arrow-up arrowright arrowright

Упрощенная система налогообложения в свете последних изменений

13.06.2001

Береснева Наталья,
юрисконсульт Группы компаний Телеком-Сервис ИТ

С 1 января 2003 года вступила в действие глава 26.2. Налогового кодекса РФ "Упрощенная система налогообложения".

Федеральными законами от 31.12.2002 № 191-ФЗ (далее - Закон № 191-ФЗ) и от 31.12.2002 № 190-ФЗ (далее - ФЗ № 190-ФЗ) в главу внесены изменения и дополнения. Закон № 191-ФЗ внес коррективу в ряд положений, сделав их более четкими.

Начнем с того, что Закон № 191-ФЗ внес поправки, определившие статус организаций и предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, в отношении НДС. Так, согласно изменениям организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с настоящим Кодексом при ввозе товаров на таможенную территорию РФ.

Данное изменение важно с той точки зрения, что, не являясь налогоплательщиками по НДС, организации и предприниматели вправе не исполнять обязанности, возложенные на плательщиков НДС, а именно: обязанность по выставлению счета-фактуры, обязанности по исчислению и уплате НДС, предъявлению его покупателю и т.п.

Но необходимо обратить внимание, что по новым правилам организации-импортеры остаются плательщиками НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию РФ.

Изменения, касающиеся порядка перехода на упрощенную систему и избрания объекта налогообложения

В первоначальной редакции главы 26.2 было установлено, что организация не вправе применять упрощенную систему налогообложения, если стоимость амортизируемого имущества, находящегося в собственности организаций, не превышает 100 млн. рублей.
К сожалению, на момент принятия главы было совершенно не понятно, какую стоимость имел в виду законодатель: первоначальную или остаточную, налоговую или бухгалтерскую. Согласно изменениям, внесенным Законом № 191-ФЗ, необходимо следить именно за остаточной стоимостью основных средств и нематериальных активов. И самое важное, эта стоимость определяется по правилам бухгалтерского учета!

Организации и индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения, подают в период с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего году, начиная с которого налогоплательщики переходят на упрощенную систему налогообложения, в налоговый орган по месту своего нахождения (месту жительства) заявление. При этом организации в заявлении о переходе на упрощенную систему налогообложения сообщают о размере доходов за девять месяцев текущего года (ст. 346.13).

Законодатель внес дополнения, касающиеся возможности изменения объекта налогообложения. Согласно дополнениям, выбор объекта налогообложения осуществляется налогоплательщиком до начала налогового периода, в котором впервые применена упрощенная система налогообложения. В случае изменения избранного объекта налогообложения после подачи заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения налогоплательщик обязан уведомить об этом налоговый орган до 20 декабря года, предшествующего году, в котором впервые применена упрощенная система налогообложения. Но даже после внесения дополнения, остается открытым вопрос, нужно ли при подаче заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения указывать объект налогообложения. Часть первая п. 1 ст. 346.13 содержит требование об указании в заявлении только размера доходов за 9 месяцев текущего года. Форма заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения, утвержденная Приказом № ВГ-3-22/495 МНС от 19.09.2002, содержит графы для указания объекта, как в прочем и графы для указания численности работников, стоимости амортизируемого имущества. Однако, как уже указывалось, НК РФ не содержит требования об указании выбранного объекта в заявлении. Более того, даже Методические рекомендации по применению главы 26.2 "Упрощенная система налогообложения" НК РФ, утвержденные Приказом № БГ-3-22/706 МНС России от 10.12.2002), рассматривают эту форму как рекомендуемую (п. 12). Соответственно, если при подаче заявления на применение упрощенной системы объект указывать не обязательно, его выбор можно закрепить, например, в налоговой политике организации, представление которой в налоговые органы осуществляется несколько позже, чем 20 декабря.

Необходимо отметить еще одно существенное изменение с точки зрения возможности перехода на упрощенную систему налогообложения. В случае утраты налогоплательщиком права применения упрощенной системы, организация вправе перейти повторно на упрощенную систему налогообложения не через 2 года, как было в первоначальной редакции, а через один год после того, как он утратил право на применение упрощенной системы.

Изменения, касающиеся порядка определения доходов и расходов

Доходы, которые не учитываются

Введение в НК РФ новой главы "Упрощенная система налогообложения" вызвало массу вопросов у организаций и предпринимателей относительно ряда доходов и расходов, которые исходя из здравого смысла и прежнего законодательства, регулирующего упрощенную систему налогообложения для субъектов малого предпринимательства, не должны включаться в доход (наоборот, расходы должны уменьшать базу), а нормы, указывающие на эти факты, отсутствовали.

Например, возникал вопрос - включать ли суммы, полученные в пользу комитента, в доход комиссионера, применяющего упрощенную систему налогообложения, включать ли полученные заемные средства в доход заемщика.

Изменения дали ответ на этот вопрос: в доход не включаются доходы, предусмотренные ст. 251 НК РФ, куда, собственно, входят заемные средства, средства комитента.

Учет в расходах стоимости товаров

Пожалуй, наиболее долгожданными были изменения, касающиеся расходов, учитываемых при расчете единого налога для тех налогоплательщиков, кто в качестве объекта выбрал доходы, уменьшенные на величину расходов. Особенно этот вопрос волновал организации, осуществляющие торговую деятельность. Так, первоначальная редакция ст. 346.16 не содержала в качестве расхода - затраты по оплате стоимости товаров, приобретенных для дальнейшей реализации. Федеральным законом № 191-ФЗ данный пробел восполнен. Торговые организации могут уменьшить доход на стоимость товаров.

Однако, хотелось бы остановиться вот на каком моменте. Как известно, порядок признания доходов и расходов при упрощенной системе осуществляется по кассовому методу: доходы признаются по мере поступления денежных средств на счета в банках или кассу; расходы - после их фактической оплаты (346.17 НК РФ).

Если исходить из порядка признания доходов и расходов, установленного ст. 346.17, можно сделать вывод, что сразу после того, как приобретенные товары оплачены, налогоплательщик вправе отнести на расходы стоимость приобретенных товаров не зависимо от того, когда произойдет дальнейшая их реализация. Наверно, этот вывод не вызывал бы возражений, если бы не уточнения законодателя в п. 2 ст. 346.16, а именно: "расходы, указанные в подпунктах 5, 6, 7, 9-21 п.1 принимаются применительно к порядку, предусмотренному для исчисления налога на прибыль организаций ст. 254, 255, 263, 264, 268, 269". Статья 268 НК РФ устанавливает особенности определения расходов при реализации товаров. При реализации товаров налогоплательщик вправе уменьшить доходы от таких операций на стоимость приобретения данных товаров. Возникает вопрос, если ст. 346.16 отсылает к ст. 268 НК РФ, значит ли это, что при применении упрощенной системы для признания расходов по приобретенным товарам необходимо еще одно условие для учета стоимости покупных товаров в расходах при исчислении единого налога. Это условие - реализация данных товаров. Скорее да чем нет.

Правда стоит отметить один казус: ст. 268 относится к расходам, указанных в пп. 4, 5, 7, 9-21 п. 1 ст. 346.16. А норма об отнесении на расходы стоимости покупных товаров содержится в пп. 23) п.1 статьи. Следовательно, толкуя норму п. 2 ст. 346.16 буквально, можно сделать вывод, что ст. 268 не применяется в отношении расходов по оплате стоимости товаров, приобретенных для дальнейшей реализации…

Проценты по заемным средствам

Статья 346.16 включает в себя расходы по процентам, уплачиваемым за предоставление в пользование денежных средств (кредитов, займов). До изменений данные расходы возможно было относить на расходы в полном объеме без каких-либо ограничений. В свете последних изменений законодатель уточнил, что данные расходы принимаются с учетом положений ст. 269 НК РФ.

Помимо вышеуказанных поправок, в состав расходов включены суммы налогов и сборов, уплаченные в соответствии с законодательство РФ о налогах и сборах.

Пособие по временной нетрудоспособности в составе расходов

Пакет федеральных законов, опубликованных в "Российской газете" от 31.12.2002, содержит весьма любопытный Федеральный закон от 31.12.2002 № 190-ФЗ "Об обеспечении пособиями по обязательному социальному страхованию граждан, работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, и некоторых других категорий граждан". Не вдаваясь в обоснованность и конституционность этого закона, хотелось бы отметить суть данного акта. Согласно Закону № 190-ФЗ гражданам, работающим по трудовым договорам (далее - работники), заключенным с организациями или индивидуальными предпринимателями, перешедшими на упрощенную систему, пособие по временной нетрудоспособности (за исключением пособия по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием) выплачивается за счет следующих источников: средств Фонда соцстраха РФ, в части суммы пособия, не превышающей за полный календарный месяц одного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом; средств работодателей - в части суммы пособия, превышающей один минимальный размер оплаты труда, установленный Федеральным законом.

Федеральным законом № 190-ФЗ внесены изменения и в ст. 346.16 НК РФ пп. 6 п.1. Согласно этим изменениям расходы по выплате пособий по временной нетрудоспособности за счет средств работодателей уменьшают базу при исчислении единого налога.

Для налогоплательщиков, избравших в качестве объекта доходы - сумма выплаченных работодателем пособий по временной нетрудоспособности наряду со страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование уменьшают сумму единого налога (квартальных авансовых платежей по налогу. При этом сумма налога (квартальных авансовых платежей по налогу) не может быть уменьшена более чем на 50 процентов по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование.

Бухгалтерский учет у субъектов, применяющих упрощенную систему налогообложения

До принятия поправок в главу 26.2 организации, планировавшие переход на упрощенную систему налогообложения, задавались вопросом: а нужно ли будет вести бухучет, если ты перешел на упрощенную систему.

Напомним, что Закон, которым была введена глава "Упрощенная система налогообложения" в НК РФ, признал утратившим силу с 01.01.2003 Федеральный закон от 29.12.1995 № 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства". Ведь именно этим Законом было установлено, что организациям, применяющим упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, предоставляется право оформления первичных документов бухгалтерской отчетности и ведения книги учета доходов и расходов по упрощенной форме, в том числе без применения способа двойной записи, плана счетов и соблюдения иных требований, предусмотренных действующим положением о ведении бухгалтерского учета и отчетности (п. 4 ст. 1). А с утратой силы этого закона организации попадали под действие общего законодательства о правилах ведения бухгалтерского учета.

Федеральный закон № 191-ФЗ внес поправку в ФЗ от 21.11.1996 № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете". Статья 4 Закона о бухгалтерском учете дополнена пунктом, в соответствии с которым организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, освобождаются от обязанности ведения бухгалтерского учета. Но при этом субъекты упрощенной системы ведут учет доходов и расходов в порядке, установленном главой 26.2 Налогового кодекса РФ. А учет основных средств и нематериальных активов ведется в порядке, предусмотренном законодательством РФ о бухгалтерском учете.

Книга учета доходов и расходов утверждена Приказом МНС РФ от 28.10.2002 № БГ-3-22/606. Но книга была утверждена еще до внесения изменений в главу 26.2 и Закон о бухгалтерском учете. В том виде, в котором книга существует на данный момент, возможно отражать только те доходы и расходы, которые учитываются при расчете единого налога. Таким образом, часть доходов и расходов просто выпадают и не видны.

Если обратиться к Книге учета доходов и расходов, действовавшей ранее (Приказ Минфина РФ от 22.02.1996 № 18), можно увидеть, что в ней присутствовали графы для отражения доходов и расходов, не учитываемых при исчислении налога.

В графе 5 Книги учета доходов и расходов отражались соответственно суммы средств, поступившие субъекту упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности, но не принимаемые для расчета единого налога (авансовые платежи, заемные средства, полученные на возвратной основе, денежные средства, полученные комиссионером за товар, реализованный по договору комиссии, и подлежащие возврату комитенту).

Таким образом, Приказ МНС РФ от 28.10.2002 № БГ-3-22/606 требует внесения изменений в целях более полного учета операций в организациях, применяющих упрощенную систему налогообложения.

Итак, мы изложили суть изменений в упрощенную систему налогообложения. К сожалению, изменения вышли уже после предельного срока для подачи заявлений о переходе на упрощенную систему. Соответственно, для налогоплательщиков, не решившихся перейти на упрощенную систему, данные изменения будут актуальны только в конце года.  


Все Статьи