arrow-up arrowright arrowright

Важные изменения в трудовом законодательстве в 2020 году

01.06.2020
Татьяна Гежа,
главный эксперт-консультант Управления обучения клиентов ООО «ТЛС-ПРАВО»

Электронные трудовые книжки Еще в 2019 году было принято несколько законов, которые вступили в действие с 1 января 2020 года, это: 
  • Федеральный закон от 16.12.2019 № 439-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части формирования сведений о трудовой деятельности в электронном виде»; 
  • Федеральный закон от 16.12.2019 № 436-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».
Кроме того, 4 февраля 2020 года вступило в действие Постановление Правления ПФР от 25.12.2019 № 730п «Об утверждении формы и формата сведений о трудовой деятельности зарегистрированного лица, а также порядка заполнения форм указанных сведений», утвердившее форму СЗВ-ТД, которую работодатели теперь должны подавать по каждому работнику, у которого было кадровое мероприятие.
Подробно об электронных трудовых книжках мы говорили в одном из прошлых номеров, однако за это время было принято еще несколько нормативных актов. 
Так, 07.03.2020. вступил в действие Приказ Минтруда России от 20.01.2020 № 23н «Об утверждении формы сведений о трудовой деятельности, предоставляемой работнику работодателем, формы предоставления сведений о трудовой деятельности из информационных ресурсов Пенсионного фонда Российской Федерации и порядка их заполнения», который утвердил форму СТД-Р, которую работодатели должны будут выдавать работникам.
Выдавать форму нужно будет в двух случаях:
  • в период работы не позднее трех рабочих дней со дня подачи заявления о выдаче данной формы, если работник продолжает работать у работодателя;
  • при увольнении в день прекращения трудового договора.
Для получения сведений о трудовой деятельности по форме СТД-Р работник подает заявление, в котором указывает, в каком виде он хочет получить сведения о трудовой деятельности, на бумажном носителе или же в форме электронного документа, на электронный адрес работника. 
Если работодатель будет предоставлять эти сведения в форме электронного документа, он должен будет быть подписан усиленной квалифицированной электронной подписью 
(ст. 1 Федерального закона от 16.12.2019 № 439-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части формирования сведений о трудовой деятельности в электронном виде»).
Например, заявления могут выглядеть следующим образом.


В случае если в день прекращения трудового договора предоставить работнику сведения о трудовой деятельности у данного работодателя невозможно в связи с отсутствием работника либо его отказом от их получения, работодатель обязан направить работнику по почте заказным письмом с уведомлением эти сведения за период работы у данного работодателя на бумажном носителе, заверенные надлежащим образом. Со дня направления указанного письма работодатель освобождается от ответственности за задержку предоставления данных сведений.
Работодатель также не несет ответственности за задержку предоставления данных сведений в случаях несовпадения последнего дня работы с днем оформления прекращения трудовых отношений при увольнении работника по основанию, предусмотренному пп. «а» п. 6 ч. 1 ст. 81 или п. 4 ч. 1 ст. 83 ТК РФ, и при увольнении женщины, срок действия трудового договора с которой был продлен до окончания беременности или до окончания отпуска по беременности и родам в соответствии с ч. 2 ст. 261 ТК РФ. 
По письменному обращению работника (в письменной форме или направленному в порядке, установленном работодателем, по адресу электронной почты работодателя), не получившего сведений о трудовой деятельности у данного работодателя после увольнения, работодатель обязан выдать их не позднее трех рабочих дней со дня обращения работника способом, указанным в его обращении (на бумажном носителе, заверенные надлежащим образом, или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью (при ее наличии у работодателя) (ст. 1 Закона № 439-ФЗ).
Ответственность работодателя за представление неполных и (или) недостоверных СЗВ-ТД
Еще летом 2019 года в Госдуму был внесен Проект Федерального закона № 748758-7 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления административной ответственности за нарушение работодателем сроков представления сведений о трудовой деятельности либо за представление неполных и (или) недостоверных сведений». 
Данный Законопроект предлагал внести дополнение в ст. 5.27 КоАП РФ о том, что за неоднократное нарушение работодателем сроков представления сведений о трудовой деятельности в информационную систему органа, осуществляющего индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, либо неоднократное представление неполных и (или) недостоверных сведений — работодателю влечет предупреждение должностных лиц. 
Под неоднократным нарушением работодателем сроков представления сведений о трудовой деятельности в информационную систему ПФР понималось совершение работодателем указанных действий два и более раза в течение года. 03.12.2020 Законопроект прошел в Госдуме первое чтение. 
Однако в дальнейшем Законопроект сильно изменился. 
Теперь за СЗВ-ТД наказывать будет
Пенсионный фонд 1 апреля 2020 года был принят Федеральный закон № 90-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях». 
Принято решение о том, что ответственность за нарушения в связи с представлением формы СЗВ-ТД будет прописана в ч. 2 ст. 15.33.2. «Нарушение установленных законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования порядка и сроков представления сведений (документов) в органы Пенсионного фонда Российской Федерации». 
Так, непредставление в установленный Федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» срок либо представление неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных п. 2.1 ст. 6 указанного Федерального закона, — будет влечь предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 300 до 500 руб. 
Данные поправки должны вступить в силу с 01.01 2021. 
Новый регламент проведения трудовых проверок 22 октября 2019 года вступил в действие
Приказ Роструда от 13.06.2019 № 160 «Об утверждении Административного регламента осуществления Федеральной службой по труду и занятости федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права».
Данный Регламент пришел на замену прежнему Регламенту, утвержденному Приказом Минтруда России от 30.10.2012 № 354н. 
Что важно в Регламенте, по сравнению с ранее действовавшим есть существенные изменения.
Помимо существующего на сегодня Приказа Роструда от 10.11.2017 № 655, утвердившего перечень проверочных листов при проведении плановых проверок, в п. 13 Регламент содержит исчерпывающий перечень документов и (или) информации, который инспекторы ГИТ могут запрашивать у работодателя в рамках проверочных мероприятий. 
Ранее таких подробных списков документов кадрового учета, которые, по сути, должны быть в каждой организации, не было. 
Что интересно, в данном перечне есть такие документы, которые не указаны в проверочных листах. 
К таким документам, в частности, относятся:
  • штатное расписание;
  • документы, устанавливающие порядок индексации заработной платы и подтверждающие индексацию заработной платы, в том числе запросы работодателя о росте потребительских цен на товары и услуги;
  • должностные инструкции;
  • гражданско-правовые договоры о выполнении работы, оказании услуг (для проверки, не подменяют ли данные договоры фактически трудовые отношения);
  • личная карточка Т-2 (что означает, что карточка должна вестись только в бумажном виде);
    графики отпусков, уведомления работников о предстоящих отпусках, приказы о предоставлении отпусков, заявления работников о предоставлении отпусков, документы о привлечении работников к работе в выходные и нерабочие праздничные дни и т. д.
  • личная карточка Т-2 (что означает, что карточка должна вестись только в бумажном виде);
  • графики отпусков, уведомления работников о предстоящих отпусках, приказы о предоставлении отпусков, заявления работников о предоставлении отпусков, документы о привлечении работников к работе в выходные и нерабочие праздничные дни и т. д.
Перечень документов очень внушителен, поэтому работодателям, готовящимся к проверкам, однозначно нужно изучить не только проверочные листы, но и данный список документов.
Кроме того, о предстоящих проверках возможно будет узнать раньше. 
Теперь после окончательного утверждения электронная копия ежегодного плана проверок в срок до 10 ноября года, предшествующего году проведения плановых мероприятий, будет направляться в Роструд и размещаться на официальном сайте трудовой инспекции субъекта. 
Максимальный срок проведения внеплановых документарной либо выездной проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в том числе отнесенных в соответствии с законодательством к субъектам малого предпринимательства, не может превышать двадцать рабочих дней. 
При этом важно, что продление срока проведения внеплановых проверок не допускается.
Утверждены новые сроки хранения кадровых документов 18 февраля 2020 года вступил в действие
Приказ Росархива от 20.12.2019 № 236 «Об утверждении Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков их хранения». 
Документ пришел на замену Приказу Минкультуры России от 25.08.2010 № 558, который так же, с 18.02.2020, утратил силу.
Изменены сроки хранения некоторых кадровых документов.
Так, увеличены сроки хранения:
  • графика отпусков — теперь три года, а не год;
  • книг, журналов, карточек учета, базы данных отпусков — пять лет вместо трех.
Уменьшены сроки хранения:
  • документов о дисциплинарных взысканиях — три года вместо пяти лет;
  • документов о состоянии и мерах по улучшению условий и охраны труда — пять лет, а не постоянно;
  • книг, журналов регистрации, базы данных несчастных случаев на производстве, учета аварий — 45 лет, а не постоянно.
Наконец внесли поправки в соответствии со ст. 22.1 Федерального закона от 22.10.2004 № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации». 
Для ряда документов срок хранения будет зависеть от того, когда по ним закончено делопроизводство: 
  • если до 1 января 2003 года, срок хранения — 75 лет, 
  • после 1 января 2003 года — 50 лет. 
К таким документам относятся: трудовые договоры, документы о приеме, переводе, увольнении, личные карточки работников. 
Введены новые правила для хранения отдельных видов документов: 
  • уведомления, предупреждения работников — срок хранения три года;
  • заявления сотрудников о выдаче документов, связанных с работой, и их копии — один год;
  • журналы, книги учета инструктажа по охране труда (вводного и на рабочем месте) — 45 лет. 


Все Статьи