arrow-up arrowright arrowright

«В рождество все немного волхвы…»

16.12.2011
Мария Ватутина,
член Союза писателей России, 
выпускающий редактор журнала «ПРАВОсоветник»

Мы ждем Новый год как дети. Мы хотим наряжать елку, покупать подарки, смотреть зачарованно на убранство города, на изысканные витрины, на особенно белый и пушистый снег, летящий в свете фонаря. Откуда это в нас: из детства или, может быть, нужно копнуть поглубже, взять пошире?

Каким бывает Новый Год?

Понятно, что у разных народов Новый год отмечается по-разному и даже в разное время. А все потому, что время придумали мы, люди. Стало быть, и праздники установили, как нам вздумалось, а не по законам физики, астрономии и проч. Но ведь как-то человечество пришло к единому мнению, что время закольцовано в годичные циклы: времена года повторяются, а следовательно, нет повода не отметить смену старого года на новый, — нам, человечеству, дополнительный праздник не помешает. Конечно, тут на заре веков появились еще и астрономы, которые подсказали, что за 365 дней звезды, скажем, возвращаются на свои прежние места (как они тогда думали). Решено: год состоит из 365 дней. Дальше уже чистая самодеятельность: как сгруппировать дни по месяцам и временам года, сколько дней в неделе и где будем делать выходной… Но главное, где поставить точку отсчета?
И вот мы видим, как красиво становится в природе, скажем, зимой, и мы уже зажигаем икеевские свечи, читаем новоиспеченный гороскоп, готовим салатики, обмениваемся подарками…
Обычай праздновать Новый год существовал уже в Месопотамии в третьем тысячелетии до н. э. Вполне вероятно, что и первые люди были наблюдательны: раз повторяется все в природе, значит, праздник этот мог существовать и 20 тысяч лет назад. Кому помешает лишний выходной в бесконечной погоне за мамонтами?
Говорят, что 1 января сделал особенным днем римский цезарь Юлий в 46 году до н. э. Это Юлий Цезарь с группой поддержки решил, что год будет начинаться с 1 января. У него, кстати, первый день каждого месяца назывался «календой». Вот такой был замечательный человек. И начали римляне в первых числах января отбивать поклоны Янусу, который был, между прочим, богом выбора и всех начал. Потом, в 1582 году, юлианский календарь в католических странах постановлением папы Григория XIII был заменен на более точный календарь, соответственно — григорианский. 
Нет смысла скрывать, что некоторые страны отмечают Новый год по лунному календарю.
А еще, например, еврейский народ справляет Новый год — Рош Ха-Шану — между 5 сентября и 5 октября. Правда, потом они же справляют еще и наш, обычный Новый год. 
После Рош Ха-Шаны положено погрузиться в размышления о смысле жизни, ну, а после традиционного 1 января — сами знаете во что.
Что касается китайцев... Они свой Новый год празднуют после празднования нашего, человеческого, у них все связано с новолунием и зимним солнцестоянием, короче, все сложно. Они-то считают, что их Новый год приурочен к первому дню весны. Народ старинный, может, они и правы. 
Зато, нам всем нравится по-китайски связывать каждый год с одним из их двенадцати животных. Мы начинаем скупать фигурки крыс, свиней, собак или драконов, а также пристрастились к фейерверкам и прочим китайским развлечениям. А хитрые китайцы и рады: вагонами везут нам эти поделки и пиротехнику. Мы уже перестали принимать огненные шары в ночном небе Москвы за НЛО — увы, это всего лишь китайские фонарики с огоньком внутри летают в ночном небе над автомобильными пробками как ни в чем не бывало. 
Вьетнамский, иранский, бенгальский, казахский, таджикский Новый год — тоже «ненормальные». Казахи, например, решили, что Кыдыр-баба — по-казахски, Дед Мороз, должен знаменовать смену года 22 марта. С чего это? Нам лучше не знать…

Отечественный Новый год — самый новый год в мире

В общем-то, наши предки недалеко ушли от казахов и римлян, потому что до XV века новый год наступал 1 марта по юлианскому календарю. 
Как свидетельство этого сохранились оригинальные названия некоторых месяцев: октябрь от лат. octo — восьмой, ноябрь от лат. novem — девятый, декабрь от лат. decem — десятый. 
С XV века новый год начинался 1 сентября, сведения о праздновании Нового года появляются с конца XV века. Этот Новый год мне импонирует больше всех остальных. И назывался Новый год очень мило: «Первый день во году». Ведь у прогрессивной молодежи именно 1 сентября начинается год. Учебный. Было бы естественно отмечать первого сентября еще и Новый год. Но двух таких событий в один день студенческая печень не выдержит, да и с каникул учебу не начнешь. Наш русский прозорливый «цезарь» Петр I понял это и привел все к общему знаменателю, и мы влились в единое европейское пространство празднования Нового года — 1 января.
Загадкой остается советский период. С 1930 года по 1947 год 1 января в СССР был обычным рабочим днем! Представляете себе?! Никакого тебе шампанского, комедий Рязанова по всем каналам, хороводов вокруг полулысого, но все-таки пахнущего хвоей растения…
Когда я впервые от бабушки услышала, что в ее детстве новогодние елки были запрещены, я не могла промолвить и слова от удивления. Чем им елки-то помешали? Потом стало понятно.

«Синяя крона, малиновый звон…»

Вечно зеленый символ жизни среди зимы, новогодняя елка, на самом деле, не просто новогодняя. Она — рождественская. Мало того, она вообще не елка, а пихта. Должна быть пихтой. Просто, где в России возьмешь пихту? Только в Сибири…
Справедливости ради надо сказать, что сначала елку отменил Священный синод в 1916 году, потому что шла первая империалистическая война с Германией, и вот церковь решила, что наряжать елку — это немецкий обычай, и нам его не надо. Странные какие-то. Потом, видимо, большевики, воссоединившись с церковью в вопросе «елки», тоже запретили ее, и разрешили только в 1936 году. 
Правда, из «рождественской» она превратилась в новогоднюю. Биография замысловатая.
Самое замечательное в этой биографии — библейский образ елки. Есть, конечно, много трактатов и монографий по поводу значения елки в эволюции человечества, но я остановлюсь на христианских легендах. Ель стала символом Рождества вот почему. Когда в Вифлеемской области, в пещере, оборудованной под сарай для скота, родился самый известный младенец Земли, и в небе зажглась звезда, волхвы, а также всяческие хорошие существа и растения поняли, где родился Сын Божий, и устремились к пещере. Это все знают. Конечно, каждый принес подарки. Растения и деревья дарили Младенцу свои благоухания, цветы, плоды и листья. На радостное событие спешила с далекого севера и Ель. Она пришла самой последней и, стесняясь, встала в стороне. Все удивленно спросили ее, почему она не заходит. Ель ответила, что ей очень хочется войти, но ей нечего подарить Божественному Младенцу, и она боится испугать Его или уколоть иголками. Тогда растения поделились с Елью своими дарами, и на ее ветвях стали красоваться красные яблоки, орехи, яркие цветы и зеленые листочки. Ель очень обрадовалась, поблагодарила всех, и тихо подошла к Иисусу. Младенец улыбнулся, увидев красивую, разноцветную, добрую Ель, и тогда над самой ее верхушкой еще ярче засияла Вифлеемская звезда…
По другому, похожему, преданию, Ель не пустили к Младенцу гордые Маслина и Пальма, насмеявшись над ее колючими иголками и липкой смолой. Скромная Елка не стала возражать и грустно смотрела в светлую благоухающую пещеру, думая о своей недостойности зайти в нее. Но Ангел, который слышал разговор деревьев, сжалился над Елью и решил украсить ее ветви небесными звездами. Ель великолепно засияла и зашла в пещеру. Эпилог похожий. Иисус проснулся, улыбнулся и протянул к ней ручки. 
Ель возрадовалась, но не загордилась, и за скромность Ангел наградил доброе деревце, сделав его отныне знамением светлого праздника Рождества.
Согласно третьей легенде, в рождественскую ночь все растения отправились в Вифлеем поклониться младенцу Иисусу. Первыми пришли растущие неподалеку от Вифлеема пальмы, затем дошли чужестранные болиголовы, буки, березы, клены, дубы, магнолии, нежные тополи, изящные эвкалипты, гигантские красные деревья и высокие кедры. А с дальнего холодного севера пришла маленькая елочка, которая на фоне других величественных деревьев выглядела скромной Золушкой. Деревья делали все возможное для того, чтобы скрыть ее от глаз Святого Младенца. И вдруг на небе свершилось чудо: началось движение звезд. Они стали падать на землю, и так, падая звезда за звездой, опускались на ветки маленькой елочки, пока вся она не засияла блеском сотен огней.
Видите, во всех легендах смысл один и тот же: Бог любит Россию, ведь елка-то с севера пришла, а на севере — мы.

«Борода из ваты…»

Предки нашего Деда Мороза — славяне. Жили в наших еще не сожженных и не разбазаренных лесах замечательные божества: Позвизда, Зимник, Корочун. Один сковывал лед на реках, другой метелями поля укутывал, третья вьюгой завывала. С приходом христианства у многих народов произошел плавный синтез языческих традиций и божеств с христианскими. Это касается не только Николая Чудотворца, который и есть Санта (святой) Клаус (Николай), это также касается и праздников, например, Ивана Купала, Иванов день — Иоанн Креститель («купавший» Иисуса Христа при крещении в Иордане), или совпадение Рождества и Коляды.
Все мы знаем, что Деда Мороза на самом деле… на всех не хватает, что ездит он на тройке лошадей вместе со Снегурочкой. А хорошим домработницам он дарит шубку и сундук с серебром. Забавно другое. Когда решили назначить местом рождения нашего Деда Мороза Великий Устюг, церковь порадовала нестандартным подходом. В 2001 году епископ Вологодский и Великоустюжский Максимилиан (Лазаренко) заявил, что РПЦ поддержит проект «Великий Устюг — Родина Деда Мороза», только если в «официальной биографии» Деда Мороза будет указано, что он принял крещение. Не знаю, чем закончилось, но если представить Деда Мороза совершающего обряд крещения в проруби, становится страшно. Дети-то ждут подарков и ни в какую не отказываются верить в Деда Мороза. Казалось бы, мобильники у всех, PSP, «Звездные войны», «Человек-паук» и прочая нечисть давно должна была Деда Мороза вытеснить. Но старик еще всем покажет, кто тут хозяин.
И в заключение хочется сказать, что мы — самый эмоциональный экспрессивный народ. У нас тоже два Новых года, как у китайцев или казахов. Один — стандартный, другой Старый Новый год. 
Уже подмечено юмористами, что на другие языки это название не переводится. 
Да оно и на нашем, русском, выглядит неадекватно: старый новый. Но если подключить образное мышление… И если вспомнить, сколько еще веселья можно себе отхватить дополнительно… тут и название сразу станет понятным и любимым. Между прочим, в Швейцарии тоже есть Старый Новый год.

Все Статьи