arrow-up arrowright arrowright

Поленово

24.08.2014
Мария Ватутина,
член Союза писателей Москвы, 
выпускающий редактор журнала «ПРАВОсоветник»

Поленово придумал великий русский художник Василий Дмитриевич Поленов. Поленово – произведение усадебного искусства, родовое гнездо, построенное по проекту хозяина. В этом году мы отмечаем 170-летие со дня рождения художника.

Борок

Музей-усадьба Поленово — одна из жемчужин России. В окружении пышных лесов, на берегу Оки, вблизи города Тарусы в 1892 году была построена поленовская 
усадьба. Она включает в себя 17 мемориальных объектов. Но главное — это коллекция работ художника.
Еще в 1887 году Василий Дмитриевич впервые увидел эти берега Оки, эти просторы приокской земли. Поленов был абсолютно городским жителем, к моменту покупки подолгу жил в Санкт-Петербурге, Москве, стажировался в Европе. 
Но красота этих мест победила, не могла не победить! Присмотрев свое Бехово еще в речном круизе по Оке, куда он плавал в сопровождении ученика, впоследствии любимого миллионами русского художника Константина Коровина, он писал жене, что мечтает о домике в деревне на берегу Оки, а также о том, как долго и счастливо они будут там жить, как создадут собственный музей, галерею, библиотеку.
Он стал часто приезжать в эти края, путешествовал по Оке, всматриваясь в прибрежные красоты. Как-то выяснилось, что близ деревни Бехово (которое когда-то называлось Бегово из-за расположения здесь царских конюшен) одна старая и бедная помещица продает свою усадебку. 
Сама усадьба Поленову совершенно не нравилась, но пейзажи здесь были хороши, и Василий Дмитриевич, уже женатый на тот момент (1890) человек, отец семейства и известный художник, покупает землю, с тем, чтобы следом обменять ее у общины на очень сильно понравившийся ему холм над Окой, который был назван Борок. Расположен участок близ городка Тарусы, вплетенного в судьбу и творчество множества замечательных русских музыкантов, поэтов, художников. 

Забегая вперед, можно сразу сказать, что Борок куплен Поленовым на деньги царя, как бы громко это ни звучало. Если быть точными, усадьба построена на деньги, вырученные от продажи Поленовым царю Александру III своей картины «Христос и грешница». Как только дом на холме был закончен, Поленов с супругой и сестрой Еленой переселились сюда и приступили к созданию музея. Семья владела художественной коллекцией, накопленной предками. Эти произведения искусства и легли в основу музейного фонда. А спустя несколько лет, в 1904 году, появилась в усадьбе мастерская, получившая название «Аббатство». Сам музей открылся в усадьбе в 1926 году. Но об этом —  в следующих главах.
 
В. Д. Поленов

Помните московский дворик, даже —  не дворик, а пустырь, какие-то задние дворы, с шатровой колоколенкой вдали? Все пространство залито солнцем, яркий, нежный день в старой Москве. На зеленом пустыре играют мелкие белобрысые детишки… 
А помните тенистый, поросший бурьяном и кустарником, неухоженный двор старой усадьбы, и две фигуры в центре  — старуха в чепчике, в каком-то теплом салопе и девушка в летнем светлом платье, ведущая старуху под руку? Старость и молодость, скоротечность жизни…  А вот фигура Иисуса, сидящего на камне, почти отвернувшегося от нас, глядящего на гладь озера, а вокруг раскаленные совсем другим «немосковским» солнцем земли Палестины… 
Или вот мостки на черном заросшем пруду в среднерусской лесистой полосе... 
И снова библейский сюжет —  первая, шокировавшая меня в детстве, картина —  «Христос и грешница», на которую вывел экскурсовод всю группу в доме-музее и меня семи-восьмилетнюю. Огромный холст — со стену! Экскурсовод рассказывает историю с грешницей, которую ведет разъяренная толпа, подводит к Иисусу, который сидит у подножия храма. И это запомнившееся на всю жизнь: «Пусть первым бросит в нее камень тот, кто сам без греха»… 
Это все Поленов. 
Василий Дмитриевич Поленов родился 20 мая 1844 года в Санкт-Петербурге в дворянской семье. Отец был видным археологом и библиографом, мать – Мария Алексеевна, урожденная Воейкова, сочиняла книги для детей, увлекалась живописью. Бабушка Василия Дмитриевича по материнской линии воспитывалась после ранней смерти своих родителей в доме Г. Р. Державина. 
В детстве Поленов много гостил у этой бабушки, в Тамбовской губернии, впитывая любовь к отечественной истории, русским сказкам и былинам, живым картинам рус-
ской природы.  Вера Николаевна всячески поддерживала любовь мальчика к занятиям живописью. Успехи в живописи делала и его сестра Елена.  
В 1863 году Василий Поленов поступает в Петербургский университет на физико-математический факультет, но одновременно начинает посещать вечерние курсы в Академии художеств в качестве вольного слушателя. Его увлекает и музыка, но думается, не так глубоко, как живопись. Он изучает не только рисунок, но и анатомию, строительное искусство, геометрию, натуру. Живопись так увлекает его, что он временно приостанавливает обучение в Университете, а возвращается туда только в 1868 году, между прочим, на юридический факультет. За это время он оканчивает несколько курсов в Академии художеств, получая серебряную медаль за этюд и за рисунок.
В письме своему другу Поленов как-то писал: «Перебирая в памяти минувшие годы, с каким-то чувством удивления я останавливаюсь на светлых, полных упоительных надежд 60-х годах...»
В 1867 году он впервые поехал за границу — на Всемирную парижскую выставку.
В 1869 году получил малую золотую медаль за картину «Иов и его друзья», а в 1871 году, оканчивая Академию, за конкурсную работу «Христос воскрешает дочь Иаира» — он получает одновременно с Ильей Репиным большую золотую медаль. Окончив и юридический факультет, Василий Поленов и Илья Репин отправляются в Италию, Германию, Францию как пенсионеры Академии. В Париже и сдружились эти два замечательных живописца. И если сделать отступление, то — по моему мнению — усадьбы Репина и Поленова очень близки: и по истинности духа русской усадьбы, и по каким-то внешним признакам. Оба дома по-своему замечательны, но они еще и родственны по тому впечатлению, которое оставляют в нас.
Итак, в конце семидесятых у Поленова самый расцвет творческих сил, он поселился в Москве, сошелся с «передвижниками», приняв участие в VI передвижной выставке с картиной «Московский дворик», после чего, как говорится, проснулся знаменитым. Искусствоведы и почитатели живописи сошлись в том, что им открылся новый жанр «интимного пейзажа». 
В начале восьмидесятых годов XIX века — первая поездка на Ближний Восток по библейским местам, разработка новой манеры собственного письма. Создается картина «Христос и грешница». Сейчас в усадьбе Поленово вывешена авторская карандашная работа оригинального размера. Оригинал, как уже говорилось, купил царь Александр III. Строительство усадьбы подходит к концу в 1893 году. До революции, надо отметить, остается двадцать четыре года. 
Не все знают, что Поленов в числе других выдающихся педагогов Московского училища живописи, ваяния и зодчества взрастил немало талантов, которыми не только гордится русская культура, но которых искренне любят и почитают самые разные люди во всем мире. К. Коровин, И. Левитан, М. Нестеров, А. Головин, И. Остроухов, А. Архипов, С. Малютин, — все это ученики Поленова. 
В 1899 году Поленов совершает второе путешествие на Восток, чтобы пройти земным путем Спасителя: Иерусалим, Сихем, Назарет, Тивериада, Мертвое море. Десять лет он пишет знаменитый цикл. 
Помимо этого художник создает выдающиеся произведения живописи, а также театральные декорации, устраивает с другом Саввой Мамонтовым в Поленово и в Москве народный театр, имея в виду просвещение крестьян и рабочих, строит церковь на свои средства, открывает школы в соседних деревнях, устраивает праздники для живущих в окрестностях детишек, вечера для живописцев, видимо, поэтому усадьба не была разграблена и уничтожена в первые годы большевистской революции, а нарком Луначарский выдал усадьбе Поленова, которому было уже 74 года, охранную грамоту. Бронзовая табличка с директивным оберегом до сих пор висит на входе в парк. Музей Поленова — один из первых музеев в стране, уже в мае 1918 года взятых под охрану государством. 
Поленов сам водил экскурсии по своему дому, изначально задуманному и построенному им как народный музей. В 1924 году в честь восьмидесятилетия художника прошла его первая персональная выставка в Третьяковской галерее. Тогда же усадьба Борок была предоставлена Василию Дмитриевичу и его семье в пожизненное пользование постановлением Совнаркома РСФСР. В 1927-м, став первым народным художником РСФСР, Поленов скончался в возрасте 83 лет. После смерти художника усадьба переименована в его честь.  «Это был стихийный христианский демократ, приноровившийся к обстановке», — пишет о художнике Юрий Кублановский в журнале «Новый Мир» (№ 9 за 2011 год) и продолжает, — во всяком случае, именно его умеренность позволила сберечь имение на Оке, выстроенное на царевы деньги, полученные за «Христа и грешницу». И — скончаться в своей постели в 1927 году».

Музей в годы советской власти

В. Д. Поленов был женат с 1882 года на Наталье Васильевне Якунчиковой (1858—1931), дочери московского купца и промышленника В. И. Якунчикова. У супругов родилось шесть детей: двое сыновей (один из которых, Федя, 1884 г. р., умер во младенчестве) и четыре дочери. Таким образом, единственному сыну Поленова Дмитрию было уготовано судьбой продолжить музейное дело отца, хранить память о нем, оберегать и пропагандировать его наследие. Дмитрий вернулся с Первой мировой войны в декабре 1917 года, разумеется, помогал отцу до самой его смерти. И вот Дмитрий Васильевич Поленов (1886—1967), биолог, профессор Московского университета, стал первым директором музея Поленова. 
Но в 27-м году начинались сталинские репрессии. Дмитрий Васильевич продолжил традиции отца, в том числе – предоставлял приют художникам, аристократам, которых уже коснулись репрессии, Поленово было открыто для них.  Долгие двадцать лет после революции усадьба, очевидно, была центром культурной жизни окрестных сел и деревень. Несмотря на трудности в посещении усадьбы любителями живописи из дальних краев, местный люд активно участвовал в театральной деятельности, все были задействованы в подготовке и показе спектаклей по пьесам Шекспира, Шиллера, Мольера. Но в 1937 году сын художника Дмитрий и его жена были арестованы тульским отделением НКВД. Как же выстояла усадьба?
Одни Поленовы в лагерях, другие эмигрировали за границу и обосновались во Франции, третьи остались в Поленово. Без Дмитрия Васильевича в музей начинают заезжать «на отдых» совершенно посторонние люди. Сестры репрессированного Дмитрия Васильевича пишут во все инстанции, в том числе председателю Совнаркома СССР В. Молотову. «Варваров», захвативших усадьбу, выселяют, а в 1939 году усадьбу передают государству вместе со всей художественной базой и фондами. Это была плата за жизнь музея-усадьбы.
После перехода в собственность государства всех коллекций, библиотеки, архивов и фондов, музей был взят на баланс Тульским облисполкомом и начал работать как государственное учреждение с установленной входной платой. Через шесть лет — в 1945 году — вернется Дмитрий Васильевич, чтобы теперь уже до кончины в 1967 году посвятить свою жизнь сохранению музея. Реабилитированы они с женой будут только в 1956-м.

Заключение

29 мая 2014 года в здании приемов Библиотеки иностранной литературы собирались гости. На втором этаже играл камерный ансамбль. На большом экране плыли леса и реки, берега Оки, усадьба, шумные толпы экскурсантов в интерьерах музея. Маленькая девочка с указкой что-то беззвучно рассказывала экскурсантам. Старые видеозаписи… 
Тут же возле окон скромно стояла уютная женщина в возрасте, с седым пучком, на плечи которой был накинут беленький неброский платок. На простом лице ее грузно сидели очки с толстыми стеклами. Наталья Николаевна Грамолина, узнала я. Такое впечатление, что это лицо мне было знакомо давно, может быть, с детства. Наталья Николаевна была научным сотрудником музея-усадьбы Тютчева Мураново, где проходили мои детские годы в летние месяцы. Еще моему прадеду там давали в аренду дачу от Туполевского завода. 
В Мураново выросли и моя бабушка, и мама. Наша семья дружила с семьей женщины, работавшей ключницей в Мурановской усадьбе. Я помню тютчевский  музей в его первозданной молчаливой красе, без единого туриста, эти скрипучие доски полового настила, полумрак комнат и пробивающийся через небольшие окна дневной свет. Помню, как я одна гуляла по осенним аллеям, традиционным для русского усадебного парка. В те времена и работала там Наталья Николаевна. 
А еще во времена моего детства там водил экскурсии и тихо ненавидел советскую власть ныне известный поэт Юрий Кублановский, с которым через тридцать лет свела меня литературная жизнь.
Как-то раз Наталья Николаевна приехала по музейным делам в Поленово. Руководил тогда музеем внук художника Федор Поленов. Федор Дмитриевич был морским офицером, десять лет отдал флоту. Но выйдя в отставку в 1960 году, он счел долгом принять на себя руководство и обустройство музея-усадьбы Поленово. 
Наталья Николаевна и Федор Дмитриевич поженились. Так родовое гнездо продолжило служить роду Поленовых и преумножать славу великого основателя. 
В 2000 году Федор Дмитриевич скончался, но еще ранее, когда он стал депутатом Верховного Совета РФ, вел широкую общественную деятельность, все бразды правления в усадьбе взяла на себя эта маленькая интеллигентная женщина — Наталья Николаевна Грамолина. И продолжились благие дела, которые связаны с усадьбой: и праздники, и детские театральные и музыкальные программы, и вообще — усадьба возродилась как организм, как место жизни и гостеприимный дом, открытый писателям, поэтам, музыкантам, художникам, исследователям творчества Поленова. 
В этом году Наталья Николаевна избрана в Общественную Палату при Президенте РФ. Незадолго до этого директором музея стала ее дочь Наталья Поленова. 
Она входит в фойе как большое красное солнышко. Ее сиплый голос слышен издалека. Говорит на совершенном французском, долго прожила во Франции. Сейчас ей нет и сорока, а она большую часть жизни изучала музейное дело. Та девочка с указкой, ведущая экскурсию, со старой пленки про Поленово, это она — Наташа. Да-да, ее готовили к тому, чтобы стать хозяйкой Поленова. А чем не хозяйка? Во-первых, прямой потомок художника. Во-вторых, окончила Школу искусств при Лувре; стажировалась в различных европейских музеях; прошла курс художественного рынка при аукционном доме Christie’s. В-третьих, а где еще есть такой музей, которым руководит династия  — династия потомков основателя музея!  
В Овальном зале Иностранки множество французских гостей, российские поэты. 
Сегодня отмечают 170-летие Поленова. К юбилею приурочена презентация шикарного альбома, изданного в Нормандии. Наталья Поленова рассказала, как выходу альбомной монографии способствовала французская ветвь потомков Поленова. 
Екатерина Юрьевна Гениева — директор Библиотеки приветствовала собравшихся. А в конце вечера свои стихи, связанные с Поленовым, прочитал выдающийся современный русский поэт Юрий Кублановский, муж Натальи Поленовой, кстати, чем-то очень напоминающий самого живописца.  


Все Статьи