arrow-up arrowright arrowright

Неопределенная обязательность индексации заработной платы

19.04.2016

Марина Шитова,
Заместитель руководителя отдела информационно-аналитической поддержки Клиентов ЗАО «ТЛС-ГРУП»

19.11.2015 Конституционный Суд РФ вынес Определение № 2618-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Дыкова Игоря Алексеевича на нарушение его конституционных прав положениями статей 130 и 134 Трудового кодекса Российской Федерации». В своей жалобе в КС РФ заявитель пишет о том, что статьи 130 и 134 ТК РФ являются неопределенными, поскольку не содержат механизма индексации заработной платы, не определяют ее порядок и периодичность. Отмечено, что оспариваемые нормы были применены в деле заявителя судами общей юрисдикции.

Сразу оговоримся, что КС РФ отклонил жалобу заявителя, потому что рассмотрение вопроса о правомерности действий конкретного работодателя не входит в его компетенцию. Однако судом было отмечено следующее. Индексация заработной платы направлена на обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы, ее покупательной способности, по своей правовой природе представляет собой государственную гарантию по оплате труда работников (ст. 130 ТК РФ) и в силу предписаний ст. ст. 2, 130 и 134 ТК РФ должна обеспечиваться всем лицам, работающим по трудовому договору.
Предусмотренное ст. 134 ТК РФ правовое регулирование не позволяет работодателю, не относящемуся к бюджетной сфере, лишить работников предусмотренной законом гарантии и уклониться от установления индексации, поскольку предполагает, что ее механизм определяется при заключении коллективного договора или трудового договора либо в локальном нормативном акте, принятом с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.
Статья 130 ТК РФ закрепляет гарантию оплаты труда работников и меры, обеспечивающие повышение уровня реального содержания заработной платы.
Однако воз и ныне там
Данный вопрос уже не раз становился предметом рассмотрения КС РФ.
Так, достаточно вспомнить более ранние определения и постановления КС РФ.
Аналогичное вышеуказанному толкование было дано в Определении Конституционного Суда РФ от 17.06.2010 № 913-О-О — индексация заработной платы направлена на обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы, ее покупательной способности, по своей правовой природе представляет собой государственную гарантию по оплате труда работников и должна обеспечиваться всем лицам, работающим по трудовому договору.
Предусматривая различный порядок осуществления данной государственной гарантии для работников государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений и иных работодателей, федеральный законодатель преследовал цель защитить работодателей, на свой риск осуществляющих предпринимательскую и (или) иную экономическую деятельность, от непосильного обременения и одновременно — через институт социального партнерства — гарантировать участие работников и их представителей в принятии соответствующего согласованного решения в одной из указанных в оспариваемой норме правовых форм.
Тем самым на основе принципов трудового законодательства, включая сочетание государственного и договорного регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, достигается баланс интересов работников и работодателей (Постановление Конституционного Суда РФ от 09.02.2012 № 2-П).
Такое правовое регулирование направлено на учет особенностей правового положения работодателя, не относящегося к бюджетной сфере, и вместе с тем не позволяет ему лишить работников предусмотренной законом гарантии и уклониться от установления компенсации, поскольку предполагает определение ее размера, порядка и условий ее предоставления при заключении коллективного договора или трудового договора либо в локальном нормативном акте, принятом с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации (Определение Конституционного Суда РФ от 17.07.2014 N 1707-О).
Доводы КС РФ согласуются и с мнением контролирующего органа. В Письме Роструда от 19.04.2010 № 1073-6-1 отмечено следующее. Действующим законодательством порядок индексации не установлен. Законодатель устанавливает лишь обязанность работодателя осуществлять индексацию. В том случае, если в локальных нормативных актах организации не предусмотрен такой порядок, то, учитывая, что индексация заработной платы является обязанностью работодателя, полагаем, необходимо внести соответствующие изменения (дополнения) в действующие в организации локальные нормативные акты. Таким образом, вплоть до сегодняшнего дня — не то что четкий — отсутствует хоть какой-то механизм индексации заработной платы в коммерческой сфере.
А как обстоит вопрос у бюджетников?
На основании ст. 135 ТК РФ Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений ежегодно до внесения в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной год разрабатывает единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов.
Из п. 4 ст. 192 Бюджетного кодекса РФ следует, что предложения о порядке индексации заработной платы работников федеральных казенных учреждений, денежного содержания (денежного довольствия) федеральных государственных служащих в очередном финансовом году и плановом периоде вносятся в проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
Индекс потребительских цен
В ст. 134 ТК РФ обязанность работодателя индексировать заработную плату поставлена в зависимость от роста потребительских цен. Посмотрим, как документы устанавливают, что произошел такой рост. Рост потребительских цен рассчитывается с учетом индекса потребительских цен (ИПЦ), который характеризует изменение во времени общего уровня цен на товары и услуги, приобретаемые населением для непроизводственного потребления. Он измеряет отношение стоимости фиксированного набора товаров и услуг в ценах текущего периода к его стоимости в ценах предыдущего (базисного) периода. ИПЦ рассчитывается в соответствии с Основными положениями о порядке наблюдения за потребительскими ценами и тарифами на товары и платные услуги, оказанные населению, и определения индекса потребительских цен, утвержденными Постановлением Госкомстата РФ от 25.03.2002 № 23.
Расчет ИПЦ осуществляется в целом по Российской Федерации, федеральным округам и субъектам Российской Федерации по единому набору товаров (услуг) — представителей. ИПЦ является одним из важнейших показателей, характеризующих инфляционные процессы в стране, и используется в целях осуществления государственной финансовой и денежно-кредитной политики, анализа и прогноза ценовых процессов в экономике, пересмотра минимальных социальных гарантий населению, решения отдельных правовых споров.
Таким образом, мы видим, что расчет роста потребительских цен — это не метафизический образ, а вполне реальная, установленная нормативными актами процедура.
Мало того, ИПЦ напрямую связан и с потребительской корзиной и величиной прожиточного минимума.
См., например, Постановление Госкомстата РФ от 25.03.2002 № 23 «Об утверждении «Основных положений о порядке наблюдения за потребительскими ценами и тарифами на товары и платные услуги, оказанные населению, и определения индекса потребительских цен»».
На практике работодатели при закреплении порядка индексации ориентируются на официально установленный индекс потребительских цен в целом по стране или в отдельном регионе, уровень инфляции, рост прожиточного минимума трудоспособного населения и иным показателям, отражающим рост цен на товары (продукцию) и услуги.
Ни один законодательный акт действительно не содержит механизма или четко прописанной обязанности работодателя в установленные сроки, допустим, после увеличения МРОТ или прожиточного минимума, — производить повышение. Такой порядок, говорит нам законодатель, должен быть предусмотрен локальными нормативными актами или соглашениями.
Следует признать, на большинстве предприятий небюджетной сферы таких нормативных актов, как и профсоюзных организаций нет. Работник поставлен в трудные условия, поскольку требовать повышения зарплаты — шаг неправовой, работник не может сослаться на норму, устанавливающую такую обязанность работодателя.
Очевидно, что данный вопрос требует более определенного законодательного регулирования. При этом должен быть соблюден баланс интересов как работников, так и работодателей. Ведь при кажущейся очевидности того, что реальное содержание заработной платы падает
(а в настоящее время это многие почувствовали на себе), далеко не каждая организация может позволить себе подобное затратное мероприятие, особенно в непростое нынешнее время.
Сейчас же нужно не забывать, что, как неоднократно подчеркивал Конституционный Суд РФ, работодатель обязан проводить индексацию заработной, порядок ее индексации должен быть прописан в локальном нормативном акте и, что немаловажно, соблюдаться. В противном случае работодатель может быть привлечен к административной ответственности проверяющими органами либо это может послужить поводом для обращения работников в суд.


Все Статьи