arrow-up arrowright arrowright

Чистые Пруды

10.07.2012
Мария Ватутина,
член Союза писателей России, 
выпускающий редактор журнала «ПРАВОсоветник»

Всем, кто хоть немного интересуется историей нашего города, известно, что Чистыми прудами названа некогда самая грязная местность Москвы. Чистые пруды, Чистопрудный бульвар и его окрестности славятся интересными фактами, историческими именами и памятниками архитектуры. Чистые пруды — это «Современник», «Табакерка», «Аннушка»… А еще — здесь, в переулках по обе стороны бульвара, до сих пор можно уловить атмосферу старой Москвы, увы, уходящей в небытие.

Если в Санкт-Петербурге всегда и везде, за редкими исключениями, чувствуется исторический дух города, то в Москве все наоборот: исторический дух не сохранен, исключениями являются некоторые уголки Москвы, до которых еще не доехал экскаватор. У нас еще шанс успеть заглянуть в настоящую нефальсифицированную Москву.
Начнем с центральной достопримечательности нынешнего путешествия — собственно, с Чистых прудов. 
От Покровских ворот до площади Мясницких ворот протянулся Чистопрудный бульвар — самый большой по площади и второй после Тверского по протяженности бульвар столицы. (Нумерация домов идет от площади Мясницких ворот). 
Известно, что бульварное кольцо, в основном, совпадает со стенами Белого города, некогда стоявшими на этом месте. Вот около этих стен и был в XVII веке образован Поганый пруд. Какое ужасное название! Но как еще можно было назвать котлован, куда сливались все городские нечистоты, отходы близлежащих мясных лавок и боен? Еще с XVI века здесь обосновались скотобойни — «Животинный двор», позже «Государев боевой двор». Из пруда вытекала речка Рачка, впадавшая в реку Москву в районе Воспитательного дома. Но, слава богу, купил эти земли Александр Данилович Меньшиков, по приказу которого пруд был вычищен и получил название Чистый. 
Правда, мне думается, дело было несколько иначе. Это предопределила историческая петровская эпоха. Уже в самом начале правления Петра I Мясницкая улица стала главной парадной дорогой, по которой царь ездил из Кремля в Немецкую слободу и Лефортово. И на ней стали селиться приближенные царя и московская знать. Так что дело не только в «бывшем денщике Петра». Позже на Покровских воротах, между прочим, стоял дом возлюбленной Петра Первого — Марии Кантемир, сестры великого поэта России Антиоха Кантемира. Видимо, все-таки и к преобразованию конкретно этой местности приложил руку первый российский император.

«Сестра Ивана Великого»

Как бы то ни было, нам интересна возвышающаяся над бульваром недалеко от памятника поэту Александру Грибоедову Меньшиковская башня. Если встать в позу автора «Горя от ума», то слева мы увидим над домами необычный диковинный купол (или скорее набалдашник) над церковью в Архангельском переулке. Мы уже говорили, что эта земля принадлежала князю Меньшикову: после кончины патриарха Адриана (1700 год) и временного упразднения патриаршества в России земли «Гаврииловой Патриаршей слободы» и усадьбу получил Меньшиков. Мало кто знает, что и здание Московского почтамта (с 1783 года) — это бывшее владение Меньшикова. Еще в 1699 году он приобрел этот дом, и мясная торговля постепенно была выведена отсюда подальше. Позже дом переходил к Куракиным и Лазаревым. Именно в этом квартале и была возведена скандальная Меньшиковская башня. Откуда же возник скандал? 
Когда Александр Данилович консолидировал земли к югу от Чистых прудов в своей собственности, возникшая на своем месте церковь Архангела Гавриила еще в первой половине XVI века, стала домовой церковью Меньшиковых. Сейчас мы видим в Архангельском переулке церковь не в том виде, в каком она была построена первоначально, и даже не в том виде, в какой повелел привести ее сам Меньшиков.
Но, несомненно, перед нами один из самых ранних памятников барокко. В 1707 году Меньшиков повелел снести старую, только что отреставрированную церковь и построить новую, к работам привлек итальянских, швейцарских мастеров и русских камнетесов. Говорят, что новая церковь была ему нужна и для того, чтобы устроить в ней придел для чудотворной иконы: Меньшиков, находясь в городе Полоцке, приобрел образ Полоцкой Божией Матери, написанный, по легенде, самим евангелистом Лукой.
В 1708 году башня увенчалась 30-метровым шпилем с ангелом-флюгером.
Высота новой церкви составляла 81 метр, как колокольни Ивана Великого. Хотя по московской легенде Меньшикова башня превышала на 3,2 метра самую высокую колокольню первопрестольной. И, несмотря на то, что башню окрестили «сестрой Ивана Великого», у «Ивана» появилась еще и «невеста» — выстроенная по указу Петра Сухарева башня, ее Меньшиков тоже «обошел». В общем, люд московский за гордыню невзлюбил и Меньшикову башню, и самого Меньшикова. Башня еще и пугала всю Москву то английскими часами, то колоколами, звонившими по полчаса, а то и по часу. Думается, тогдашние жители Чистых прудов активно протестовали, как и нынешние, только не против митингов оппозиции, а против строптивого церковного сооружения и нарушения умиротворяющего мещанского покоя.
Меньшиков готовил себе и частные владения внутри храма, но в 1710 году был назначен губернатором Санкт-Петербурга, московские работы были оставлены на полпути. В 1723 году — на следующий день после внезапной кончины настоятеля — в башню ударила молния, возник пожар, уничтоживший верхнюю деревянную часть с часами, а также колокола, упавшие на перекрытия и раздробившие деревянные потолки. Богатая деревянная декоративная скульптура, украшавшая собор, тоже была утрачена. Башня стояла обезглавленной до 1773 года. Она была восстановлена известным московским масоном Г. З. Измайловым. Вместо шпиля, напоминавшего иглу собора Петропавловской крепости (построенной, однако, позже «Меншиковой башни»), наверх водрузили сложный барочный купол с вазоном, который москвичи называют «самоваром». Во время отступления французов из Москвы в 1812 году обе церкви не пострадали, т. к. за взятку французские солдаты только делали вид, что подожгли ее, разбрасывая вокруг горящую солому. Здание долгое время использовалось для масонских собраний, возродилось как храм лишь в 1863 году.
В советское время в собор был перенесен иконостас из снесенной большевиками церкви Преображения в Преображенском, о которой мы писали. В 1948 году храм преобразован в Антиохийское подворье. Антиохийская православная церковь — третья по величине автокефальная поместная Церковь. Считается, что основатели Антиохийской церкви апостолы Петр и Павел, в Антиохии родился Иоанн Златоуст, а также евангелист Лука. Вообще, Антиохия — это местность (а также город) на юго-востоке Турции. Последователи Христа впервые начали называться христианами именно в Антиохии, но позднее зародившаяся там христианская церковь обосновалась в Сирии. Нередко можно увидеть и сейчас внутри храма Архангела Гавриила православных чернокожих прихожан. 
Престольный праздник — Собор Архистратига Гавриила — празднуется 9 апреля и 26 июля по новому стилю.
В воскресные и праздничные дни в Антиохийском подворье совершаются архиерейские богослужения, возглавляемые нынешним настоятелем храмов Архистратига Гавриила и великомученика Феодора Стратилата, представителем Антиохийского Патриархата при Патриархе Московском и Всея Руси, Епископом Филиппопольским Нифоном (Сайкали). Поскольку автор этой статьи крестилась именно в храме Феодора Стратилата, могу засвидетельствовать необычайно проникновенный талант проповеди настоятеля Нифона.
Также известно, что благодаря настоятелю в годы советского режима Антиохийское подворье было единственным местом в Москве, где крестили и венчали, не требуя паспорта, на чем настаивали советские власти.

Памятник 

Памятник Александру Сергеевичу Грибоедову — украшение Москвы и замечательная память о великом поэте. Александр Грибоедов родился в Москве в январе 1795 года, а погиб в январе 1829 года в Тегеране. В роду — польский род Гржибовских, отсюда и русский вариант фамилии Грибоедовых. По всей видимости, Александр Грибоедов был из числа «одаренных детей», т. к. его детское развитие было весьма стремительно. В 11 лет он уже поступил на словесное отделение Московского университета. А еще через два года стал кандидатом словесных наук, поступил на нравственно-политическое (отметьте, какое чудесное название факультета) и на физико-математическое отделение. На его веку произошла и Отечественная война 1812 года, и декабрьское восстание. После войны 1812 года, оставив военную службу, Грибоедов активно занимается литературной деятельностью и поступает в Коллегию иностранных дел. Если помните, там состоял на службе и его тезка Александр Сергеевич Пушкин.
Грибоедову предлагали место в русской миссии в США, но он отказался. Тогда-то он и получил должность секретаря при царском поверенном в делах Персии. Эта служба оказалась писателю в тягость, и при первой возможности он перевелся в Грузию, где начал работу над «Горем от ума» и, между прочим, обучал игре на фортепиано десятилетнюю княжну Чавчавадзе.
В 1823 году поэту выпала двухлетняя передышка, и он провел это время в Москве, в Петербурге и других уголках России. По дороге обратно, поэт заезжал в Киев, где активно общался с членами Южного тайного общества. Жил он в это время и в Крыму. После декабрьского провала, поэт был арестован и привезен в Санкт-Петербург, но доказательств его причастности к восстанию или заговору найдено не было. В 1826 году снова работа в Тифлисе, короткий приезд в Петербург. Затем был назначен министром-резидентом (послом) в Иран. Но снова заехал в Тифлис и женился на княжне Нине Чавчавадзе. Надо сказать, Нино, доброте и красоте которой поражались окружающие, родилась в 1812 году и вышла замуж за поэта пятнадцатилетней девочкой. Никто не мог подумать, что их брак прервется смертью Александра Грибоедова всего через несколько недель, трагическая весть приведет впоследствии к преждевременным родам и смерти их ребенка, а сама Нино Александровна будет носить траур по супругу всю свою 45-летнюю жизнь. Она — дочь великого поэта Грузии Александра Чавчавадзе — посвятила свою жизнь памяти Грибоедова. За эту верность безмерно уважавшие ее земляки называли Нину Чавчавадзе Черной розой Тифлиса. 
Грибоедов с посольством погиб, когда приехал в Тегеран представиться Фетх Али-шаху. На посольство было организовано нападение. Тело его было сильно изуродовано, но опознано по ранению на кисти правой руки. Грибоедов похоронен в Тбилиси, в пантеоне Мтацминда, рядом похоронена его верная жена.
За свою короткую жизнь этот человек сумел снискать славу и почет на долгие века в сердцах потомков, был признан и современниками как талантливый поэт и не менее талантливый государственный деятель. 
Иранские власти в целях урегулирования конфликта преподнесли в дар российскому царю огромный алмаз «Шах», ограненный изумрудами и сапфирами, который и сейчас хранится в Кремле.
Здесь, неподалеку от памятника, было московское жилище поэта, а именно на Мясницкой улице в доме № 42. 
Авторы памятника скульптор А. А. Мануйлов и архитектор  А. А. Заварзин создали памятник к 130-летию трагической гибели поэта.

«Аннушка»

Прямо перед памятником А. С. Грибоедову — выход из вестибюля стариннейшей станции метро «Чистые пруды». Между ними — конечная остановка (она же — круг) трамваев. Здесь еще ходит трамвай «А», и даже трактир на колесах в виде старинного трамвая, каким и была «Аннушка». «Аннушка» — это ласковое имя дали москвичи трамваю любимого, богатого историей маршрута. Правда, раньше он был не таким. Маршрут появился в 1911 году и в основном ходил по Бульварному кольцу. В конце Бульварного «полукружия» трамвай поворачивал на набережную и шел вдоль Кремля. Так или иначе, маршрут то и дело переносился, разрывался, укорачивался… Любопытно следующее: раньше Бульварное кольцо и называлось «кольцо А».

«Современник»

Вообще-то театр «Современник» — тот самый, легендарный, Ефремовский, «оттепельный» — основан в 1956 году на площади Маяковского. Помните, там, между прочим, и поэтические чтения у памятника Маяковскому проходили в те времена? Реалистичность, современность и демократия — вот главные принципы этого театра. В труппе были свои законы, свой устав. К примеру, решения о приеме пьесы в работу принимались на общих собраниях, там же и главный режиссер Олег Ефремов подвергался открытой критике коллектива. «Вечно живые», «Голый король», «Обыкновенная история», «Декабристы», «Народовольцы», «Большевики», «Чайка» — после этих спектаклей зрители не расходились по домам до утра.
А в здании на Чистых прудах работал тогда кинотеатр «Колизей». Вот это здание и передали «Современнику» в 70-х гг. прошлого века. В то же время Олег Ефремов согласился возглавить труппу МХАТа, а «Современник» возглавила Галина Волчек. В театр пришли и по сей день там работают великолепные Марина Неелова, Валентин Гафт, Лия Ахеджакова, Авангард Леонтьев и другие известные актеры.


Все Статьи