arrow-up arrowright arrowright

Права юридических лиц при осуществлении государственного контроля

22.06.2010

Марьяна Дорож,
Ведущий юрисконсульт Группы компаний Телеком-Сервис ИТ

Юридическое лицо (ООО) планирует предоставлять населению гостиничные услуги. Дополнительно в гостинице будут предоставляться услуги прачечной, химчистки и парикмахерской. Необходимо ли уведомлять о начале осуществления указанной деятельности орган исполнительной власти? В какой срок и в какой орган исполнительной власти следует представить соответствующее уведомление?

С 1 июля 2009 года статьей 8 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон № 294-ФЗ) на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей возложена обязанность уведомлять федеральный орган исполнительной власти о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности.

Перечень работ и услуг в составе отдельных видов предпринимательской деятельности, о начале осуществления которых юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем необходимо уведомить орган исполнительной власти, утвержден Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 № 584 (далее – Постановление № 584).
Исходя из п.3 Постановления № 584, заявитель, предполагающий выполнение работ (оказание услуг), указанных в п.п.1-18, 22-36 перечня работ и услуг, в том числе услуги гостиничные, прачечной, химчистки и парикмахерской, за исключением осуществления деятельности на территории, подлежащей обслуживанию Федеральным медико-биологическим агентством (ФМБА России), представляет уведомление в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) (ее территориальный орган).
Перечень территорий, подлежащих обслуживанию ФМБА России, утвержден Распоряжением Правительства РФ от 21.08.2006 № 1156-р. В случае осуществления деятельности на территории, включенной в указанный перечень, уведомление направляется в ФМБА России.
Таким образом, если юридическое лицо планирует оказывать гостиничные услуги, услуги прачечной, химчистки и парикмахерской на территории, не подлежащей контролю ФМБА России, то уведомление о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности необходимо предоставить в территориальный орган Роспотребнадзора.
Уведомление осуществляется по форме, содержащейся в Приложении № 2 к Постановлению № 584. Исходя из п.п.7-8 Постановления № 584, заявитель представляет уведомление в 2 экземплярах в уполномоченный орган непосредственно или направляет его заказным почтовым отправлением с описью вложения с уведомлением о вручении. Второй экземпляр с отметкой даты получения органом возвращается заявителю. К уведомлению необходимо приложить копии выписки из ЕГРЮЛ или ЕГРИП и свидетельства о постановке юридического лица или индивидуального предпринимателя на учет в налоговых органах.
Согласно п.5 ст.8 Закона № 294-ФЗ и п.6 Постановления № 584, уведомление подается после государственной регистрации и постановки на учет в налоговом органе юридического лица или индивидуального предпринимателя непосредственно до начала фактического выполнения работ или предоставления услуг и представляется по месту предполагаемого фактического осуществления работ (оказания услуг) в соответствующий федеральный орган исполнительной власти (его территориальный орган).

Какая ответственность предусмотрена за неуведомление (несвоевременное уведомление) органа исполнительной власти о начале осуществления вида деятельности, включенного в перечень Постановления Правительства РФ от 16.07.2009 № 584 «Об уведомительном порядке начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности», или об изменении места фактического осуществления деятельности?

Обязанность уведомлять территориальный орган исполнительной власти о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности установлена ст.8 Закона № 294-ФЗ.

Перечень работ и услуг в составе отдельных видов предпринимательской деятельности, о начале осуществления которых юридическое лицо или индивидуальный предприниматель должны уведомить орган исполнительной власти, утвержден Постановлением № 584.
Предоставить соответствующее уведомление необходимо по месту предполагаемого фактического осуществления работ (оказания услуг) и непосредственно до начала фактического выполнения работ или предоставления услуг – п.6 Постановления № 584, п.5 ст.8 Закона № 294-ФЗ.
Согласно п.п.6-7 ст.8 Закона № 294-ФЗ, о случаях изменения места нахождения юридического лица или места фактического осуществления деятельности, реорганизации юридического лица, изменения места жительства индивидуального предпринимателя, заявитель обязан письменно уведомить территориальный орган исполнительной власти в течение 10 рабочих дней с даты внесения соответствующих изменений в ЕГРЮЛ или ЕГРИП.
За непредставление сведений (несвоевременное уведомление) или подачу уведомлений с недостоверной информацией юридические лица и предприниматели несут ответственность в соответствии с п.9 ст.8 Закона № 294-ФЗ. Указанная норма не содержит специальных санкций за допущенные нарушения, поэтому к нарушителям возможно применение положений ст.19.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях «Непредставление сведений (информации)», которой предусмотрен штраф на индивидуального предпринимателя в размере от 300 до 500 рублей, на юридическое лицо - в размере от 3 000 до 5 000 рублей.

Обязана ли миграционная служба уведомлять юридическое лицо о проведении внеплановой проверки организации?

В полномочия подразделения системы ФМС России входит контроль и надзор за соблюдением положений миграционного законодательства РФ иностранными гражданами и лицами без гражданства и за соблюдением правил привлечения работодателями в РФ иностранных работников и использования их труда - ст.ст.30, 32 Федерального закона № 115-ФЗ от 25.07.2002 «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», ст.12 Федерального закона № 109-ФЗ от 18.07.2006 «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ», Указ Президента РФ № 928 от 19.07.2004 «Вопросы Федеральной миграционной службы». 

В соответствии с п.4 ст.1 и п.5 ст.27 Закона № 294-ФЗ, до 1 января 2011 года положения закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проверок и сроков их проведения, не применяются при осуществлении государственного контроля (надзора), указанного в п.4 ст.1 Закона № 294-ФЗ, в том числе контроля и надзора в сфере миграции.
Так как процедура уведомления организации о начале проведения выездной проверки не относится к виду, предмету, основанию и срокам проверки, следовательно, процедура предварительного уведомления о начале проведения выездной проверки подразделениями системы ФМС России должна производиться в рамках, установленных Законом № 294-ФЗ.
Из п.4 ст.1 Закона № 294-ФЗ также следует, что особенности организации и проведения проверок в части, касающейся в том числе уведомления о проведении внеплановой выездной проверки, могут устанавливаться другими федеральными законами.
Федеральные законы, определяющие правовое положение иностранных граждан в РФ и регулирующие отношения между иностранными гражданами и органами государственной власти или местного самоуправления, возникающие в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в РФ и осуществлением ими на территории РФ трудовой, предпринимательской и иной деятельности, не раскрывают порядок проведения проверок органами ФМС России.
Приказ МВД России № 338, ФМС России № 97 от 30.04.2009 «Об утверждении Административного регламента по исполнению государственной функции контроля и надзора за соблюдением положений миграционного законодательства РФ иностранными гражданами и лицами без гражданства и за соблюдением правил привлечения работодателями, заказчиками работ (услуг) иностранных работников в РФ и использования их труда» устанавливает порядок и сроки проведения должностными лицами ФМС России и органами внутренних дел России (далее МВД России) выездных проверок.
Однако указанный Приказ не предусматривает предварительного уведомления о начале выездной проверки юридического лица и, более того, не является федеральным законом, как того требует п.4 ст.1 Закона № 294-ФЗ. Следовательно, необходимо руководствоваться нормами Закона № 294-ФЗ.
Исходя из ст.ст.9-10 Закона № 294-ФЗ, государственный контроль (надзор) осуществляется в форме плановой или внеплановой проверки. Указанные проверки подразделяются на документарную и выездную проверку (п.11 ст.9, п.4 ст.10, ст.ст.11-12 Федерального закона № 294-ФЗ).
Согласно п.16 ст.10 Закона № 294-ФЗ о проведении внеплановой выездной проверки, юридическое лицо уведомляется органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не менее чем за 24 часа до начала ее проведения любым доступным способом.
Уведомление юридических лиц о начале проведения внеплановой выездной проверки не направляется в случаях проверки на предмет соблюдения требований ст.11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», а также в случае поступления в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:

  1. возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

  2. причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

  3. нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены).

Таким образом, миграционная служба обязана уведомить организацию о начале проведения внеплановой выездной проверки не менее чем за 24 часа до начала ее проведения, за исключением случаев, установленных п.п.16, 17 ст.10 Закона № 294-ФЗ.

Правомерно ли государственный пожарный инспектор осуществляет плановую проверку частной стоматологической клиники в нерабочее время и с периодичностью 1 раз в 2 года?

Правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее - Закон № 69-ФЗ).

Статьей 37 Закона № 69-ФЗ установлена обязанность руководителей организаций соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
Из содержания ст.6 Закона № 69-ФЗ и п.9 Постановления Правительства РФ от 21.12.2004 № 820 «О государственном пожарном надзоре» (далее – Постановление № 820) следует, что государственные пожарные инспекторы городов (районов) субъектов РФ по пожарному надзору имеют право осуществлять государственный пожарный надзор за соблюдением требований пожарной безопасности организациями, а также должностными лицами и гражданами, составлять протоколы, рассматривать дела об административных правонарушениях и назначать в соответствии с законодательством РФ административные наказания за нарушения требований пожарной безопасности.
В соответствии с пп.2 п.9 Постановления № 820, государственный пожарный инспектор вправе проводить обследования и проверки территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов, в том числе в нерабочее время, в целях контроля за соблюдением требований пожарной безопасности и пресечения их нарушений.
Согласно п.1 ст.9 Закона № 294-ФЗ предметом плановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также соответствие сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, обязательным требованиям.
Пунктом 9 ст.9 Закона № 294-ФЗ предусмотрено, что в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования, в социальной сфере, плановые проверки могут проводиться два и более раз в три года.
Перечень таких видов деятельности и периодичность их плановых проверок устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 23.11.2009 № 944 «Об утверждении перечня видов деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования и социальной сфере, осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых плановые проверки проводятся с установленной периодичностью».
Данным Постановлением предусмотрено, что при осуществлении вида деятельности «оказание амбулаторно-поликлинической медицинской помощи», к которой относится и стоматологическая помощь, плановые проверки органом государственного пожарного надзора проводятся с периодичностью не чаще 1 раза в 2 года.
Таким образом, плановая проверка стоматологической клиники в нерабочее время и с периодичностью 1 раз в 2 года осуществляется государственным пожарным инспектором правомерно.

Существует ли ответственность за отсутствие в организации журнала учета проверок?

Пункт 8 ст.16 Закона № 294-ФЗ обязывает юридических лиц, индивидуальных предпринимателей вести журнал учета проверок.

Форма журнала утверждена Приказом Минэкономразвития России от 30.04.2009 № 141 «О реализации положений Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
В журнале учета проверок должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля осуществляется запись о проведенной проверке, содержащая сведения о наименовании органа государственного контроля (надзора), наименовании органа муниципального контроля, датах начала и окончания проведения проверки, времени ее проведения, правовых основаниях, целях, задачах и предмете проверки, выявленных нарушениях и выданных предписаниях, а также указываются фамилии, имена, отчества должностных лиц, проводящих проверку, их подписи.
Журнал учета проверок должен быть прошит, пронумерован и удостоверен печатью юридического лица, индивидуального предпринимателя.
Данный журнал, а именно информация, содержащаяся в этом журнале, может послужить дополнительным подспорьем для организаций, предпринимателей при отстаивании своих прав.
Если журнал учета проверок отсутствует, то проверяющие должностные лица укажут об этом в акте проверки. Однако привлечь за его отсутствие контролирующий орган не вправе, так как законодательно ответственность за это не предусмотрена.


Все Статьи