arrow-up arrowright arrowright

Социальное обеспечение некоторых категорий работников

06.08.2010

Наталья Михайлова,
Старший юрисконсульт Группы компаний Телеком-Сервис ИТ

В организации по трудовому договору работает лицо, получившее в установленном порядке статус беженца. Признается ли он застрахованным лицом в отношениях по обязательному социальному страхованию и возникает ли у организации обязанность исчислять и уплачивать страховые взносы в государственные внебюджетные фонды в отношении его доходов?

В соответствии с п.1 ст.7 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее – Закон № 212-ФЗ), объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, признаются:
  • выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц по трудовым договорам;

  • выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц по гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в п.2 ч.1 ст.5 Закона № 212-ФЗ);

  • выплаты и вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства.

Кроме этого, объектом обложения страховыми взносами признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Физические лица для целей регулирования отношений по исчислению и уплате взносов во внебюджетные фонды: граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства (п.2 ст.2 Закона № 212-ФЗ).

В соответствии с пп.15 п.1 ст.9 Закона № 212-ФЗ, не подлежат обложению страховыми взносами суммы выплат и иных вознаграждений по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, в т. ч. по договорам авторского заказа в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих на территории РФ. Выплаты и вознаграждения, выплачиваемые иностранным гражданам, имеющим статус временно проживающих или постоянно проживающих на территории РФ, облагаются страховыми взносами в государственные внебюджетные фонды в общем порядке.

Важно отметить, что лицо, в установленном порядке признанное беженцем, это то лицо, которое не является гражданином РФ и которое, в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие названных опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений (пп.1 п.1 ст.1 Закона от 19.02.1993 № 4528-1 «О беженцах» (далее – Закон № 4528-1, Закон о беженцах).

Статус беженца, полученный в соответствии с порядком, установленным Законом № 4528-1, дает признанному таковым лицу право на социальную защиту, в том числе социальное обеспечение, наравне с гражданами РФ, в соответствии с Законом о беженцах, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ и международными договорами РФ (п.10 ст.8 Закона № 4528-1).

Специальное законодательство, регламентирующее конкретные виды обязательного социального страхования, не исключает беженцев из числа застрахованных лиц (ст.7 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ», ст.2 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством», ст.ст.7, 8 Закона РФ от 28.06.1991 № 1499-1 «О медицинском страховании граждан в РФ»).

Таким образом, вышеуказанные нормы позволяют сделать вывод о том, что беженец, юридически являясь гражданином иностранного государства или лицом без гражданства, в силу специальных положений законодательства РФ, приобретает социальные права и гарантии, аналогичные правам и гарантиям, установленным для граждан РФ, т. е. наравне с ними является застрахованным лицом в целях пенсионного и социального страхования. Работодатель, соответственно, должен начислять и уплачивать взносы в государственные внебюджетные фонды в общеустановленном порядке в отношении выплат и вознаграждений, производимых в пользу работника, имеющего статус беженца, а также получить для такого работника свидетельство обязательного пенсионного страхования

Между организацией и работником заключен срочный трудовой договор на 3 месяца. По истечении срока между сторонами заключен новый трудовой договор на неопределенный срок, в течение которого работник заболел. Подлежит ли включению в расчетный период при расчете пособия по временной нетрудоспособности время работы у этого работодателя по срочному трудовому договору?

Нормативно-правовым актом, регулирующим отношения при назначении, исчислении, выплате пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, является Федеральный закон от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее – Закон № 255-ФЗ).

Пунктом 1 ст.14 Закона № 255-ФЗ предусмотрено, что пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за последние 12 календарных месяцев работы (службы, иной деятельности) у данного страхователя, предшествующих месяцу наступления временной нетрудоспособнос-ти, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком.

Таким образом, в расчетный период для расчета пособия по временной нетрудоспособности будут включаться все периоды работы (в пределах 12 месяцев, предшествующих месяцу наступления временной нетрудоспособности) у данного работодателя независимо от факта прекращения одного и заключения другого - нового трудового договора.

Официальных разъяснений органов Минздравсоцразвития России по данному вопросу нет.

Работник (гражданин Украины), имеющий статус временно пребывающего иностранного гражданина на территории РФ, предъявил работодателю листок нетрудоспособности 10 марта 2010 года, а 15 марта 2010 года получил разрешение на временное проживание. Подлежит ли оплате данный больничный лист?

В соответствии со ст.2 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее – Закон № 255-ФЗ), обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством подлежат граждане РФ, а также постоянно или временно проживающие на территории РФ иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам. Временно пребывающие иностранные граждане социальному страхованию не подлежат, если иное не предусмотрено международными соглашениями (п.2 ст.1.1 Закона № 255-ФЗ). Указанной норме корреспондирует пп.15 п.1 ст.9 Закона № 212-ФЗ, в соответствии с которым не подлежат обложению страховыми взносами суммы выплат и иных вознаграждений по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, в том числе по договорам авторского заказа в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих на территории РФ.

Однако с момента получения разрешения на временное проживание иностранный гражданин, работающий по трудовому договору, становится застрахованным лицом и приобретает право на получение пособия по социальному страхованию в порядке, установленном Законом № 255-ФЗ.

Вместе с тем, согласно ст.3 Федерального закона от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», страховой случай - свершившееся событие, с наступлением которого возникает обязанность страховщика, а в отдельных случаях, установленных федеральными законами, - также и страхователей осуществлять обеспечение по обязательному социальному страхованию. Поскольку на дату страхового случая – 10 марта 2010 года работник имел статус временно пребывающего иностранного гражданина и не являлся застрахованным лицом, соответственно, у работодателя отсутствовали правовые основания для оплаты больничного листка. Последующее изменение правового статуса гражданина не повлечет правовых последствий, связанных с обеспечением пособием по рассматриваемому факту нетрудоспособности.

Официальных разъяснений органов Минздравсоцразвития России по данному вопросу нет.

Работник, являющийся гражданином Украины, получил разрешение на временное проживание на территории РФ 15 марта 2010 года, а 20 марта 2010 года предъявил работодателю листок нетрудоспособности. Подлежит ли оплате данный больничный лист, и в каком размере?

В соответствии со ст.2 Закона №255-ФЗ, обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством подлежат граждане РФ, а также постоянно или временно проживающие на территории РФ иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам.

Следовательно, работник, получивший разрешение на временное проживание на территории РФ, подлежит обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности, по беременности и родам с момента получения такого разрешения.

В соответствии со ст.16 Закона № 255-ФЗ, в страховой стаж для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам (страховой стаж) включаются периоды работы застрахованного лица по трудовому договору, государственной гражданской или муниципальной службы, а также периоды иной деятельности, в течение которой гражданин подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Указанная норма, с учетом п.2 Приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 06.02.2007 № 91 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам», не дает однозначного ответа на вопрос о размере страхового стажа для целей расчета пособия в рассматриваемой ситуации.

При формальном прочтении нормы, в страховой стаж включаются периоды работы по трудовому договору независимо от наличия начислений в Фонд социального страхования. В этом случае все время работы у данного работодателя будет учитываться при определении страхового стажа для определения размера пособия по временной нетрудоспособности.

Однако из существа понятия «страхового взноса» следует, что это обязательный платеж, осуществляемый страхователями в Фонд социального страхования в целях обеспечения обязательного социального страхования застрахованных лиц на случай временной нетрудоспособности (пп.5 п.1 ст.1.2 Закона № 255-ФЗ). Следовательно, выплата пособий по временной нетрудоспособности обусловлена уплатой соответст-вующих страховых взносов в Фонд социального страхования РФ. В этом случае страховой стаж работника составит 5 дней (с 15 по 20 марта 2010 года), т.е. тот период, за который производилась (или будет произведена) уплата взносов в ФСС РФ. По нашему мнению, данная позиция является наиболее правильной.

Пунктом 6 ст.8 Закона № 255-ФЗ установлено, что застрахованным лицам, имеющим страховой стаж менее шести месяцев, пособие по временной нетрудоспособности выплачивается в размере, не превышающем за полный календарный месяц минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом, а в районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, - в размере, не превышающем минимального размера оплаты труда с учетом этих коэффициентов.

Таким образом, работник организации, получивший статус временно проживающего иностранного гражданина на территории РФ, подлежит обязательному социальному страхованию на территории РФ с момента получения разрешения на временное проживание. Поскольку на момент наступления страхового случая страховой стаж для расчета пособия по временной нетрудоспособности менее 6 месяцев, пособие данному работнику выплачивается в размере, не превышающем за полный календарный месяц минимального размера оплаты труда.

Официальных разъяснений органов Минздравсоцразвития России по этому вопросу нет.

Между организацией и работником заключен срочный трудовой договор на 1 год. За две недели до окончания срока трудового договора, работник принесла медицинскую справку, подтверждающую факт ее беременности. Имеет ли работодатель право расторгнуть с ней трудовые отношения, и в какой момент (в период беременности или после ее окончания)?

Статьей 261 Трудового кодекса РФ (далее – ТК РФ) установлены определенные гарантии беременным женщинам, женщинам, имеющим детей, и лицам, воспитывающим детей без матери, при расторжении трудового договора.

В частности, абз.2 ст.261 ТК РФ установлено, что в случае истечения срочного трудового договора в период беременности женщины работодатель обязан по ее письменному заявлению и при предоставлении медицинской справки, подтверждающей состояние беременности, продлить срок действия трудового договора до окончания беременности.

В этой связи, узнав о факте беременности работника, подтвержденного соответствующими документами, работодателю целесообразно к трудовому договору заключить дополнительное соглашение, в котором установить, что срок срочного трудового договора продлевается до окончания беременности работника. Данное правило обязательно для работодателей, кроме случая заключения срочного трудового договора на время исполнения обязанностей отсутствующего работника и невозможности перевести беременную женщину до окончания беременности на другую имеющуюся у работодателя работу, которую она может выполнять с учетом состояния здоровья (абз.2 ст.261 ТК РФ).

При этом у работника – женщины, с которой срочный трудовой договор продлен до окончания беременности, возникает обязанность по запросу работодателя, но не чаще одного раза в три месяца, предоставлять медицинскую справку, подтверждающую состояние беременности (абз.2 ст.261 ТК РФ).

Соответственно, на момент представления листка нетрудоспособности работник – беременная женщина, по общему правилу нормы ст.261 ТК РФ, не может быть уволена, и работодатель оплачивает листок нетрудоспособности по беременности и родам в полном размере, в соответствии с п.1 ст.13 Закона № 255-ФЗ.

Окончание беременности дает работодателю право прекратить трудовые отношения с работником в связи с истечением срока трудового договора (ст.79 ТК РФ), при этом увольнение производится в течение недели со дня, когда работодатель узнал или должен был узнать о факте окончания беременности (абз.2 ст.261 ТК РФ).

Начисляются ли взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на суммы материальной помощи работнику в связи с рождением ребенка в размере 50 000 рублей?

Статьей 9 Федерального закона от 30.04.1999 № 83-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования РФ на 1999 год» установлено, что перечень выплат, на которые не начисляются страховые взносы в ФСС РФ, утверждается Правительством РФ.

В соответствии с Перечнем выплат, на которые не начисляются страховые взносы в ФСС РФ, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 07.04.1999 № 765 (далее – Постановление № 765), не подлежит обложению страховыми взносами от несчастных случае на производстве материальная помощь, оказываемая работникам в связи с чрезвычайными обстоятельствами в целях возмещения вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан, на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления, иностранных государств, а также правительственных и неправительственных межгосударственных организаций, созданных в соответствии с международными договорами РФ и материальная помощь, оказываемая работникам в связи с постигшим их стихийным бедствием, пожаром, похищением имущества, увечьем, а также в связи со смертью работника или его близких родственников.

Иных случаев, при наступлении которых выплачиваемая организацией в пользу работника материальная помощь не подлежит обложению страховыми взносами на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве, Постановлением Правительства РФ № 765 не установлено.

Таким образом, материальная помощь работнику в связи с рождением ребенка облагается взносами на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве (Письмо ФСС РФ от 10.10.2007 № 02-13/07-9665).

Однако, судебная практика исходит из того, что основанием для исчисления страховых взносов на обязательное страхование от несчастных случаев являются выплаты, производимые работникам в связи с исполнением ими трудовых обязанностей в соответствии с установленной работодателем системой оплаты труда. Утвержденный Пос-тановлением № 765 перечень выплат, на которые не начисляются страховые взносы в ФСС РФ, устанавливает исключения не из любых доходов, полученных физическими лицами, а из выплат, начисленных работникам в связи с выполнением ими служебных обязанностей. То есть выплаты в пользу работников, не связанные с выполнением ими трудовых обязанностей, не носящие компенсационный или стимулирующий характер, не носящие обязательный характер и не зависящие от результатов труда, обложению страховыми взносами на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве не подлежат. Данный вывод подтверждается судебными решениями: Постановлением ФАС Волго-Вятского округа от 16.06.2008 № А29-7456/2007, Постановлением ФАС Волго-Вятского округа от 23.06.2008 № А43-24096/2007-45-909).

Таким образом, организация может принять решение не начислять взносы на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве на материальную помощь работнику в связи с рождением ребенка, однако такую позицию, скорее всего, придется доказывать в судебном порядке.

Важно отметить, что в соответствии с пп.«в» п.3 ст.9 Федерального закона № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования», не подлежит обложению страховыми взносами на обязательное социальное страхование выплаты суммы материальной помощи, выплачиваемой работникам при рождении ребенка, выплачиваемой в течение первого года после рождения, но не более 50 000 рублей на каждого ребенка. Иными словами, рассматриваемая выплата взносами во внебюджетные фонды в соответствии с Законом № 212-ФЗ не облагается.


Все Статьи