arrow-up arrowright arrowright

Усадьбы: Вяземы, Захарово, Абрамцево

01.08.2020
Мария Ватутина. АО ТЛС-ГРУП
Мария Ватутина,
член Союза писателей Москвы, 
выпускающий редактор журнала «ПРАВОсоветник»



Усадьба Большие Вяземы


Всем нам засидевшимся дома в условиях самоизоляции и возможности выехать в отпуск, не в привычные места, а только в строго отведенные Роспотребнадзором, надеемся, будет приятно вспомнить и прочитать заново статью об усадьбах Подмосковья.


В 1584 году царь Феодор Иоаннович подарил Борису Годунову, своему шурину, сельцо Никольское-Вяземы, что располагалось невдалеке от Москвы по Смоленской дороге. 
В начале XVII века к терему Годунова, торжку, монастырю и Никольской церкви прибавился и был освящен большой Спасо-Преображенский собор. Село было окружено валом. Марина Мнишек и Лжедмитрий I жили в Больших Вяземах в период смутного времени. А уже в конце XVII века усадьба и село пожалованы были князю Борису Голицыну. Род Голицыных владел усадьбой до самой революции.
Во время Отечественной войны 1812 года в усадьбе останавливались сперва князь Кутузов, затем Наполеон. В усадьбе бывали в разное время Павел I, Н. В. Гоголь, В. Я. Брюсов, Л. Н. Толстой.
Усадьба входит в состав музейного комплекса музея А. С. Пушкина, который провел детство в этих местах, в имении Ганнибалов Захарово у своей бабушки Марии Алексеевны. Возле церкви в Вяземах похоронен брат Пушкина Николай, умерший в детстве. 
Несомненно, будущий поэт бывал в усадьбе Вяземы, пользовался книгами из библиотеки Бориса Григорьевича Голицына. Видимо, детские впечатления всю жизнь возвращались к Пушкину, т. к. в его творчестве многажды отражены люди и обстановка из детства. Так, например, владелица Вязем княгиня  Наталья  Петровна Голицына явилась прототипом героини повести «Пиковая дама».  

Думается, кое-что значит и первоначальная принадлежность села Вяземы Борису Годунову: «... свороти влево, да бором иди по тропинке до часовни, что на Чеканском ручью, а там прямо через болото на Хлопино, а оттуда на Захарьево, а тут уж всякой мальчишка доведет до Луевых гор» (А. С. Пушкин «Борис Годунов»). 
Поэт не мог не представлять, что находится на той же земле, по которой ходил Годунов. 
А в романе «Евгений Онегин» Захарово служит прототипом имения Лариных, а Большие Вяземы — имения Онегина. В Больший Вяземах на одном из балов, устроенных князем Голицыным, поэт впервые увидел Наталью Николаевну Гончарову.  В 1917 году барский дом был разграблен и заброшен.  Позже там располагались различные учреждения, и лишь пятнадцать лет назад усадьба стала составной частью Пушкинского заповедника. 

Усадьба Захарово

Усадьбу Захарово купила у предыдущих владельцев за 28 тысяч рублей Мария Алексеевна Ганнибал. Уже пятилетним ребенком Пушкина начали привозить в Захарово на лето. И так пять лет.  Пушкин бывал в Захарово и после его продажи, а продали Захарово в год поступления Александра в Лицей. 
Так, даже спустя 15 лет после последнего визита — летом 1830 года — вскоре после помолвки с Гончаровой, поэт вновь побывал в Захарово. Он даже не был знаком с новой владелицей усадьбы.  По словам матери Пушкина Надежды Осиповны, это было «сентиментальное путешествие» без видимой цели, «единственно чтобы увидеть место, где он провел несколько лет своего детства». Сохранились воспоминания дочери Арины Родионовны Марии, которая жила в Захарово и помнила Пушкина еще мальчиком. Хоть и выраженные просто, эти воспоминания рисуют и умного тихого мальчика, больше читавшего, чем игравшего с детьми, и импульсивного молодого мужчину, в канун своей свадьбы нагрянувшего в родные места, которые так его манили. 
Да и описание этого богатого, живописного села с народными традициями, с гуляниями, со своей историей живо возникает перед глазами, когда читаешь записи для составления биографии А. С. Пушкина, выполненные в середине XIX века Н. В. Бергом. 
Позже общественность выступила за то, чтобы Захарово, как ранее Михайловское, было приобретено государственной казной в целях сохранения, но на Захарово денег не нашли.  
В конце XIX века имение горело, так домик Пушкина не сохранился. Однако же в наши дни он воссоздан и полностью повторяет дом пушкинского времени. 

Усадьба Абрамцево

Абрамцево — мекка искусства конца девятнадцатого — начала двадцатого веков. 
Это я усвоила с детства. Видимо, оттого, что эта усадьба сохранилась в исконном виде, в годы моего советского детства нас возили туда на экскурсии и из пионерского лагеря, и от школы. Ездили мы туда и с родителями, и с друзьями. Расположенный недалеко от Сергиева Посада, этот музей-заповедник действительно заслуживает того, чтобы навещать его неоднократно. 
Место это известно с XV века, в начале XVIII-го поместьем владел Федор Головин — представитель старинного знатного рода, возвысившегося при Петре I. Прослужив 20 лет во флоте, в 1727 году Головин уволился в отставку и поселился в Абрамкове, как оно тогда называлось. Именно Головин создал усадьбу, сохранившуюся до наших дней.
А через век усадьбу приобретает небогатый дворянин, но талантливый писатель, мемуарист Сергей Тимофеевич Аксаков, автор таких произведений, как «Аленький цветочек. Сказка ключницы Пелагеи», «Детские годы Багрова внука». Постепенно усадьба становится излюбленным местом отдыха самых ярких представителей русской литературы, живописи, музыки, здесь бывают Н. В. Гоголь, И. С. Тургенев, историк М. П. Погодин, актер М. С. Щепкин.
Кстати, еще до приобретения Абрамцево (1843) Аксаков в 1833 году был назначен директором Межевого института (бывшего Константиновского землемерного училища), который находился на Старой Басманной улице, в бывшем особняке князя Куракина. Сейчас это — Московский государственный университет инженерной экологии.
Через двадцать семь лет (1870) Абрамцево переходит к Савве Мамонтову, которого мы, к счастью, помним и почитаем как известного мецената, покровителя искусств. Новый хозяин отремонтировал постройки, а его жена устроила в округе школу и больницу для крестьян. В Абрамцево приезжают В. Д. Поленов, В. М. Васнецов, И. Е. Репин, В. А. Серов, К. А. Коровин, М. В. Нестеров, М. А. Врубель и многие другие художники, музыканты и актеры.  
Абрамцево сплотило многих из них в художественный кружок. Не только произведения искусства создавались в стенах усадьбы Мамонтова. Собрана огромная коллекция произведений народного творчества, керамики, декоративно-прикладного искусства, предметов крестьянского быта. В Абрамцево открываются мастерские — столярно-резчицкая и керамические. Коллекция майолики представлена в усадьбе и в наше время.
Удивительно, но Абрамцево — это как раз тот случай, когда после Октябрьской революции и национализации усадьба не разграблена, а превращена в музей. Мало того, здесь и в советское время жили превосходные художники И. Э. Грабарь, П. П. Кончаловский, И. И. Машков, скульпторы В. И. Мухина, Б. Д. Королев и другие.
Когда входишь под сень абрамцевских сосен, начинает казаться, что вокруг какой-то особенный природный порядок. От всего исходит гармония. Пахнет хвоей, устилающей землю. И аллеи, и парк, и постройки — все замерло в многовековой незыблемости, все остается в памяти и манит вернуться. 


Все Статьи