arrow-up arrowright arrowright

Изменения в трудовом законодательстве, ожидающие нас в ближайшее время

24.08.2016

Татьяна Гежа,
Главный эксперт-консультант ООО «ТЛС-ПРАВО»

В последнее время в трудовом законодательстве происходит огромное количество изменений.
И лето в этом плане не стало исключением.

Повышение МРОТ
2 июня 2016 года был подписан закон, который внес изменения в Федеральный закон от 19.06.2000 № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда». Таким образом, МРОТ с 01.07.2016 составляет 7 500 руб. В соответствии со ст. 133 ТК РФ месячная зарплата сотрудника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже этого минимального размера оплаты труда.
Однако ст. 133.1 ТК РФ предусмотрено, что в субъекте РФ региональным соглашением может быть также установлен размер минимальной заработной платы для работников региона, за исключением сотрудников организаций, финансируемых из федерального бюджета.
Региональный МРОТ не может быть ниже федерального минимума.
Если в регионе установлен свой МРОТ, зарплата за полностью отработанный месяц не может быть ниже этого регионального МРОТ. Исключением является случай, когда работодатель отказался присоединиться к соглашению по региональному МРОТ (ч. 3 ст. 133 и ч. 9 ст. 133.1 ТК РФ). МРОТ по г. Москве с 01.01.2016 составляет 17 300 руб.

«Обязательность» профессиональных стандартов с 01.07.2016
Федеральным законом от 02.05.2015 № 122-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и ст. 11 и ст. 73 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»» в ТК РФ с 01.07.2016 введена новая
ст. 195.3 «Порядок применения профессиональных стандартов». Так, в ч. 1 этой статьи указано, что «…если настоящим Кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, профессиональные стандарты в части указанных требований обязательны для применения работодателями».
В этой связи Минтруд РФ в своем Письме от 04.04.2016 № 14-0/10/В-2253 дал разъяснения о том, что ТК РФ устанавливает обязательность применения требований, содержащихся в профессиональных стандартах, в том числе при приеме работников на работу, в следующих случаях:

  • согласно ч. 2 ст. 57 ТК РФ наименование должностей, профессий, специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках или профессиональных стандартах, если в соответствии с ТК РФ или иными федеральными законами с выполнением работ по этим должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений;
  • согласно ст. 195.3 ТК РФ требования к квалификации работников, содержащиеся в профессиональных стандартах, обязательны для работодателя в случаях, если они установлены ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ.

В других случаях эти требования носят рекомендательный характер.
При этом в данном Письме также указано, что при применении вышеуказанного положения ст. 195.3 ТК РФ под иными нормативными правовыми актами имеются в виду постановления и распоряжения Правительства РФ, приказы федеральных органов исполнительной власти, которые устанавливают специальные требования к работникам, выполняющим те или иные трудовые обязанности, носящие нормативный правовой характер (например, приказы Минтранса России и др.). В этом случае в части требований применяются данные нормативные правовые акты. Профессиональные стандарты к таким нормативным правовым актам не относятся.
При этом Минтруд РФ сообщает, что для кадровых служб и работодателей иных организаций, кроме государственных внебюджетных фондов РФ, государственных или муниципальных учреждений, государственных или муниципальных унитарных предприятий, а также государственных корпораций, государственных компаний и хозяйственных обществ, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности, в отношении которых могут быть определены особенности применения профессиональных стандартов, при установлении квалификационных и профессиональных требований к соискателям и работникам профессиональные стандарты не являются обязательными для применения.
А что касается государственных и муниципальных организаций, то сначала планировалось сделать профстандарты обязательными для применения в данных организациях. Такой законопроект был внесен на рассмотрение в Госдуму еще в мае 2014 года. Но в процессе обсуждения законопроект был изменен.
Однако, учитывая важность внедрения профессиональных стандартов для повышения производительности труда, обеспечения качества выполняемых работ (услуг), данным организациям будет необходимо провести анализ профессиональных компетенций работников на соответствие профессиональным стандартам, при необходимости составить план подготовки работников и дополнительного профессионального образования работников в рамках бюджета на соответствующий год.
В этой связи было принято Постановление Правительства РФ от 27.06.2016 № 584 «Об особенностях применения профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения государственными внебюджетными фондами РФ, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности», которое вступило в силу с 01.07.2016.
В п. 1 указанного Постановления, в частности, сказано следующее. Профстандарты в части требований к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, установленных ТК РФ, другими федеральными законами, актами Президента РФ, Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти, применяются государственными внебюджетными фондами РФ, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности, поэтапно на основе утвержденных указанными организациями с учетом мнений представительных органов работников планов по организации применения профессиональных стандартов (далее — планы), содержащих в том числе:

  1. список профессиональных стандартов, подлежащих применению;
  2. сведения о потребности в профессиональном образовании, профессиональном обучении и (или) дополнительном профессиональном образовании работников, полученные на основе анализа квалификационных требований, содержащихся в профессиональных стандартах, и кадрового состава организаций, указанных в абзаце первом настоящего пункта, и о проведении соответствующих мероприятий по образованию и обучению в установленном порядке;
  3. этапы применения профессиональных стандартов;
  4. перечень локальных нормативных актов и других документов организаций, указанных в абзаце первом настоящего пункта, в том числе по вопросам аттестации, сертификации и других форм оценки квалификации работников, подлежащих изменению в связи с учетом положений профессиональных стандартов, подлежащих применению.

Реализацию мероприятий планов завершить не позднее 01.01.2020.
Проведение независимой оценки квалификации работников
Также 03.07.2016 был подписан Федеральный закон от 03.07.2016 № 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации», который вступает в силу с 01.01.2017.
В соответствии с этим Законом с 2017 года специальные центры будут проводить независимую оценку квалификации. С письменного согласия сотрудника работодатель сможет направлять его на такую оценку. Если сотрудник будет проходить ее с отрывом от работы, за ним на данный период нужно будет сохранять должность и среднюю зарплату.
Чтобы получить свидетельство о квалификации, работник должен успешно сдать профессиональный экзамен. Если результат окажется неудовлетворительным, вместо свидетельства будет выдаваться заключение о прохождении экзамена с рекомендацией соискателю.
Даже если профстандарт будет обязательным, увольнять работника за несоответствие не придется.
В своих разъяснениях Минтруд сообщает о том, что вступление в силу профстандартов не может являться основанием для увольнения тех, кто уже работает. Если необходимо, организация может направлять сотрудников, например, на профессиональное обучение, чтобы привести их квалификацию в соответствие с профстандартами. Если же работодатель хочет уволить сотрудников с недостаточной квалификацией, ему придется провести аттестацию.
Штраф за задержку заработной платы увеличили
03.10.2016 вступит в силу Федеральный закон от 03.07.2016 № 272-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам повышения ответственности работодателей за нарушения законодательства в части, касающейся оплаты труда». Данным
Законом изменена статья 5.27 КоАП РФ: изменена структура статьи и добавлены п. 6 и п. 7.
Так, невыплата или неполная выплата в установленный срок заработной платы, других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо установление заработной платы в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 000 до 20 000 руб.; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 1 000 до 5 000 руб.; на юридических лиц — от 30 000 до 50 000 руб. (п. 6).
А совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 рассматриваемой статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное правонарушение, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 20 000 до 30 000 руб. или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 10 000 до 30 000 руб.;
на юридических лиц — от 50 000 до 100 000 руб. (п. 7).
Внесены изменения в ст. 136 ТК РФ. Установлено ограничение по срокам выплаты заработной платы. Теперь заработная плата должна выплачиваться не позднее 15 календарных дней со дня окончания периода, за который она начислена. Например, заработная плата, начисленная за июль, должна быть выплачена работнику не позднее 15 августа.
Повышена материальная ответственность работодателя за задержку выплаты заработной платы и иных выплат
При нарушении установленного срока выплаты зарплаты и иных выплат работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка РФ от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.
Размер компенсации может быть повышен работодателем в трудовом договоре, локальном нормативном акте или коллективном договоре. Причем обязанность по выплате данной компенсации возникает у работодателя независимо от наличия вины работодателя.
В ст. 392 ТК РФ добавлен еще один срок обращения работника в суд
Так, за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он теперь имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении.
Для микропредприятий упрощен кадровый учет
01.01.2017 вступит в силу Федеральный закон от 03.07.2016 № 348-ФЗ «О внесении изменения в ТК РФ в части особенностей регулирования труда лиц, работающих у работодателей — субъектов малого предпринимательства, которые отнесены к микропредприятиям». В ТК РФ вводится новая глава 48.1 «Особенности регулирования труда лиц, работающих у работодателей — субъектов малого предпринимательства, которые отнесены к микропредприятиям».
Теперь у работодателей — субъектов малого предпринимательства, которые отнесены к микропредприятиям (см. ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007
№ 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»), а также у индивидуальных работодателей регулирование трудовых отношений будет осуществляться с учетом особенностей установленных данной главой.
Если работодатель перестал быть субъектом малого предпринимательства, который отнесен к микропредприятиям, не позднее четырех месяцев с даты внесения соответствующих изменений в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства регулирование трудовых отношений у данного работодателя должно будет производиться в соответствии с трудовым законодательством, но уже без учета положений данной главы.
Микропредприятия будут вправе отказаться полностью или частично от принятия локальных нормативных актов. При этом те вопросы, которые, как правило, регулируются локальными нормативными актами, работодатель должен будет включить в трудовой договор с работником. Такие договоры будут заключаться на основе типового трудового договора для таких микропредприятий, который будет в будущем (скорее всего, в течение 2016 года) утвержден Правительством РФ.
Причем первоначально в законопроекте предполагалось с согласия работника также отказаться от ведения трудовых книжек, и основание расторжения трудового договора также указывать в трудовом договоре. Но в ходе обсуждений данного проекта эту идею отклонили. Так что трудовые книжки микропредприятиям и ИП придется вести в обязательном порядке.


Все Статьи