arrow-up arrowright arrowright

Советская эстрада во всем ее многообразии

07.08.2019
Руслан Червяков,
специалист по истории советской повседневности

Писатель-сатирик Михаил Задорнов заметил: «Есть три проявления Бога на земле: природа, любовь и чувство юмора. Природа помогает жить, любовь помогает выжить, а чувство юмора — пережить». Действительно, чувство юмора не раз спасало людей от жизненных невзгод. За юмор в нашей стране на протяжении столетия ответственна эстрада.

В сложные годы войны, голода и разрухи советское эстрадное искусство продолжало брать новые и новые вершины — артисты разговорного жанра выезжали на передовую Гражданской и Великой Отечественной войн, куплетисты разили своим острым языком буржуев и кулаков, а танцоры в постановках демонстрировали единство многонационального советского народа.

Понятие «эстрада» в современном смысле возникло в Советской России в начале ХХ века. Оно происходит от латинского слова «stratum», означающего помост, возвышение. В декрете Совета Народных Комиссаров от 26.08.1919 «Об объединении театрального дела» говорится: «…цирки… а также всякого рода эстрады администрируются наравне с неавтономными театрами».

Таким образом, эстрадные объединения, согласно декрету, попадали под государственную опеку со всеми вытекающими обстоятельствами. Отныне эстрадно-цирковое искусство должно было способствовать строительству социалистического государства и формированию «нового человека». С конца 1950-х годов отношение к эстраде изменилось, на нее стали возлагать не только развлекательные функции, с которыми она успешно справлялась на протяжении всей истории Советского Союза. Рассмотрим отдельные виды эстрадного искусства.

ФельетонФельетон

Эстрадный фельетон как жанр сформировался в годы Советской власти. Он был рассчитан на 15—20 минут сценического времени и должен, как передовица газеты, вобрать в себя актуальные проблемы, которые необходимо подать в яркой, заостренно сатирической, порой гиперболизированной форме. Первенство среди фельетонистов принадлежит Николаю 
Павловичу Смирнову-Сокольскому (1898—1962), которого по праву можно назвать отцом жанра. После окончания коммерческого училища он устроился на работу продавцом в книжный магазин, параллельно подрабатывая репортером-хроникером в одной из московских газет.

В годы Первой мировой войны Смирнов-Сокольский стал выступать как куплетист на садово-парковых площадках Москвы. В своих куплетах он высмеивал дельцов, продававших в годы «сухого закона» водку в чайниках, неверных жен и мужей, вороватых чиновников. 

Со временем возник легко узнаваемый образ Смирнова-Сокольского — человека в бархатной куртке с небрежно повязанным белым бантом на шее. «Во что превратили завоевания революции, товарищи? — вопил персонаж Сокольского, — Третьего дня хотел в музее каменному Аполлону в рот окурок засунуть, и мне не позволили! За что я кровь проливал? За что я, братишечки, в германскую войну пропал без вести?..» 

Эстрада СССРПорой эстрада Смирнова-Сокольского переходила помосты и являла свою разящую мощь в высоких министерских кабинетах. Однажды на коллегии министерства культуры кто-то высказался: «Как вы думаете, есть ли смысл государству содержать раздельно ансамбль донских и ансамбль кубанских казаков? Может быть, было бы лучше объединить эти два коллектива и иметь один хороший ансамбль?» На что Николай Павлович, обращаясь к министру Е. А. Фурцевой, заметил: — Ничего не выйдет, барышня. 

В 1919 году это уже попробовал сделать Деникин — и ничего у него не вышло. 

Смирнов-Сокольский стал основателем Московского Театра эстрады, ставшего площадкой для фельетонистов, куплетистов и других артистов разговорного жанра.  

Пожалуй, самым известным исполнителем фельетонов в Советском Союзе стал Аркадий Исаакович Райкин (1911—1987), представитель ленинградской эстрадной школы. Начав выступать в середине 1930-х годов, он быстро приобрел популярность всесоюзного масштаба. Гениальный мастер перевоплощения, «человек со многими лицами», он навсегда остался в памяти людей интеллигентом с прядью седых волос. Его творчество было столь достоверным, что со всех концов страны приходили письма с благодарностями, просьбами помочь купить мотоцикл и требованиями обеспечить торговлю лезвиями для бритья. 

Аркадий Исаакович не писал свои миниатюры. Он отличался великолепным чутьем в подборе материала. Среди его авторов были не только маститые литераторы, но и молодые писатели, например, Михаил Жванецкий. 

Его перу принадлежит фельетон, в котором произошла невольная перекличка с рассказом Смирнова-Сокольского об Аполлоне: «...Кто Аполлон?.. Я — Аполлон? Он — Аполлон? Ну и, нехай себе Аполлон... Повесил я ему авоську на руку, а куда вешать, на шею?! От, народ!.. Никакой культуры». Жванецкий и сам понимал, что его собственное творчество принадлежит не вполне ему. Как он сказал однажды в своем интервью: «Кто это сказал? Это сказал Райкин!» 

Куплет

Одна из наиболее доходчивых и популярных разновидностей разговорного жанра на эстраде. Это лирическая, юмористическая или сатирическая песенка, состоящая из нескольких строф, кончающихся, как правило, рефреном.

Благодаря своей мобильности и доходчивости куплет получил широкое распространение в первые послереволюционные годы, на фронтах Гражданской войны, агитируя за Советскую власть часто действеннее, чем слова ораторов.

В куплетах высмеивались враги молодой Страны Советов: вожди Белого движения (Колчак, Деникин, Юденич), лидеры западных стран (Пуанкаре, Чемберлен, Пилсудский), мешочники (торгаши) и дезертиры.

В первые советские годы на сцене с куплетами блистали Борис Самойлов, Иван Гурко и Алексей Матов. После Великой Отечественной войны взошла звезда Павла Рудакова и Вениамина Нечаева. Их первый концерт состоялся в послевоенном Ленинграде и получил разгромную рецензию от официальной прессы. Это только подогрело интерес публики и следующий концерт прошел с аншлагом. В начале 1960-х дуэт распался. Примирение произошло только спустя два десятилетия, когда Владимир Меньшов пригласил их на съемки кинофильма «Москва слезам не верит».

Рудаков НечаевДля передачи атмосферы «Голубого огонька» конца 1950-х режиссеру понадобился узнаваемый образ. Выбор пал на Рудакова и Нечаева.

И они блестяще справились с возложенной на них задачей:

Чтоб построить новый дом 
Динамита грянул гром... 
Не взорвался старый дом - 
Рухнул новый за углом! 
*** 
Рудаков НечаевПодарила в лотерею 
Куму свой билет кума. 
Кум теперь «Москвич» имеет, 
А кума — сошла с ума... 
***  
В ресторане как-то дед 
Скушал комплексный обед. 
И теперь не платит дед 
Ни за газ и ни за свет.

Конферанс

Среди эстрадных жанров конферанс — один из самых молодых. Его возникновение в России относят обычно к началу ХХ века и связывают с деятельностью основателя, хозяина и режиссера кабаре «Летучая мышь» Никиты Балиева (1877—1936). Он объявлял и комментировал номера в своем театре, рассказывал публике о многих интересующих ее вещах и, вроде бы непоследовательно перескакивая с темы на тему, создавал впечатление импровизации.

Выходя к рампе, Балиев всматривался в сидящих за столами, чтобы увидеть знакомые лица, кивком головы здоровался с друзьями, обращался к ним с каким-нибудь смешным замечанием — и контакт с залом был установлен.

Самым узнаваемым советским конферансье стала… кукла. В 1939 году в Театре кукол Сергея Образцова возникла идея написать пьесу-пародию на обыкновенный советский концерт. Сценарий спектакля складывался по принципу театрального «капустника». Спектакль, составленный как смешная пародия на стандартные приемы и стереотипы эстрадных концертов, так и назвали — «Обыкновенный концерт». Премьера состоялась 19 июня 1946 года.

КонферансПостановка имела огромный зрительский успех, запрещалась властями, переделывалась, потом возвращалась на сцену в первозданном виде, объездила весь земной шар и была занесена в Книгу рекордов Гиннеса как самый посещаемый спектакль в мире.

Неизменным оставался конферансье Эдуард Апломбов — человек с высокой залысиной и своеобразным чувством юмора: «Мы с вами живем в эпоху деревянных реек, стекла и бетона. Вот почему на этой сцене столько деревянных реек, вот почему в нашем юморе столько бетона. Это я шучу, это была тонкая, элегантная шутка».

На протяжении многих лет «голосом» Апломбова был замечательный советский актер Зиновий Гердт, который не оставлял своего персонажа даже в далеких путешествиях. Близкие Гердта вспоминают, как во время гастролей по странам Ближнего Востока ему пришлось заучить реплики своего персонажа на египетском, сирийском и ливийском диалектах арабского языка. И при этом на спектакле он не совершил ни одной ошибки!

Безусловным просветителем, но в то же время «эстрадником» был Ираклий Андронников. Ираклий Луарсабович был не только популяризатором русской и советской классики, но писателем, литературоведом, исследователем творчества М. Ю. Лермонтова, мастером художественного рассказа.

В советские годы эстрада, да, пожалуй, и в целом театр славились еще одним родом артистов — это чтецы, декламаторы, мастера художественного слова. Так, как читали стихи и прозу Василий Качалов, Николай Черкасов, Михаил Ульянов, Дмитрий Журавлев, Юрий Яковлев, Ростислав Плятт, Иннокентий Смоктуновский, Михаил Казаков, Сергей Юрский, Олег Басилашвили, Алла Демидова — не прочтет уже никто.

Советская эстрада стала уникальным явлением мировой культуры. Ни на Западе, ни на Востоке не существовало эстрады, поскольку все жанры стремились отпочковаться друг от друга и образовать отдельные кабаре, варьете и мюзик-холлы. Советский Союз продемонстрировал возможности совмещать непохожие друг на друга номера в рамках сборных концертов.

К счастью, многие традиции советской эстрады продолжают сохранять и воспроизводить Московский и Санкт-Петербургский театры эстрады. Так что и после распада СССР эстрада продолжает исполнять свою главную функцию — радовать людей и заставлять их забыть о повседневных проблемах.

Все Статьи