arrow-up arrowright arrowright

Петергоф Петрович

23.06.2014
Мария Ватутина,
член Союза писателей Москвы, 
выпускающий редактор журнала «ПРАВОсоветник»

Уже более полувека эта великолепная «усадьба Петра» не может определиться с точным наименованием: ее называют и Петергоф (что точнее), и Петродворец. Построенный по указу Петра I, дворец задумывался как подобие Версаля и в некотором смысле должен был поспорить с «дачей Людовика XIV» по роскоши и масштабу. 

Многие из нас бывали в Петергофе. До него можно добраться и на «Метеоре» из самого центра Санкт-Петербурга, и с Балтийского вокзала, и на экскурсионном автобусе. Все мы представляем здание самого дворца на возвышенности, раскинувшийся рядом верхний парк, а также чудесный «старинный, томный» нижний парк с множеством фонтанов, развлечений петровского времени. Все мы представляем жемчужину Петергофа — впечатляющего своей мощью и сиянием Самсона, раздирающего пасть льву. 

Кстати, о Самсоне

Памятник-фонтан должен был стать символом победы России над Швецией, но в лице более известного героя греческой мифологии Геракла. И побеждать он должен был никакого не льва, а Лернейскую гидру. Но с Гераклом что-то там не сложилось, и вообще не сложилось с задуманным Петром фонтаном при его жизни. 
Анна Иоановна тем не менее исполнила замысел. В 1734 году как раз шла подготовка к празднованию 25-летия Полтавской победы. Сама битва состоялась в день Сампсония Странноприимца, который жил на самом деле. Он жил в Риме в середине V в. н. э., лечил людей, помогал бедным и отпускал на волю рабов. 
Но ведь в образе силача, разрывающего льва, предстоит явно не Сампсоний, а именно Самсон — ветхозаветный Судья-герой, прославившийся своими подвигами в борьбе с филистимлянами. Это он обладал физической мощью, и именно он запросто порвал льва, который хотел напасть на него. Таким образом, фонтан несет тройную символическую нагрузку: это Самсон, это символ Сампсония Странноприимца (т. е. символ самой Полтавской битвы), это в целом — Россия, победившая врага. 
А лев, над которым собственно и издеваются, на самом деле никакой не лев, а символическое изображение Швеции, у которой на гербе страны это милое млекопитающее изображено до сих пор. 
Первый Самсон, созданный Б.-К. Растрелли, появился перед большим каскадом, в ковше с фонтаном в 1735 году, но он был отлит из свинца и быстро износился, испортился от воздействия воды. Его заменили на второго Самсона — из бронзы. Во время фашистской оккупации оригинальная статуя Самсона была утрачена. Но Самсон возродился и на этот раз, как птица Феникс: по фотографиям и архивным данным статую восстановили. Ансамбль открыли вновь в 1947 году.
В 2011 году постаревшего Самсона отреставрировали, и он теперь сияет золотом, как новенький.

История возникновения

Свою загородную резиденцию под Парижем Людовик XIV начал строить в 1661 году. Версаль оставался официальной королевской резиденцией вплоть до Великой французской революции 1789 года. 
В возрасте 41 года русский император Петр I побывал в Версале. 10 апреля 1717 года русский царь прибыл во владения короля Франции. Пушки троекратно выстрелили в знак приветствия. Петр уже был во Франции, очень желал породниться с французским королевским родом через Елизавету, выдав ее в будущем за юного Людовика XV, а также мечтал о союзничестве с Францией против Швеции, давно пытался повторить свой визит, но 
Людовик XIV мягко отклонил просьбу русского двора. 
После смерти «короля-солнца» регент Франции Филипп Орлеанский был готов принять русского царя и возобновить дипломатические отношения.
И вот, поохотившись на зайцев в Дюнкерке и Кале, поносив семилетнего короля Франции на руках в Париже, Петр едет в Версаль. Его поселили в Трианоне, домике госпожи де Ментенон, фаворитки и жены умершего короля, которую, кстати, Петр навестил в монастыре, что чрезвычайно трогательно. Он благоговел перед памятью Людовика XIV. Петр осмотрел фонтаны, и, конечно, сам дворец. Там же 30 мая было устроено торжество в честь дня рождения царя. На деревьях горела иллюминация, играли духовые, в небе расцветали фейерверки. Именно после этих торжеств Петр I ввел своим указом ассамблеи и в России. 
Надо сказать, что Петр приобрел тогда очень много роскошных подарков для жены, таких как коляски, парадную мебель, ткани, платья, а для себя и мужские наряды, и оружие, и, конечно, предметы искусства. 

По образу и подобию

По возвращении домой император Петр замыслил создание неподалеку от Санкт-Петербурга роскошной царской резиденции. Работы пошли с великой скоростью. Зная характер Петра, можно с уверенностью говорить о его намерении построить более шикарный дворец. Уже в августе 1723 года Петергоф торжественно открывался. Нижний парк был только спланирован, но Морской канал был уже прорыт. 
Ведь это в наше время канал имеет почти декоративное значение. Во времена Петра по этому каналу лодки с гостями могли подплыть чуть ли не к самому дворцу. 
Верхние палаты были уже готовы, построены дворцы «Монплезир» и «Марли». 
Во всем своем замысле Петр воплотил то великое дело, которым он мог гордиться по праву — выход России к Балтийскому морю. Верхний сад благоустроен к середине 20-х годов XVIII века. Тогда же в основном завершена работа и в Нижнем парке, создана уникальная система фонтанов и водных каскадов, которой даже визуально уступают версальские и какие бы то ни было другие. Петергоф — это праздник фонтанов. 
Воздух тут сияет от брызг, радуг, водной пыльцы, переливающейся на солнце. Открытие фонтанов весной  — настоящее торжество, которое собирает тысячи гостей. 
В Нижнем парке спрятано множество потешных фонтанчиков, взять хотя бы камешки, проходя по которым, человек наступает на те, которые включают перекрестные струи воды, бьющие в него самого, или скамью, на которой можно спокойно отдыхать, но вдруг оказаться под обстрелом из водомета: его тихонечко включает сотрудник парка. Для детей и в наше время это незабываемая забава, ходить по аллее парка, зная, что в любой момент струйки начнут подниматься над их головами. Раньше, говорят, сам Петр любил потешаться над гостями, отдыхающими вдали от шумного застолья.
Верхний парк только во второй половине XVIII века приобрел облик регулярного. Ранее он носил скорее утилитарное назначение и попросту был большим огородом. Позже сад был расширен, появились фонтаны. Это ровная плоская поверхность с открытыми партерами, скульптурами, прямоугольными зеркалами прудов. В наше время регулярную подстрижку деревьев, которые частично поменяли на молодые в конце 60-х годов ХХ века, возобновили, сейчас искусство садовников Верхнего парка достигло высочайшего уровня.

Большой Дворец

Говоря о самом Дворце, нельзя не отдать должное советским и российским реставраторам, с помощью которых Петергоф относится в наши дни к величайшим шедеврам дворцового искусства. Несколько экспонатов музея рассказывают нам о том, в каком виде Петергоф остался после фашистских варваров. Он был буквально растерзан. 
По Петергофу «работала» артиллерия. 
В первые же дни фашистской оккупации в сентябре 1941 года во дворце был пожар, полностью уничтоживший интерьеры. В 1944 году, когда немецкие войска уходили из Петергофа, центральная часть дворца была взорвана. Был сильно поврежден Верхний сад: его пересекал противотанковый ров. Однако перед приходом немцев удалось эвакуировать свыше 8 тысяч предметов убранства дворцов, около 50 статуй.
После войны мужеством искусствоведов и реставраторов, всех сотрудников музея Дворец и весь парковый ансамбль были возрождены, в них вдохнули жизнь, убранство дворцовых помещений было доведено до совершенства, от которого невозможно отвести взгляд. Реставрационные работы ведутся по сей день! 
Итак, перед нами трехэтажное здание, с многочисленными галереями, с позолотой на куполах, террасами, длиной почти в триста метров. Над созданием царской резиденции работали русские и западноевропейские гении: Браунштейн, Леблон, Микетти,  Земцов, Растрелли, Штакеншнейдер.  
Вспомним только некоторые из залов Петродворца. Дубовый кабинет — сохранился со времен его первого хозяина Петра I. Стены его обиты резными дубовыми панно, здесь же личные вещи первого русского императора.
В покоях Елизаветы также много резьбы, но уже покрытой золотом, тут трудился великий Растрелли. Его руку можно узнать по классическому барочному стилю 
интерьеров, наборному паркету, инкрустации на столах, кабинетах, множеству зеркал. Зная, что на купечество, с которым она вела переговоры, магически действует золото и богатая обстановка, Елизавета просила Растрелли обустроить Купеческий (Танцевальный) зал так, чтобы гости были под впечатлением.
Во второй половине XVIII века преобладает классицизм, возврат к античности. 
А XIX век принес рококо. И все это соседствует друг с другом на протяжении длительной чудесной анфилады комнат, каждая из которых — новая сказка. В эту сказку погружалась царская семья и двор на весь летний период, здесь велась официальная и внутрисемейная жизнь, гремели салюты, собирались балы, маскарады, шумели приемы и праздники.

Заключение

И я там была, и мед-пиво пила: сначала меня возила туда мама показывать Самсона. Потом я сама —  одна или с друзьями — ездила подышать воздухом Петергофа, пройти по анфиладам дворца. Потом я возила туда сына, чтобы он тоже знал, каким огромным богатством мы — страна — обладаем. 
А совсем недавно я во второй раз оказалась и в Версале. Экскурсовод на подступах к длинной очереди в музей предупреждала: — И не надо вслух говорить, что наш Петергоф лучше. Помните, что это как раз Петергоф построен по подобию Версаля. Здесь это появилось раньше!
И тем не менее, собравшись после экскурсии в сквере, люди в один голос судачили: «Наш-то шикарнее!!!» Дело не только в количестве золота, янтаря и драпированных шелком стен в русском музее, не в количестве скульптурных композиций в парках. В Версале убранство комнат совсем скромное, как скромен и парк, замечательный лишь талантом садовников и площадью. И если над Версалем льется тихая камерная музыка, то в Петергофе играют гимны, кантаты, марши Солнцу и Природе.  
Главное, что понимаешь в Петергофе, это то, что наш народ способен на чудеса, ибо это место на Земле абсолютно точно  — рукотворное чудо Света. 

Все Статьи