arrow-up arrowright arrowright

Величие и простота

06.03.2018
Мария Ватутина,
выпускающий редактор журнала «ПРАВОсоветник»,
член Союза писателей Москвы, лауреат Бунинской, 
Тютчевской и других международных литературных премий

Она была искрометной, сильной, резкой и красивой женщиной. Ее голос невозможно забыть, и даже если исчезнут все гаджеты на свете, он все равно будет звучать в тех, кто когда-либо прикоснулся к этой сверкающей поющей комете.

В девять лет она впервые услышала с пластинки оперу «Евгений Онегин». Она выучила ее наизусть и могла петь все партии. И, конечно, влюбилась и написала 
объекту страсти — письмо Татьяны.
Однажды она очень коротко упомянет: «Хотела быть артисткой, чтобы родители увидели — вот какую они меня выбросили, а я стою на сцене в кринолинах, и плащ за мной развевается!»
И она доказала. 
Сама потом удивлялась: только в бесшабашной эмоциональной Москве могло быть такое, чтобы без диплома взяли в театр. А как могло быть иначе, если конкурсантка спела самую сложную арию Аиды и покорила даже оркестр. Оказалось, что певица обладает еще одним бесценным качеством — она изумительная актриса. Когда ее приняли в театр, по ее словам, у нее было семь классов образования. Консерваторию она окончила экстерном одновременно с получением звания Заслуженной артистки РСФСР.
Он работал в жюри международного конкурса виолончелистов в Праге, она была там же на концертах. Однажды он увидел, как по лестнице спускается необыкновенно красивая молодая женщина. Когда они познакомились, он, от смущения и влюбленности, стал ее смешить. А она заливалась так громко, что оборачивались люди. У нее уже был муж, намного старше этого ее одногодки. 
Она и сама чувствовала себя теперь старше. Новый возлюбленный решительно заявил, что она должна уйти от мужа. Они уже вернулись на родину. Она послала мужа за клубникой, а сама сбежала из дома к возлюбленному, который в это время позвонил маме и сказал:
— Через пятнадцать минут придет моя жена.
Это было в 1955 году на тридцатом году жизни каждого из них.   
Через четыре дня после знакомства они соединились навсегда: он, внешне мягкий, остроумный, изнеженный родительской любовью, и она — колючая, ершистая, не отогретая ничьим теплом. А еще у них была — музыка, которая давно определила их судьбы. 
Они были вместе пятьдесят два года.
Ростропович жадно разучивал фортепьянные партии, чтобы аккомпанировать супруге и всегда быть рядом с ней. Двое дочерей подряд. Постоянные репетиции, спектакли, гастроли. Копеечные гонорары, достаток обеспечивается скорее количеством концертов. У Ростроповича их 200 в год. 
Но вот — проявили несознательность, пошли против режима, и тут же нарастает, как снежный ком, информационная изоляция: о спектаклях с участием Вишневской перестали упоминать в прессе, на афишах все меньше значилось ее имя. Ростроповича никуда не звали. 
Диссидентские настроения быстро наказывались властью с помощью самых коварных и оскорбительных приемов. Власть знала, как больнее укусить. 
— Пиши немедленно заявление, — услышала она от мужа, — мы отсюда уезжаем. Все — хватит! 
И она сделала этот шаг, о котором никогда не жалела. Ведь Вишневская и Ростропович жили в эпицентре самых показательных проявлений тоталитарного коммунистического строя. Они — люди мира — были обречены жить в стране, где преследовали Пастернака, Солженицына, Прокофьева, Бродского.
Родной для нее Большой театр, в котором она прослужила двадцать два года,  остался в холодной к своим звездам России. 
Моя бабушка всю жизнь занималась оперным пением, и как только я стала что-то осознавать, она, словно желая утвердить это в моих вкусах, часто повторяла, что в России есть несколько выдающихся женских голосов: Образцова, Синявская, Вишневская.
Но если Любовь Образцова и Тамара Синявская были постоянными гостьями на советском телевидении и в радиопередачах, то Галину Вишневскую вскоре изъяли из эфира на долгие годы, как и Мстислава Ростроповича, и я выросла без них.
Иногда задумываешься, ведь в сравнении с западным миром, где привычно и не безнравственно отдать родителей в дом престарелых или переехать из страны в страну, в нашем менталитете — все наоборот: оставление родины карается внутренним страданием, чувством вины, и всегда — это шаг без права на возвращение, шаг, требующий оправдания. Так было.
Семья уехала без денег, с двумя детьми и строптивым характером оперной советской звезды. Нужно было вживаться в новое общество с новыми устоями и правилами. 
Если в Советском Союзе ведущие артисты получали копейки, но могли капризничать или ставить условия, то в Европе и Америке даже костюмы были утверждены для спектаклей раз и навсегда.
— Я — русская! — говорит она в одном фильме, вспоминая свой отъезд из России, — Кто смеет отнимать у меня гражданство!? Свинья какая-то…
И тут же Галина Павловна говорит о прощении: надо уметь прощать, выкинуть из сердца камень обиды. 
Это было первое выступление Ростроповича после отъезда. В зале присутствовал Папа Римский Павел Шестой. Позже он прислал супругам приглашение на аудиенцию. Галине Павловне он подарил крест и передал свое благословение дочерям. А Мстиславу Леопольдовичу он сказал:
— У вас осталась только одна забота.
Ростропович подумал, что как раз сейчас-то, когда они без ничего, побросав в СССР все свое имущество, все заработанное, живя в дешевой гостинице, у него, действительно, только ОДНА забота.
Павел Шестой продолжил. 
— Знаете, — сказал он, — между людьми и Богом существует лестница, и вот мы идем к Богу по этой лестнице всю жизнь. Часто бывает так, что мы делаем шаги назад. И у вас есть только одна проблема: прежде чем сделать шаг, подумайте, это шаг вверх по лестнице или это шаг вниз.
Они вернулись в Россию триумфально, и на сцене Большого театра ее чествовали в ее юбилей тысячи людей.
А девичья фамилия у нее самая русская из всех фамилий: Иванова. 
Родилась Галина Вишневская в Ленинграде 25 октября 1926 года. Это значит, что к началу войны ей было 14 лет, большую часть из которых она провела в Кронштадте. Перед войной репрессировали отца, он был рабочим. Мать была полуполькой, полуцыганкой, хотя о родителях Галина Павловна никогда не говорила в фильмах о ней и интервью с ней. Такая гордая женщина, разумеется, не была счастлива вспоминать, как ее — шестинедельной! — отдали на воспитание к бабушке (папиной маме) в Кронштадт, как мать была к ней холодна. 
В Кронштадте жили тети и дяди, дедушка работал печником. Бабушка была неграмотна. Родители разошлись. Когда Галина окончила 7 классов, началась война. Школу она не окончила. Но у нее был голос. 
В блокаду в Ленинграде она служила в частях ПВО, а еще пела на кораблях и в землянках, на кронштадтских фортах. Бабушка сгорела на глазах у Галины —вспыхнула буржуйка и зажгла платье. Через несколько дней бабушка скончалась, и в свои 14 лет Галина осталась одна. 
После снятия блокады училась в Музыкальной школе для взрослых им. Н. А. Римского-Корсакова в Ленинграде. На несколько месяцев выходила замуж за военного моряка Георгия Вишневского. В 1944-м поступила в Лениградский областной театр оперетты, в хор. А ведь это в 17 лет. Появился второй муж — директор театра Марк Ильич Рубин, и этот явный, но недооформленный брак длился десять лет. 
В 1945 году потеряла сына Илью, который умер маленьким.
Потом работала в Ленинградской филармонии, брала уроки вокала, после участия в конкурсе была принята в Большой. Начались концерты, гастроли, Главный дирижер ГАБТ Борис Александрович Покровский называл ее «козырной картой в рукаве Большого театра» за ее артистизм и вокал. 
Пришла слава и на родине, и за рубежом. Она выступала в «Ковент-Гарден» (Лондон), «Метрополитен-Опера» (Нью-Йорк), Парижской национальной опере, Ла Скала (Милан), Венской государственной опере, Баварской государственной опере, Опере Сан-Франциско.
А еще были знакомства и дружба с лучшими людьми своего времени: Прокофьевым, Солженицыным, которому супруги дали приют на даче в 1969 году. 
В 1970-м супруги написали открытое письмо в его поддержку. Репрессии из-под полы не заставили себя ждать. Ростроповичу пришлось перейти на работу в театр оперетты, где директор ему в глаза говорил, что он бездарь и никому не нужен. 
В марте 1974 года было написано то самое обращение на имя Л. И. Брежнева с просьбой о разрешении выезда за границу. Выезд был оформлен как командировка. Но когда командировка переросла в длительное пребывание за рубежом, Г. Вишневская и М. Ростропович были лишены советского гражданства и государственных наград.
Они жили в США, во Франции. В 1982 году в Гранд-опера в Париже Галина Павловна завершила свою профессиональную карьеру. Это значит, что со сценической деятельностью было покончено. В спектаклях она больше не принимала участие. Но Галина Павловна занялась преподавательской деятельностью. Продолжала концертную деятельность, записывала пластинки, проводила мастер-классы.
В январе 1990 года под давлением многих известных деятелей искусств Галине Вишневской и Мстиславу Ростроповичу возвращено гражданство СССР, Указ Президиума Верховного Совета СССР о лишении государственных наград был отменен. 
Семья возвращается в СССР, музыкантов приветствуют почитатели таланта и весь цвет российской культуры. Вишневская стала почетным профессором Московской консерватории. Она — с ее-то актерским талантом — пробовала себя на драматической сцене, в кино, написала книгу.
А в 2002 году появилось еще одно детище Галины Вишневской — Центр оперного пения ее имени, которым сейчас руководит старшая дочь. Спустя четыре года впервые прошел Открытый международный конкурс оперных артистов Галины Вишневской, где она председательствовала в жюри. Младшая дочь руководит фондом «Вишневская—Ростропович», который проводит вакцинацию детей во всем мире. Галина Павловна Вишневская — полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством».
Вишневская и Ростропович не приняли возвращенное им советское гражданство и до конца своих дней они не обращались за возвращением российского гражданства, ибо считали, что они и не просили лишать их гражданства, это было сделано против их воли. Она ушла через пять лет после ухода Мстислава Леопольдовича — в 2012 году, в Москве. Ее именем названы улицы, самолет, школы, даже малая планета Солнечной системы. 
Такие, как Галина Вишневская, учат женщин быть женщинами. 
Стоит только посмотреть несколько фильмов о ней, ты заряжаешься достоинством, энергией и понимаешь, как организовать свою жизнь. 

В статье использованы материалы 
из документального фильма канала «Культура» 
«Галина Вишневская. Любовь с антрактами»


Все Статьи