arrow-up arrowright arrowright

Проверки трудовых инспекций

11.10.2011

Марина Шитова, 
старший юрисконсульт «Горячей линии» информационно-аналитической поддержки ЗАО «ТЛС-ГРУП»

Любая организация либо индивидуальный предприниматель, использующий наемный труд, рано или поздно становятся объектом внимания со стороны трудовой инспекции. Что, как и в каких случаях могут проверить проверяющие? Каковы пределы полномочий инспекторов и какая ответственность может грозить компании в случае выявления нарушений? Какие нарушения со стороны работодателей допускаются наиболее часто? Как сделать так, чтобы общение с представителями трудовой инспекции прошло максимально гладко? Обо всем этом мы и поговорим в данной статье.

Права трудовых инспекторов

Вопросы государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства в общем виде урегулированы в главе 57 ТК РФ.

Как установлено в ст. 353 ТК РФ, федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется федеральной инспекцией труда в порядке, установленном Правительством РФ. В ст. 356 ТК РФ перечислены основные полномочия трудовой инспекции, среди которых названо осуществление федерального государственного надзора за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.

Также, согласно положениям КоАП РФ (ст. 23.12), трудовой инспекции предоставлено право рассматривать дела об административных правонарушениях в пределах своей компетенции. В части второй указанной статьи КоАП РФ поименованы должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях от имени трудовой инспекции.

Как правило, свои полномочия трудовая инспекция реализует через государственных инспекторов труда. Их права при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства прописаны в ст. 357 ТК РФ, перечислим их. Так, государственные инспекторы труда имеют право:

  • в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверений установленного образца посещать в целях проведения проверки организации всех организационно-правовых форм и форм собственности, работодателей — физических лиц;
  • запрашивать у работодателей и их представителей, органов исполнительной
    власти и органов местного самоуправления и безвозмездно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций;
  • изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, с уведомлением об этом работодателя или его представителя и составлять соответствующий акт;
  • расследовать в установленном порядке несчастные случаи на производстве;
  • предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке;
  • направлять в суды при наличии заключений государственной экспертизы условий труда требования о ликвидации организаций или прекращении деятельности их структурных подразделений вследствие нарушения требований охраны труда;
  • выдавать предписания об отстранении от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знания требований охраны труда;
  • запрещать использование не имеющих сертификатов соответствия или деклараций о соответствии либо не соответствующих государственным нормативным требованиям охраны труда (в том числе требованиям технических регламентов) средств;
  • составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготавливать и направлять в правоохранительные органы и в суд другие материалы (документы) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ;
  • выступать в качестве экспертов в суде по искам о нарушении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о возмещении вреда, причиненного здоровью работников на производстве.

Порядок организации и проведения проверок

Порядок организации и проведения проверок работодателей прописан в ст. 360 ТК РФ. В данной статье указано, что порядок проведения проверок определяется конвенциями МОТ по вопросам инспекции труда, ТК РФ, иными федеральными законами, а также решениями Правительства РФ. Одним из таких федеральных законов, к сведению, является Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Государственные инспекторы труда проводят плановые и внеплановые проверки на всей территории Российской Федерации любых работодателей (организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей — физических лиц). Предметом проверки является соблюдение работодателем в процессе своей деятельности требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнение предписаний об устранении выявленных в ходе проверок нарушений и о проведении мероприятий по предотвращению нарушений норм трудового права и по защите трудовых прав граждан.
На практике, как правило, проверке подвергаются кадровые документы на предмет их соответствия положениям законодательства, а также общее соблюдение организацией требований об охране труда.

Основанием для проведения внеплановой проверки является:

  • истечение срока исполнения работодателем выданного федеральной инспекцией труда предписания об устранении выявленного нарушения требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
  • поступление в федеральную инспекцию труда: обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти (должностных лиц федеральной инспекции труда и других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор), органов местного самоуправления, профессиональных союзов, из средств массовой информации о фактах нарушений работодателями требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в том числе требований охраны труда, повлекших возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников; обращения или заявления работника о нарушении работодателем его трудовых прав; запроса работника о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте в соответствии со ст. 219 ТК РФ;
  • наличие приказа руководителя федеральной инспекции труда о проведении внеплановой проверки, изданного в соответствии с поручением Президента РФ или Правительства РФ либо на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

Кроме того, не допускается предварительное уведомление работодателя о проведении внеплановой выездной проверки в этих случаях, а также в случае проведения проверки на основании обращения или заявления работника о нарушении работодателем его трудовых прав.

Обратите внимание, что внеплановая выездная проверка на основании обращений и заявлений о фактах нарушений работодателями требований трудового законодательства может быть проведена незамедлительно с извещением органа прокуратуры в порядке, установленном федеральным законом, без согласования с органами прокуратуры.

Что касается плановых проверок, то они проводятся на основании разрабатываемых ежегодных планов.

Плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года. Если в ходе проверки выявляется какое-либо нарушение трудового законодательства (а это, за редким исключением, происходит в ходе каждой проверки), то инспектор:

  • либо выдает предписание об его устранении (данное предписание обязательно для исполнения и содержит сроки для устранения нарушения);
  • либо составляет протокол об административном правонарушении в сроки, установленные ст. 28.5 КоАП РФ (немедленно после выявления совершения административного правонарушения или в течение двух суток с момента его выявления).

Меры административной ответственности за нарушение законодательства о труде и об охране труда прописаны в ст. 5.27 КоАП РФ. Так, нарушение законодательства о труде и об охране труда влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 1 500 до 5 000 руб., на индивидуальных предпринимателей — от 1500 до 5000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток; на юридических лиц — от 30 000 до 50 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток. Повторное нарушение законодательства о труде и об охране труда должностным лицом влечет его дисквалификацию на срок от 1 года до 3 лет.

Наиболее распространенные правонарушения

Соблюдение трудового законодательства и законодательства об охране труда работодателями является одной из гарантий соблюдения трудовых прав работников, в том числе их прав на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены.

В частности, по этой причине трудовым инспекторам предоставлены довольно обширные полномочия. От их визита не застрахован никто и, как правило, ничего хорошего от его результатов не ждут — нарушения выявляются часто и повсеместно.

Если, к примеру, проанализировать данные о надзорно-контрольной деятельности Государственной инспекции труда по г. Москве за I полугодие текущего года, то мы увидим следующую картину.

За указанный период было проведено 4 475 проверок, из них 2 106 проверок (47%) проведено государственными инспекторами по охране труда, и 2 369 проверок (53%) проведено государственными инспекторами труда по правовым вопросам. Из общего количества проверок проведено 310 плановых, 4 165 внеплановых.

Проверки, проведенные госинспекторами труда, показали, что наиболее распространенными нарушениями трудового законодательства, допускаемыми работодателями, являются невыплата либо несвоевременная выплата заработной платы и других сумм, причитающихся работникам, в том числе за сверхурочную работу, работу в выходные и праздничные дни, при увольнении с работы; выплата заработной платы один раз в месяц; неоформление либо ненадлежащее оформление трудовых отношений с работниками; необоснованные и незаконные увольнения с работы; нарушение правил охраны труда и техники безопасности и другие виды нарушений.

Проиллюстрируем сказанное более детально. В ходе 774 проверок по вопросам соблюдения законодательства об оплате труда выявлено 999 нарушений, из них 106 случаев невыплаты заработной платы работникам.

Если анализировать ситуацию с соблюдением трудовых прав женщин и работников в возрасте до восемнадцати лет (а, как известно, обеспечение соблюдения и защиты, трудовых прав женщин является одним из приоритетных направлений трудового законодательства, которое содержит систему гарантий, защищающих работниц от дискриминации в трудовой сфере), то за тот же период при проведении комплексных и тематических проверок госинспекторами труда было выявлено 403 нарушения законодательства о труде и охране труда женщин. К числу наиболее распространенных нарушений законодательства о труде и охране труда, допускаемых работодателями в отношении женщин, относятся: невыплата пособия по беременности и родам, невыплата единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, невыплата единовременного пособия при рождении ребенка, невыплата ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижении 1,5 летнего возраста.

По результатам надзорно-контрольной деятельности за соблюдением законодательства о труде государственными инспекторами труда по правовым вопросам (а это 2 369 проверок) было выявлено 3 838 нарушений трудовых прав граждан.

В ходе 743 проверок было выявлено 1 284 нарушения трудового законодательства по вопросам трудового договора. Отметим, что по требованиям государственных инспекторов труда за период с января по июнь 2011 года оформлено 5 866 трудовых договоров с работниками.

В тот же период государственной инспекцией труда проведены 243 проверки по вопросу соблюдения законодательства о рабочем времени и времени отдыха, в ходе которых выявлено 223 нарушения, из которых наиболее типичными являются следующие: в организациях не ведется учет времени, фактически отработанного каждым работником; не регламентируются нерабочие праздничные дни; в правилах внутреннего трудового распорядка не установлены время предоставления и конкретная продолжительность перерыва для отдыха и питания.

По вопросам соблюдения законодательства о гарантиях и компенсациях государственной инспекцией труда за отчетный период проведено 140 проверок, в ходе которых выявлено 43 нарушения.

По вопросам дисциплины труда и трудового распорядка проведено 235 проверок и выявлено 248 нарушений. Так, в нарушение требований ст. ст. 189, 190 ТК РФ в ряде организаций не разработаны и не утверждены правила внутреннего трудового распорядка, в отдельных организациях правилами не регламентируется ответственность сторон трудового договора.

В ходе 304 проверок по вопросам материальной ответственности сторон трудового договора выявлено 334 нарушения.

Будет уместным привести и следующие данные.

Так, в ООО Государственной инспекцией труда в городе Москве совместно с Люблинской межрайонной прокуратурой города Москвы проведена внеплановая выездная проверка по обращению работников.

В ходе проведения проверки была выявлена задолженность по заработной плате перед тремя работниками. Также установлено, что:

  • в нарушение п. 41 Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.03.2003 № 225, книга учета движения трудовых книжек и вкладышей в них не скреплена сургучной печатью или пломбой;
  • в нарушение ч. 4 ст. 189 ТК РФ в правилах внутреннего трудового распорядка отсутствует ответственность работодателя;
  • в нарушение ч. 4 ст. 91 ТК РФ учет времени фактически отработанного каждым сотрудником не ведется;
  • в нарушение ч. 1 ст. 67 ТК РФ личная подпись работника на экземпляре трудового договора работодателя отсутствует;
  • в нарушение ч. 9 ст. 212 ТК РФ аттестация рабочих мест в ООО не проводилась;
  • в нарушение ч. 6 ст. 136 ТК РФ в организации выявлена задолженность по заработной плате.

Генеральному директору ООО выдано предписание с требованиями об устранении допущенных нарушений.

Другой пример. В ЖСК в ходе внеплановой выездной проверки, проведенной совместно с Бабушкинской межрайонной прокуратурой г. Москвы, установлено, что:

  • в нарушение ст. 140 ТК РФ работнику окончательный расчет в день увольнения не был произведен;
  • в нарушение ст. 66 ТК РФ и п. 40 Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 № 225, книга учета трудовых книжек не ведется;
  • в нарушение ч. 4 ст. 189 ТК РФ правила внутреннего трудового распорядка отсутствуют;
  • в нарушение п. 9 ст. 212 ТК РФ работодатель не проводил аттестацию рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда;
  • в нарушение ч. 6 ст. 136 ТК РФ заработная плата работникам организации выплачивается реже, чем каждые полмесяца.

По результатам данной проверки руководителю ЖСК выдано обязательное для исполнения предписание.

Далее. В Филиале ГУП в ходе внеплановой выездной проверки, проведенной совместно с Лефортовской межрайонной прокуратурой г. Москвы, установлено, что:

  • в нарушение ч. 6 ст. 136 ТК РФ заработная плата за период с января 2010 года по декабрь 2010 года выплачивалась один раз в месяц, заработная плата за декабрь 2010 года выплачивалась работникам в разные дни на протяжении января 2011 года;
  • в нарушение ст. 189 ТК РФ в правилах внутреннего распорядка ГУП отсутствует раздел «Ответственность сторон»;
  • в нарушение п. 41 Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 № 225, книга учета движения трудовых книжек ГУП не скреплена сургучной печатью и не опломбирована;
  • в нарушение ч. 1 ст. 140 ТК РФ расчет с работниками произведен позднее даты увольнения;
  • в нарушение ч. 6 ст. 136 ТК РФ дни выплаты заработной платы не установлены трудовыми договорами;
  • в нарушение п. 1 ч. 2 ст. 57 ТК РФ в экземплярах трудовых договоров работодателя не указанно место работы работников;
  • в нарушение п. 12 Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 № 225, не ознакомлены под роспись в личных карточках с записью;
  • в нарушение п. 8 ч. 2 ст. 57 ТК РФ в экземплярах трудовых договоров работодателя не обозначены условия об обязательном социальном страховании работника;
  • в нарушение ч. 3 ст. 68 ТК РФ с правилами внутреннего распорядка работники не ознакомлены.

Генеральному директору Филиала ГУП выдано предписание с требованиями об устранении допущенных нарушений.

И последний пример. В ходе внеплановой выездной проверки в ОАО, проведенной совместно с Преображенской МРП, были выявлены следующие нарушения:

  • в нарушение ч. 6 ст. 136 ТК РФ выявлена невыплата работнику заработной платы за период с сентября по декабрь (включительно) 2009 года;
  • в нарушение ст. 140 ТК РФ выплата заработной платы производилась с нарушением установленных сроков;
  • в нарушение ст. 236 ТК РФ при фактическом расчете с работником вследствие нарушения срока выплаты причитающихся работнику сумм, при увольнении и заработной платы, не были начислены и не выплачены проценты (денежная компенсация) в соответствии с данной статьей;
  • в нарушение п. 1 ч. 2 ст. 57 ТК РФ в договоре, заключенном между работником и ОАО, отсутствуют сведения о месте работы.

Генеральному директору ОАО выдано предписание с требованиями об устранении допущенных нарушений и рассмотрении вопроса о привлечении лиц, виновных в указанных нарушениях, к дисциплинарной ответственности, в порядке, предусмотренном трудовым законодательством.

Поводами к проведению проверки в подавляющем большинстве случаев являются жалобы и заявления работников, чьи права нарушены или нарушаются систематически, а этот факт говорит сам за себя.

Однако что как не соблюдение трудового законодательства в целом и прав работников в частности оградит компанию от внезапных проверок, штрафов и разбирательств? Мы надеемся, что для кого-то это послужит дополнительным стимулом к ведению законной во всех смыслах деятельности.


Все Статьи