «По вопросу определения налоговой базы при передаче имущественных прав на нежилые помещения»
Данный документ размещен на официальном сайте ФНС России в разделе «Разъяснения ФНС, обязательные для применения налоговыми органами»

Для получения налогового вычета по расходам на погашение займа (кредита) на приобретение жилья  необходимо одновременное соблюдение двух условий

Согласно позиции Минфина России такими условиями являются:
•договор займа (кредита) должен быть целевым, т. е. в договоре должно предусматриваться, что единственным допустимым направлением его расходования является приобретение жилья;
•полученные денежные средства должны быть израсходованы на приобретение жилья на 
территории РФ.
Если в договоре указанные условия не прописаны, то предоставление имущественного налогового вычета по таким расходам будет неправомерным.

Письмо ФНС России от 26.06.2014 № БС-4-11/12234 «О предоставлении имущественного налогового вычета»
Данный документ размещен на официальном сайте ФНС России в разделе «Разъяснения ФНС, обязательные для применения налоговыми органами»

До 1 января 2015 года суммы налога на прибыль, уплаченные организациями Крыма и Севастополя, в полном объеме подлежат зачислению в бюджеты этих субъектов

ФНС России разъяснила, что юридические лица Крыма и Севастополя, сведения о которых внесены в российский ЕГРЮЛ, после 18 марта 2014 года исчисляют и уплачивают налог на прибыль в соответствии с положениями Налогового кодекса РФ (гл. 25 «Налог на прибыль организаций»). При этом до 1 января 2015 года сумма налога на прибыль организаций в полном объеме подлежит зачислению соответственно в бюджет Республики Крым, бюджет города федерального значения Севастополя. 
Особенности заполнения налоговой декларации по налогу на прибыль организаций и налоговой декларации по налогу на прибыль иностранной организации приведены в приложении к данному Письму.

Письмо ФНС России от 30.06.2014 № ГД-4-3/12328@ «О порядке уплаты в Республике Крым и г. Севастополе налога на прибыль, исчисленного до 1 января 2015 года»

Меры принудительного исполнения обязанности по уплате налогов применимы к налогоплательщикам Крыма и Севастополя, сведения о которых внесены в ЕГРЮЛ и ЕГРИП, а также к иным лицам, вставшим на учет в налоговых органах РФ на данных территориях

При этом отмечено, что взыскание может быть обращено только на суммы задолженности, образовавшейся за налоговые периоды:
•с даты внесения сведений о ЮЛ и ИП в указанные государственные реестры;
•после даты постановки налогоплательщика на учет в налоговом органе РФ.

Письмо ФНС России от 07.07.2014 № ГД-4-8/13212@ «О направлении разъяснений» 

Все Статьи