arrowright arrowright

Цена в у.е. А где же рубль?

14.06.2005
Марьяна Дорож
Инспектор налоговой службы III ранга Ведущий юрисконсульт Группы компаний Телеком-Сервис ИТ

Слухи о том, что с января 2005 года в ценниках нельзя указывать цену в иных денежных эквивалентах чем в рублях вовсе не беспочвенны. Дело в том, что именно 9 января нынешнего года вступил в силу закон № 171-ФЗ от 21.12.2004, который, в сущности, изменил закон № 2300-1 от 07.02.1992 «О защите прав потребителей» (далее – Закон № 2300-1).

Как и раньше изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. Но новые правила ст.10 Закона о защите прав потребителя устанавливают, что информация о товарах (работах, услугах) должна содержать, в том числе и цену в рублях. И прежде чем бить в колокола, разберемся в отношении кого применяется данная норма.

Законодательство о защите прав потребителей регулирует отношения между потребителем - гражданином, имеющим намерение заказать или приобрести либо заказывающим, приобретающим или использующим товары (работы, услуги) исключительно для личных (бытовых) нужд, не связанных с извлечением прибыли, с одной стороны, и организацией (индивидуальным предпринимателем), производящей товары для реализации потребителям (изготовителем), реализующей товары потребителям по договору купли - продажи (продавцом), выполняющей работы и оказывающей услуги потребителям по возмездному договору (исполнителем) - с другой стороны. Аналогичные отношения регулирует Гражданский кодекс Российской Федерации (далее - ГК РФ), к примеру, положения норм параграфа 2 гл.30 ГК РФ (розничная купля-продажа) параграфа 2 гл.37 ГК РФ (бытовой подряд) и другие.

Одним из признаков отнесения гражданина под понятие «потребитель» является приобретение товаров (работ, услуг) исключительно для личных (бытовых) нужд, не связанных с извлечением прибыли. Термин «прибыль» надо понимать в соответствии со ст.2 ГК РФ как один из признаков предпринимательской деятельности, а не просто как доход. Не является потребителем гражданин, который, приобретая товары (работы, услуги), использует их в предпринимательской деятельности, осуществляемой на свой риск с целью систематического извлечения прибыли.

Также не будет являться потребителем гражданин, приобретающий товары для организаций и за их счет с целью использования этих товаров в производстве, в том числе заказывающий для организаций за их счет работы, услуги в этих же целях (например, приобретение фотокамеры для работы в издательстве, редакции и т.д.).

Однако, потребителем является гражданин, пользующийся услугой личного характера, хотя и заказанной для производственных нужд (например, услуга по перевозке железнодорожным транспортом, по проживанию в гостинице в командировочных целях).

И так, потребителем является физическое лицо, использующее приобретенные товары (работы, услуги), а цели, для которых приобретается товар, заказывается работа (услуга), должны быть исключительно личные (бытовые). Товары (работы, услуги) должны приобретаться (заказываться) только для личных нужд (например, медицинские услуги), либо для бытовых (например, приобретение электробытовых приборов), либо одновременно и для личных, и для бытовых (например, приобретение студентом микрокалькулятора для использования как дома, так и на занятиях).

Следовательно, информация о цене в рублях на товары (работы, услуги) предоставляется в обязательном порядке той организацией, которая осуществляет реализацию товаров (работ, услуг) физическим лицам для бытовых, личных нужд. Предприятия, реализующие товары (работы, услуги) предпринимателям и юридическим лицам в договоре, ценнике по- прежнему могут указывать цену в условных единицах или в любой другой валюте, т.к. покупатели в данном случае приобретают товары (работы, услуги) в предпринимательских целях.

За непредоставление полной и достоверной информации о товаре (работе, услуге) в целях защиты интересов потребителей – физических лиц ст.12 Закона № 2300-1 установлена ответственность изготовителей, продавцов и исполнителей. Несмотря на то, что указанная норма содержит ссылки на ст.ст.18, 29 Закона и в большинстве случаев ответственность продавец (исполнитель) понесет в части продажи товара ненадлежащего качества или в случае обнаружения недостатков выполненной работы (оказанной услуги), все же облегченно вздыхать еще рано.

Так согласно ст.14.8 Административного Кодекса Российской Федерации (далее - КоАП РФ) продавец (исполнитель) может понести ответственность в случае нарушения прав потребителя в виде непредоставления необходимой и достоверной информации покупателю (заказчику).

Под недостаточно полной информацией следует понимать отсутствие какого-либо вида информации из перечня, установленного ст.ст. 9, 10 Закона № 2300-1. А под недостоверной информацией понимается несоответствие предоставленной информации фактическим данным, показателям и т.п.

В соответствии со ст.23.49 КоАП РФ дела об административном правонарушении, предусмотренным ст.14.8 КоАП РФ вправе рассматривать должностные лица органов государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей указанные в п.2 ст.23.49 КоАП РФ.

В результате, проигнорировав требование закона в части установления в договоре (ценниках) цены в рублях на товары (работы, услуги), продавец (исполнитель, изготовитель) может иметь в итоге неблагоприятные для него последствия. 

Также стоит обратить внимание на то, что нормы гражданского законодательства и закона о защите прав потребителей позволяют потребителю требовать возмещение убытков понесенных в связи с ненадлежащим исполнением своих обязанностей продавцом (исполнителем, изготовителем) и расторгнуть договор в одностороннем порядке.


Все Статьи