arrow-up arrowright arrowright

Синдром выгорания

05.04.2012
Дарья Молчанова,
директор Департамента развития персонала и обучения клиентов ЗАО «ТЛС-ГРУП», психолог 

Каждый из нас наблюдал ситуацию, когда сотрудник, который был сначала активен, энергичен, результативен в работе, через какое-то время как бы сдувается. Постепенно он работает все хуже и хуже, допускает ошибки. Так любимый всеми руководителями «блеск в глазах» исчезает, человек становится вялым и апатичным. Как же не сгореть на работе, сохраняя при этом результативность и эффективность?

От трудоголизма к апатии

О таком сотруднике говорят, что он перегорел или сгорел на работе. И это не просто метафора. В современной медицине существует специальный термин, обозначающий подобное состояние, — «синдром эмоционального выгорания» (СЭВ). Иногда СЭВ называют «синдромом менеджера», а в Японии «синдромом Кароши». В японском городе с одноименным названием впервые был официально зафиксирован случай смерти работника от переутомления. Независимо от разницы в названиях причины возникновения данного заболевания одинаковы — трудоголизм, хроническая переработка и постоянный стресс. В этой статье мы дадим ответы на вопросы, что стоит за понятием СЭВ, какие категории сотрудников являются группой риска, а главное — дадим рекомендации, как не сгореть cамому и не допустить выгорания подчиненных, сохраняя при этом результативность и эффективность. 
Выгорание особенно опасно потому, что это не острое состояние, которое проходит, а долговременный процесс, развивающийся постепенно и приводящий к серьезным психологическим последствиям, утрате трудоспособности и проблемам со здоровьем. Ученые выделяют 3 стадии выгорания, поэтично обозначая их как «три лестничных пролета в глубины профессиональной непригодности». 
Стадия № 1
У сотрудника появляются признаки апатии. Чаще преобладает сниженный фон настроения, все реже возникают положительные эмоции, чувства как бы притупляются. Преобладает ощущение душевной пустоты и скуки. Появляется отстраненность в отношениях с коллегами и членами семьи. Пропадает желание общаться с близкими и друзьями. 
Стадия № 2
Появляются профессиональные ошибки. Возникают недоразумения с клиентами и коллегами. Клиенты и сотрудники начинают вызывать раздражение, которое постепенно становится все более открытым. Подобное поведение вызвано тем, что организм человека старается защититься от избыточного общения. Выгорающего сотрудника сопровождает постоянное чувство усталости даже после выходных, отпуска или смены обстановки. Синдром хронической усталости является составляющей СЭВ. 
Стадия № 3
Апатия и раздражительность перерастают в полное равнодушие ко всему, даже к собственной жизни. Внешне такой сотрудник может продолжать казаться респектабельным и имеющим свою точку зрения, но глаза теряют блеск интереса ко всему. Холод и безразличие — вот главные спутники человека, находящегося в данной стадии.
Важно, что одним из ключевых симптомов выгорания является неуверенность в себе, неудовлетворенность личной жизнью. Часто эту неуверенность и неудовлетворенность всем и вся выгорающие сотрудники начинают буквально топить в работе. В результате возникает порочный круг, в котором ежедневная напряженная работа с постоянной физической, психологической нагрузкой, осложненная напряженными отношениями, приводит к состоянию постоянного стресса, истощению запаса жизненной энергии человека, серьезным физическим заболеваниям и ранней смертности. 
Мне кажется крайне важным, чтобы работодатели, руководители и HR-менеджеры осознавали свою ответственность за создание условий для возникновения синдрома эмоционально выгорания у сотрудников. Современные компании, находящиеся в состоянии жесткой конкуренции, практикуют организацию тренингов в выходные, постоянно ужесточают требования к персоналу, меняют менеджеров и руководителей, приглашая свежих на место перегоревших, но не задумываются о том, что в основе отсутствия результатов у конкретных личностей зачастую лежит синдром профессионального выгорания. Руководители говорят о выгоревшем сотруднике, что «он устал», не понимая, какие серьезные последствия для дальнейшей жизни человека стоят за этой усталостью. Стоит учитывать тот факт, что СЭВ подвержены самые вовлеченные, неравнодушные сотрудники, обладающие ярко выраженной профессиональной мотивацией и патриотизмом. Допускать их выгорание просто экономически невыгодно. Многие исследователи отмечают, что СЭВ стоит бизнесу серьезных денег из-за потери лояльности сотрудников, снижения производительности труда, ухода ценных специалистов, оплаты больничных листов, а в итоге утраты положительного имиджа компании и потери позиций на рынке. Более того, эмоциональное выгорание сотрудников является одним из индикаторов организационно-управленческого кризиса в компании. Почему в некоторых компаниях СЭВ становится эпидемией, косящей лучшие кадры? Правда, на момент их ухода из компании от былой успешности выгоревших остаются только воспоминания. В то время как в других Компаниях люди работают много лет, получая удовольствие от работы и оставаясь эффективными. 
Как же диагностировать СЭВ? Понять, что сотрудник находится в состоянии выгорания довольно просто. Опасный синдром приводит к снижению профессиональной мотивации: напряженная работа постепенно превращается в бессодержательное занятие, появляется апатия и даже негативизм по отношению к своим обязанностям. Вот некоторые симптомы СЭВ:
• снижение эффективности работы, падение результатов, замедление динамики; 
• отсутствие новых идей и предложений;
• сопротивление изменениям; 
• проявление неудовлетворенности компанией, коллегами, руководством;
• апатия, отсутствие активного интереса к работе; 
• уход от общения;
• частые больничные (основные симптомы эмоционального выгорания физическое истощение, повышенная утомляемость и низкая сопротивляемость болезням). 
Профилактика СЭВ является задачей как самого сотрудника, так и управленческого звена компании в сотрудничестве с HR подразделением. 

Профилактика СЭВ (рекомендации для сотрудника) 

Интересно, что в современном мире трудовые подвиги не в моде. Здоровый, гармоничный человек должен находить время для любви, семьи, хобби, общения с друзьями, уединения и размышлений. Молодое поколение, имея перед глазами пример своих родителей, горевших на службе, бессознательно стремится к достижению баланса между работой и отдыхом, личным и общественным, «хочу» и «надо». И такой подход совсем не означает, что они не работают с полной отдачей. Напротив, именно это уважение и внимание к себе приносит профессиональное долголетие, интерес к работе, стабильные результаты, гармоничные отношения с коллегами и друзьями. 
Но тем не менее работа требует от нас максимальной включенности. Вот несколько рекомендаций, которые позволят вам активно трудиться и в то же время сохранять здоровье.
1. Соблюдение режима труда и отдыха с обязательным переключением на другие виды деятельности. 
2. Овладение умениями и навыками саморегуляции. 
Систематическая релаксация, аутогенная тренировка, занятия медитативными практиками способствуют снижению уровня стресса, ведущего к выгоранию. В практике работы Департамента развития персонала ЗАО «ТЛС-ГРУП» два года назад проводился эксперимент. Мы диагностировали уровень профессионального стресса у каждого сотрудника Департамента. Далее были организованы ежедневные утренние занятия, целью которых было научить сотрудников управлять собственным состоянием. Все участники отмечали полезность подобной практики. Повторная диагностика зафиксировала снижение стресса у тех сотрудников, которые посещали занятия регулярно.
3. Профессиональное развитие и самосовершенствование.
Обмен профессиональной информацией с представителями своего отдела и других служб, а также различные варианты повышения квалификации дают ощущение более широкого мира, повышают интерес к работе. 
4. Избегание лишней конкуренции.
Безусловно, бывают ситуации, когда конкуренции не избежать, но чрезмерное стремление к личному выигрышу рождает тревогу, делает человека агрессивным, что способствует быстрому возникновению синдрома. В компаниях, где частью корпоративной культуры является конкуренция, сотрудники выгорают значительно чаще.
5. Эмоциональное общение с друзьями, знакомыми и коллегами.
Когда человек анализирует свои чувства и делится ими с другими, выговаривается, вероятность выгорания значительно снижается или процесс этот выражен слабее.
6. Регулярные физические нагрузки.
Тренировки не только снимают напряжение, но и повышают в крови уровень эндорфинов — гормонов счастья. Плавание, фитнес, йога, разнообразные танцевальные направления — каждый человек может выбрать для себя физическую активность по душе с учетом возраста и предпочтений. 
7. Творческое самовыражение.
Занятия творчеством имеют тот же механизм, что и проговаривание. Только здесь вы сбросите свои накопившиеся негативные эмоции с помощью рисунка, литературного творчества, песни или танца. 
8. Поддержание хорошей физической формы. 
Между состоянием тела и разумом существует тесная связь. Неправильное питание, пьянство, курение, колебания веса усугубляют проявления СЭВ.
Если же вы все-таки обнаружили у себя признаки эмоционального выгорания, необходимо срочно проанализировать причины случившегося самостоятельно или при помощи специалиста. Вы должны понять, почему позволили себе попасть в ловушку, какая ваша потребность не удовлетворена, какого рода ресурсы вы тратите больше всего и какие вознаграждения, важные для вас, не получаете. 

Профилактика СЭВ (рекомендации для компании)

Мы уже упоминали о том, что СЭВ приводит к снижению профессиональной мотивации. Поэтому инструменты, которые рекомендуется использовать для ее повышения, применяются и для профилактики СЭВ. 
1. Формирование атмосферы уважения, доверия, поддержки и взаимопомощи.
Важность благоприятного психологического климата в коллективе известна давно, но мало кто из владельцев компаний задумывается, насколько это важный фактор. Американский специалист по управлению изменениями в организации, владелец одной из крупнейших семейных консалтинговых компаний мира доктор Ицхак Адизес, на счету которого тысячи успешных проектов более чем в 40 странах мира, считает наличие в организации атмосферы взаимного уважения и доверия — краеугольным камнем успеха любой организации. 
2.  Мотивационные беседы с с отрудниками. 
Мотивационная беседа дает руководителю возможность получить представление о сотруднике, о его настроении, мотивации, целях и планах. Сотруднику же предоставляется возможность выговориться, заявить о своих целях и потребностях.
Часто успешный сотрудник считает, что достиг в компании потолка. Иллюзия отсутствия дальнейших перспектив вызывает апатию, и СЭВ не заставляет себя ждать. В ходе мотивационной беседы находятся возможности для развития и роста, и, как следствие, возобновляется интерес к работе. Мотивационные беседы рекомендуется проводить регулярно, не реже одного раза в месяц. Ошибочным является представление о том, что подобные беседы необходимы только рядовым сотрудникам. Линейные управленцы и «топы» также нуждаются в подобной регулярной поддержке. 
3. Расширение полномочий (новые проекты, задачи). 
Каждый сотрудник, попадая в организацию, проходит стадию адаптации, роста и зрелости. Если круг его обязанностей, сфера ответственности не меняется, неизбежно наступает эмоциональный спад — предвестник СЭВ. Но стоит избегать ситуаций, когда очередное расширение полномочий может привести к тому, что сотрудник перестанет справляться со своими задачами. 
4. Карьерный рост. 
Карьерный рост является желанным для многих успешных людей. И назначение на вышестоящую должность почти наверняка подстегнет мотивацию сотрудника. Но здесь важно избежать другого риска. Управление — это профессия. И, как любой профессии, управлению необходимо учиться. Если начинающий руководитель целенаправленно не овладевает управленческим ремеслом с помощью внутреннего или внешнего обучения, чтения специальной литературы, коучинга, то карьерный рост может привести к еще большему стрессу и выгоранию. 
5. Дополнительное обучение. 
С одной стороны, качественное обучение зачастую повышает мотивацию и настроение сотрудников, но дальнейшие перспективы зависят от того, что ждет их в компании по завершении обучения. Если сотрудник вернется к старым задачам и не сможет найти применение новым знаниям и навыкам, то это только ускорит выгорание. Важно заметить, что для топ-менеджеров и руководителей среднего звена более значимым мотивационным фактором является ротация и смена специализации. 
6. Горизонтальная ротация. 
Горизонтальная ротация один из наиболее эффективных методов борьбы с профессиональным выгоранием у топ-менеджмента, в последнее время применяемая чрезвычайно часто. Но этот метод применим и для сотрудников, находящихся на рядовых позициях. Часто в средних по численности компаниях формирование и развитие кадрового резерва является необходимостью. Успешные сотрудники хотят развития. И если им его не предоставить, они уйдут в другие компании. Но управленческих должностей на всех не хватает и успешные сотрудники, в которых компания вложилась, чувствуют, что их ожидания обмануты. Они покидают компанию. Здесь и приходит на помощь горизонтальная ротация. Сотрудники получают новые задачи, полномочия, пространство для самореализации, а компании экономят на найме и адаптации новичков. 
7. Поощрение сотрудников. 
Формы поощрения сотрудников разнообразны. Важны не только ежегодные награждения отличившихся к Новому году или дню рождения компании, не только премии, выплачиваемые за особые заслуги, но и ежедневные поощрения и просто похвала. Эти маленькие радости поддерживают самоуважение сотрудников, дают ощущение их значимости для компании.  

Все Статьи