arrow-up arrowright arrowright

Заяузье. Гончарная Слобода.

10.09.2012
Мария Ватутина,
член Союза писателей Москвы, 
выпускающий редактор журнала «ПРАВОсоветник»

В своих виртуальных путешествиях по Москве мы часто выходим к Садовому кольцу. Вот и сегодня наш маршрут пролегает очень близко к этой знаменитой закольцованной трассе Москвы. Ведь Садовое проходит непосредственно через Таганскую площадь, а тут рядом есть исторические улицы, которые малоизвестны даже москвичам. Вместе с тем они настолько живописны и интересны по ландшафту, что здесь даже был дом московского главнокомандующего!

Земляной вал

В XVI веке Москва разрослась. Помните, что такое Белый город? Это территория Москвы от Китая-города до Бульварного кольца. Естественно, в XVI веке бульваров не было, и названия такого не было. Просто шла стена Белого города с заставами там, где сейчас полукольцо бульваров. Но и за стеной с внешней стороны все шире шло строительство новых слобод: ремесленных, черных, владельческих. Жили здесь торговые люди, лавочники, крестьяне. Когда-то совсем незадолго до этого тут был пригород Москвы. А в пригороде были загородные усадьбы бояр и другой знати. 
В состав Москвы Земляной город вошел в 1593 году при царе Федоре Иоанновиче. Набеги врагов все еще продолжались, поэтому Земляной город окружили земляным валом, традиционным для древнерусских городов. Вал был насыпан в 1591—1592 гг. по повелению Бориса Годунова вскоре после опустошительного набега на Москву орд крымского хана Казы-Гирея. За валом находился широкий и глубокий ров. Земляной город стал называться Деревянным городом, а в просторечье — «Скородомом». По одной версии название возникло из-за скорой постройки этого самого вала и прочих укреплений, по другой — из-за скорой постройки домов: скорость строительства домов связана с частыми пожарами, когда на месте сгоревших домов на скорую руку строились новые хибарки. В XVIII веке стена Белого города и другие барьеры были разобраны, и Белый город объединился с Земляным. 
Земляной вал (знакомое название, не так ли?) был обновлен при Алексее Михайловиче в середине XVII века, наиболее важные ворота были возведены в камне, а в некоторых местах поставлены и памятные арки, например на Красных воротах. 
Новый вал, протяженность которого была около 16 км, шел от устья Яузы до пересечения улицы Пречистенки с нынешним Садовым кольцом. Поверх вала была выстроена дубовая стена высотой до 5 м. Впрочем, деревянные укрепления сгорели во время Смуты (1598—1613 гг.). 
Впоследствии вал был укреплен заостренными бревнами «острогами» и башнями.
К концу XVIII века стены вала и отдельные башни были снесены, ведь время шло, и былые набеги вражеских войск были уже невозможны. Подобные укрепления потеряли свою актуальность. Эти участки были превращены, как бы сейчас сказали, в прогулочную зону. После войны 1812 года, когда весь Земляной город был практически уничтожен пожарами, Земляной вал окончательно срыли, ров засыпали, а владельцев ближних к валу домов обязали разводить сады на присоединенных за счет уничтожения вала участках. Так и возникла Садовая улица.
В конце 1800-х гг. по Садовому кольцу были проложены пути для трамваев на конной тяге (конка), а в 1912 году конку сменили трамваи на электрической тяге. Маршрут трамвая уже тогда назывался «Б». Москвичи называют его «Букашка». Революционные годы вплотную были связаны со многими опорными точками на Садовом кольце, т. к. именно здесь велись кровопролитные бои за контроль над центром города. Даже акт о капитуляции правительственных войск был подписан на Садовой-Триумфальной. Огромные монументальные доходные дома, которые в свое время сменили частные домики, были заселены рабочими, Кольцо стало застраиваться плотными фасадами советского строя, ликвидированы Смоленский и Сухаревский рынки.
Судьба садов была решена уже в советское время в соответствии с Генпланом Москвы 1935 года: их уничтожили и расширили дорожное полотно Кольца. В новых домах на Садовом, видимо, считалось, жить престижно. 
Например, если пройти хотя бы один участок Садового кольца по внутренней стороне (т. е. стороне, относящейся к бывшему Земляному городу) можно увидеть сотни памятных досок на домах, говорящих о том, какие великие люди здесь жили — Сергей Прокофьев, Константин Юон, Давид Ойстрах, Кукрыниксы, Валерий Чкалов, Самуил Маршак. 
Подумать только! Казалось бы, известное с малолетства, простое, как бублик, Садовое кольцо — а какая сложная поэтапная биография. Вал с острогами, ров с водой, яблоневые сады, и наконец, главная кольцевая дорога внутри Москвы. А сколько времен слилось в архитектуре Садового! 

Болвановка 

Москва стоит на семи холмах. И один их них — Таганский.
Если подниматься по Садовому кольцу от Москвы-реки к Таганской площади, то по левую руку мы обнаружим Гончарную улицу и Гончарные переулки. Когда-то здесь и были Гончарные слободы. 
А на самом возвышенном месте Таганская слобода, она же —Болвановка. Вполне вероятно, что это название связано не с умственными способностями аборигенов, а с «болваном» в значении «идол». 
Это значение могло происходить от татарского языческого идола, который якобы находился здесь с древних времен. Такое своеобразное изображение монгольского хана должно было олицетворять его незримое присутствие и напоминать 
«кто в доме хозяин». Но вообще-то у татаро-монголов было не принято кого-либо изображать, тем более, в виде скульптур, кукол, чучел… 
Может быть, «болванами» москвичи именовали ордынские басмы — печати с изображением ханов. Перед басмами московские князья давали присягу, подписывали договоры и приносили дань. Может быть, это был и вовсе славянский языческий идол Солнца, кто знает… Однако для изготовления шляп, глиняной посуды, да и в литейном деле также нужны были болванки, и это дополнительная версия происхождения названия. Топонимика — интересная наука, тесно связанная с историей. Но все же еще и с гаданием на кофейной гуще.
А вот исторически точный факт — от Таганки шла очень древняя дорога на юг, по ней действительно ездили в Орду, и называлась эта дорога Болвановкой. Бесспорен и тот факт, что зачем-то татаро-монголам нужно было ставить в важных пунктах «болванов», чтобы они замещали хана на время его отсутствия в Орде, и чтобы здесь князья и радостный народ встречали хлебом-солью, соболями да золотом или самого хана, или баскаков (сборщиков дани). 
Именно по нашей (Таганской) Болвановке (а в Москве были еще слободы с подобным названием) шло войско Дмитрия Донского на Куликово поле. Да и герои битвы, положившей конец татаро-монгольскому игу, Осляба и Пересвет, похоронены невдалеке от этой трассы — рядом с Симоновым монастырем, мы об этом рассказывали. 
Церковь Николы на Болвановке — слободскую церковь, построенную на средства князей Гагариных и дожившую до наших дней, — называют последней средневековой постройкой старой Москвы. Зодчий Осип Старцев намеренно строил ее в традиционном московском стиле «московского барокко» в пику петровским реформам. Тот же Осип Старцев, кстати, построил в Кремле ансамбль церквей Теремного дворца с одиннадцатью главками, Крутицкий теремок, трапезную в Симоновом монастыре. Храм был освящен в 1712 году. Но через два года после этого каменное строительство в Москве было запрещено. Тогда архитектор принял иночество и вскоре умер. 
Никольский храм называют «лебединой песней» мастера. А церковь выжила. 
Как ни странно, но наша Таганка на самом деле самая что ни на есть Немецкая слобода. Именно здесь располагалась еще до Кукуя иноземная слобода, именно здесь великий князь Василий III разрешил селиться приезжим иноземным наемникам.
Таганский холм был в некотором отдалении от шумного московского люда, по традиции недолюбливавшего «понаехавших». 
Слишком много бед претерпела Русь от иноземцев.  Однако, понимая ценность «иностранных кадров», и Василий III, и его сын Иоанн Грозный даже предоставляли льготы и широкие права иностранцам, которые могли принести пользу государству. Между прочим, в старину всех их называли немцами, очевидно, по слову «немые», т. е., не понимавшие русского и не говорившие по-русски. Отсюда и название Немецкая слобода. После перевода иноземцев отсюда на новое местожительство в Кукуй на Таганке образуются новые ремесленные слободы. 
Одна из них изготовляла таганы — чугунные треножники-подставки для походных котлов и горшков, в которых варили пищу на костре, отсюда и произошло название местности. Рядом, в Котельнической слободе, делали сами котлы. Как не трудно догадаться, в Гончарной слободе делали горшки, т. е. производство местных слобод полностью обеспечивало армию и город предметами изготовления пищи. По другой версии, «таган» — это гора или холм в переводе с татарского языка.
Итак, Таганский холм был густо застроен слободами, а следовательно, и храмами. Так, в Гончарах был построен храм Успения. Помимо этого здесь были Воскресенский, два Никольских, два Космодамиановских, Никитский храмы. 
Уцелели из них только Никольский на Болвановке и Успения в Гончарах, они расположены рядом друг с другом. Храм Воскресения словущего был выстроен здесь в 1657 году. Он стоял на нынешней Таганской площади — перед универмагом на слиянии Марксисткой (Пустой) и Таганской (Семеновской) улиц. В другую сторону от Гончарных слобод (к Нововспасскому монастырю) шли слободы каменщиков. Улицы здесь так и называются по сей день — «Большие и Малые Каменщики». Словом, каждая дорога любой из слобод — вела к храму. 
Много сильных мира сего жило на Таганском холме. В 1911 году здесь поселились купцы Зимины. В 1912 году для купчихи Платовой построили тут двухэтажный угловой дом, где открылся редкий еще в те времена кинотеатр «Вулкан», а много лет спустя — театр на Таганке. В 1919 году Болвановские улицы переименовали в Радищевские, ведь по этой дороге возвращался из ссылки опальный некогда А. Н. Радищев.
В XVI—XVП веках, придя на площадь, мы попали бы на обширный рынок, с великолепными торговыми рядами, бесчисленным количеством различных мелких мастерских. Переселившись в эти края в конце 70-х гг. прошлого века, я, кажется, еще застала остатки этих мастерских. Их раньше действительно было много и на все случаи жизни. 
Таганская площадь — самая высокая точка сегодняшнего путешествия. Отсюда — проходя Гончарные слободы — мы спустимся прямо к Яузе. Мимо знаменитой городской больницы № 23 «Медсантруд» к знаменитой Библиотеке иностранной литературы им. М. И. Рудомино. При этом мы пересечем на спуске старые слободы коломенских ямщиков государственной службы, которые жили в районе Николоямской улицы. А на Яузской улице, проще говоря, прямо на горке, глядящей от больницы «Медсантруд» на высотку и на Яузские ворота, установлен высокий памятный крест. Здесь будет памятник Дмитрию Донскому. 

Все Статьи