arrow-up arrowright arrowright

Привлечение к административной ответственности

10.09.2010

Марьяна Дорож,
Ведущий юрисконсульт Группы компаний Телеком-Сервис ИТ

Существует ли обязанность организации осуществлять постановку на учет в военном комиссариате автотранспортных средств, принадлежащих ей на праве собственности? Какая ответственность предусмотрена за неисполнение этой обязанности?

Военно-транспортная обязанность организаций независимо от форм собственнос-ти установлена п.3 ст.1 Федерального закона от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне» и исполняется в мирное время путем проведения мероприятий, связанных с учетом транспортных средств, а также путем заблаговременной подготовки транспортных средств, предоставляемых войскам, формированиям и органам, и обеспечения работы этих транспортных средств в соответствии с мобилизационными заданиями в целях обороны.

В соответствии с п.4 ст.13 Федерального закона от 26.02.1997 № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации», порядок исполнения военно-транспортной обязанности определяется Положением о военно-транспортной обязанности, утверждаемым Президентом Российской Федерации.
Исходя из п.8 Указа Президента РФ от 02.10.1998 № 1175 «Об утверждении Положения о военно-транспортной обязанности», ведение учета транспортных средств возлагается на военные комиссариаты районов, городов без районного деления, иных муниципальных (административно - территориальных) образований (далее именуются - военные комиссариаты) и на органы военного управления. Причем на учет ставятся транспортные средства, принадлежащие юридическим лицам, согласно перечню, утвержденному Приказом Министра обороны РФ «Об утверждении перечней техники, гужевого и вьючного транспорта, предоставляемых организациями и гражданами войскам, воинским формированиям и органам, и инструкции по учету в Вооруженных Силах Российской Федерации техники, гужевого и вьючного транспорта организаций и граждан, имущества организаций и ремонтных организаций» от 31.12.1999 № 628.
Органы, осуществляющие государственную регистрацию техники, принадлежащей организациям, регистрируют, изменяют регистрационные данные, связанные с изменением типа (назначения) транспортных средств или сведений о собственнике, снимают с учета эту технику после соответствующей отметки военного комиссариата на заявлениях для совершения регистрационных действий (п.23.1 Административного регламента МВД России исполнения государственной функции по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, утвержденного Приказом МВД России от 24.11.2008 № 1001 «О порядке регистрации транспортных средств»).
Таким образом, юридическое лицо, приобретая транспортное средство в собственность, обязано поставить его на учет в военном комиссариате.
Указанные требования не применяются в отношении транспортных средств, принадлежащих дипломатическим представительствам и консульским учреждениям иностранных государств, иностранным и международным (межгосударственным) организациям, иностранным гражданам и лицам без гражданства.
За неисполнение установленных законодательством Российской Федерации военно-транспортных мобилизационных обязанностей ст.19.25 Кодекса об административных правонарушениях РФ (далее - КоАП РФ) предусмотрена административная ответственность в виде предупреждения или наложения штрафа на должностных лиц - от 500 до 1 000 рублей; на юридических лиц - от 10 000 до 20 000 рублей.
В соответствии с п.2 ст.23.11 КоАП РФ, рассматривать дела об административном правонарушении, предусмотренном ст.19.25 КоАП РФ, от имени военных комиссариатов вправе военные комиссары, начальники отделов военных комиссариатов и начальники отделений отделов военных комиссариатов.

Предусмотрена ли ответственность должностного лица в случае неисполнения им постановления о наложении административного штрафа за несвоевременное представление налоговой декларации?

Нарушение установленных законодательством о налогах и сборах сроков представления налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет административную ответственность должностных лиц в соответствии со ст.15.5 КоАП РФ.

Согласно ст.28.2 и пп.5 п.2 ст.28.3 КоАП РФ, о совершении административного правонарушения должностными лицами налогового органа составляется протокол об административном правонарушении.
Дела об административном правонарушении, предусмотренном ст.15.5 КоАП РФ, рассматриваются мировым судьей, согласно ст.23.1 КоАП РФ.
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено постановление о назначении административного наказания в виде штрафа или о прекращении производства по делу об административном правонарушении.
Исполнение постановления о наложении административного штрафа регламентируется ст.32.2 КоАП РФ, в которой предусмотрена обязанность лица, привлеченного к административной ответственности, уплатить штраф в течение 30 дней со дня вступ-ления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки (31.5 КоАП РФ).
При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении тридцати дней со дня вступления постановления в законную силу, судья направляет соответствующие материалы судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в принудительном порядке.
Кроме того, ст.20.25 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неуплату административного штрафа в виде выплаты двукратного размера суммы неуплаченного административного штрафа либо административный арест на срок до пятнадцати суток.
В соответствии с вступившим в силу 31 марта 2010 года Федеральным законом № 380-ФЗ от 28.12.2009 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», на основании пп.5 и пп.12 п.5 ст.28.3 КоАП РФ, составлять протоколы об административном правонарушении, предусмотренном п.1 ст.20.25 КоАП РФ, уполномочены судебные приставы-исполнители.
Дела об административных правонарушениях, предусмотренных п.1 ст.20.25 КоАП РФ, уполномочены рассматривать судьи – п.1 ст.23.1 КоАП РФ. В связи с этим, составленный судебным приставом-исполнителем протокол об административном правонарушении немедленно направляется мировому судье (п.2 ст.28.8 КоАП РФ).

Кто из сторон договора аренды: собственник или арендатор - может быть привлечен к ответственности за несоблюдение условия государственной регистрации договора аренды недвижимого имущества, заключенного сроком более чем на 1 год?

В соответствии со ст.4 Закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее - Закон № 122-ФЗ), государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним, в соответствии со ст.ст.130, 131, 132 и 164 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ), за исключением прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты. Вместе с государственной регистрацией вещных прав на недвижимое имущество подлежат государственной регистрации ограничения (обременения) прав на него, в том числе сервитут, ипотека, доверительное управление и аренда.

Исходя из ст.16 Закона № 122-ФЗ, государственная регистрация права на недвижимое имущество осуществляется на основании заявления правообладателя, стороны договора или уполномоченного им на то лица при наличии у него надлежащим образом оформленной доверенности, т. е. носит заявительный характер.
Срок предоставления документов для государственной регистрации прав на недвижимое имущество ГК РФ и Законом № 122-ФЗ не установлен.
Статья 19.21 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за несоблюдение собственником, арендатором или иным пользователем установленного порядка государственной регистрации прав на недвижимое имущество или сделок с ним.
Из вышеизложенного следует, что собственник (арендатор или иной пользователь) не может быть привлечен к административной ответственности по ст.19.21 КоАП РФ за несоблюдение порядка государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним в случае, если он не осуществит такую регистрацию, т.к. законом не установлен срок подачи соответствующих документов для регистрации.
Аналогичная позиция отражена в обзоре судебной практики Верховного Суда РФ от 04.05.2005, 11.05.2005, 18.05.2005 «Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2005 года».
Однако отсутствие в законах срока представления документов для обязательной государственной регистрации прав на недвижимое имущество не лишает стороны права самостоятельно установить в договоре аренды необходимый срок для государственной регистрации прав, а также штрафные санкции за неисполнение (несвоевременное исполнение) обязанности по государственной регистрации прав на недвижимое имущество, возникших из договора аренды.
В этом случае ответственность (штрафные санкции, пени, возмещение убытков) за неисполнение предусмотренного договором обязательства или его несвоевременное исполнение несет лицо, на которое, в соответствии с условиями договора аренды, возложена обязанность по государственной регистрации прав на недвижимое имущество.
Отметим также, что в регистрации договора аренды недвижимого имущества,
заключенного на срок более одного года, заинтересованы обе стороны, т. к. такой договор считается заключенным с момента его государственной регистрации (п.2 ст.651 ГК РФ).

В период смены директора общества с ограниченной ответственностью были утрачены учредительные документы общества. Кто из директоров может быть привлечен к ответственности за нарушение требований законодательства о хранении документов, и в каком порядке?

В соответствии со ст.ст.40, 50 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее - Закон № 14-ФЗ), в обязанность директора общества с ограниченной ответственностью (далее - общество) входит обеспечение сохранности всех документов, имеющих отношение к обществу. 

Исходя из ст.274 Трудового кодекса РФ (далее - ТК РФ) и п.4 ст.40 Закона № 14-ФЗ, права и обязанности руководителя организации, порядок его деятельности, как единоличного исполнительного органа общества, и принятия им решений устанавливается уставом общества, внутренними документами общества (протоколами, решениями), локальными нормативными актами, трудовым договором.
Поэтому порядок принятия и передачи вновь избранному руководителю учредительных документов, бухгалтерской отчетности и иной документации, необходимой для осуществления руководства текущей деятельностью, может быть предусмотрен уставом общества, трудовым договором и иными внутренними документами общества.
При принятии участниками общества решения о смене единоличного исполнительного органа общества бывший директор должен передать новому руководителю организации необходимые документы, печать и т. д.
Факт передачи каких-либо материальных объектов, документов, денежных сумм и т. д. должен оформляться отдельными внутренними документами (актами, заявлениями-расписками).
Приемо-сдаточные акты, расписки, составленные при смене руководителя организации, должны храниться постоянно – п.39 Перечня типовых управленческих документов, образующихся в деятельности организаций, с указанием сроков хранения, утвержденного 6 октября 2000 года Росархивом.
Согласно п.1.4 Указаний по применению Перечня типовых управленческих документов, данный перечень предназначен для использования в качестве основного нормативного документа при определении сроков хранения и отборе на хранение и уничтожение управленческих типовых документов, т.е. общих для всех или большинства организаций (в том числе негосударственных). Таким образом, перечень и сроки хранения тех или иных документов Общества устанавливаются также указанным нормативным актом.
В случае нарушения порядка хранения документов (в том числе в случае их утраты) ст.13.25 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность как для юридического лица (самого общества), так и его должностного лица.
Согласно ст.2.4 КоАП РФ, под должностным лицом следует понимать лицо, наделенное организационно-распорядительными или административно-хозяйственными функциями.
С момента смены руководителя общества таким лицом является новый директор. В связи с чем именно он станет субъектом административной ответственности в случае утраты учредительных документов.
Основанием для освобождения от ответственности для нового директора может стать отсутствие доказательств, свидетельствующих о получении документов вновь назначенным директором, а также наличие доказательств того, что новый руководитель предпринимал действия, направленные на истребование, получение, поиск документов.
В соответствии со ст.16 Федерального закона от 22.10.2004 № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации», контроль за соблюдением законодательства об архивном деле в РФ осуществляют федеральные органы государственной власти, в том числе специально уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, в том числе уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области архивного дела, в пределах своей компетенции, определенной законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов РФ. Соответственно, должностные лица указанных органов вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных п.2 ст.13.25 КоАП РФ (п.59 ст. 28.3 КоАП РФ).
В соответствии с п.п.1, 3 ст.23.1 КоАП РФ, дела об административных правонарушениях, предусмотренных п.2 ст.13.25 КоАП РФ, рассматривают мировые судьи.


Все Статьи