arrowright arrowright

Спрашивайте, ответим

14.06.2005

Преобразование ОАО в ЗАО или ООО вызывает налоговые выездные проверки, в том числе повторные?

В соответствии со статьей 57 Гражданского Кодекса РФ, преобразование юридического лица является одной из форм реорганизации. Нормами Налогового Кодекса РФ не установлена обязательность проведения выездных проверок в связи с реорганизацией юридического лица.

Согласно статье 87 Налогового Кодекса РФ запрещается проведение налоговыми органами повторных выездных налоговых проверок по одним и тем же налогам, подлежащим уплате или уплаченным налогоплательщиком (плательщиком сбора) за уже проверенный налоговый период. Но эта же статья содержит исключение: повторная проверка может проводиться в связи с реорганизацией или ликвидацией организации — налогоплательщика.

То есть, нормы Налогового Кодекса устанавливают право фискалов на повторную проверку, в случае реорганизации юридического лица. Планирование выездных налоговых проверок налоговыми органами регламентируется, в том числе, внутриведомственными нормативными актами. Отбор налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок налоговым органом осуществляется на основании данных анализа основных финансовых показателей деятельности налогоплательщиков, результатов камеральных проверок, иной информации и сведений. Факт реорганизации юридического лица не является самостоятельным основанием, обязывающим налоговый орган провести проверку налогоплательщика. 

Однако на практике налоговые органы достаточно часто назначают выездную проверку (в том числе повторную) в случае реорганизации налогоплательщика.



Можно ли переоценивать нематериальные активы?

В соответствии с п.12 Положения по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» ПБУ 14/2000, утвержденному Приказом Минфина РФ от 16.10.2001 №91н, стоимость нематериальных активов, по которой они приняты к бухгалтерскому учету, не подлежит изменению, кроме случаев, установленных законодательством Российской Федерации.


Прокомментируйте ситуацию в отношении учета суммовых разниц по НДС. Учитывая разъяснения Минфина РФ и МНС РФ мнения данных ведомств расходятся.

Для целей исчисления НДС момент определения налоговой базы,  в соответствии со статьей 167 Налогового Кодекса РФ, может быть утвержден налогоплательщиком либо на момент оплаты отгруженных товаров (работ, услуг), либо на момент отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг). Проблемы учета суммовых разниц для целей исчисления НДС касаются налогоплательщиков, определяющих  момент исчисления налоговой базы по «отгрузке». По мнению Минфина России, выраженному в Письме от 08.07.2004 №03-03-11/114, отрицательные суммовые разницы не уменьшают сумму НДС, начисленную к уплате в бюджет. Свою позицию чиновники финансового ведомства обосновывают ссылкой на отсутствие в 21 главе Налогового Кодекса прямых норм, позволяющих уменьшать ранее начисленный налог на добавленную стоимость на суммы таких разниц. Считаем позицию Минфина неправомерной. В соответствии с п.2 статьи 153 Налогового Кодекса РФ при определении налоговой базы выручка от реализации товаров (работ, услуг) определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, полученных им в денежной и/или натуральной формах и не зависит от момента определения налоговой базы. При этом, доходы учитываются в случае возможности их оценки и в той мере, в какой их можно оценить. Кроме того, в соответствии с нормами той же статьи, налоговая база при реализации товаров (работ, услуг) определяется в зависимости от особенностей их реализации. Наличие суммовой разницы является ни чем иным, как  «особенностью реализации товаров (работ, услуг)», связанной с формированием стоимости реализуемых товаров (работ, услуг).

Исходя из особенностей реализации товара, на день отгрузки мы определяем будущие доходы весьма условно - в той мере, в какой их можно определить, то есть по курсу на день отгрузки. Затем после получения оплаты можно точно определить доходы - по курсу на день оплаты. Следовательно, мы имеем полное право уточнить ранее сделанный расчет налога.

Таким образом, исходя из вышеизложенного и с учетом общих принципов налогообложения, закрепленных первой частью Налогового Кодекса РФ, если сумма выручки, начисленная на момент отгрузки, превышает фактически полученную выручку, на сумму отрицательных суммовых разниц, то налоговая база по НДС, исчисленная на момент «отгрузки», должна быть уменьшена исходя из фактически полученной выручки (с учетом суммовых разниц). В противном случае организация, определяющая налоговую базу «по отгрузке», исчисляя и уплачивая в бюджет НДС с неполученного дохода, будет находиться в неравном положении с организациями,  исчисляющими налоговую базу по «оплате, что противоречит как нормам статьи 153 Налогового Кодекса РФ, так и общим принципам налогообложения, закрепленным статьей 3 Налогового Кодекса РФ.

Отметим, что налоговые органы высказывали свою позицию по вопросу учета суммовых разниц в целях исчисления НДС еще в 2001 г.

И эта позиция прямо противоположна позиции Минфина России. МНС России в Письме от 31.05.2001 №03-1-09/1632/03-П115 разъяснило: при определении выручки по отгрузке ранее начисленные суммы НДС корректируются на основании фактически полученной выручки от реализации товаров (работ, услуг), т.е. с учетом суммовых разниц. В 2004 г. эта позиция нашла свое подтверждение в Письме УМНС России по г. Москве от 06.09.2004 №24-11/57576.



Счета на услуги междугородней связи выставляются 15-20 числа месяца следующего за месяцем оказания услуг. Когда можно включить данные затраты в состав расходов, уменьшающих налог на прибыль, если организация при определении налоговой базы по налогу на прибыль применяет метод начисления?

В соответствии с пп.3 п.7 ст.272 Налогового кодекса РФ, датой осуществления расходов на оплату услуг сторонним организациям, признается по выбору налогоплательщика одна из следующих дат:
  • ата расчетов в соответствии с условиями заключенных договоров,
  • дата предъявления налогоплательщику документов, служащих основанием для произведения расчетов,
  • последний день отчетного (налогового) периода.

Таким образом, дата признания расходов в связи с приобретением услуг определяется одной из указанных дат и должна быть закреплена налоговой учетной политикой организации.


Все Статьи