arrow-up arrowright arrowright

Весы Никиты Михалкова

11.10.2016

Мария Ватутина,
Выпускающий редактор журнала «ПРАВОсоветник», член Союза писателей Москвы, член Русского ПЕН-центра, лауреат Бунинской, Тютчевской и других международных литературных премий

При упоминании имени Никиты Михалкова, да впрочем, и любого из рода Михалковых, как правило, публика начинает съеживаться, косо смотреть или презрительно ухмыляться. Никита Михалков — супер неоднозначная личность, фигура общественная, подорвавшая свой авторитет публичной дружбой с властью, прямолинейностью и однозначностью своего патриотического настроя и демонстративного православия, несколько коробящими нас нравоучениями. Но на другой чаше весов — режиссерский гений, великие фильмы и роли, созданные им. Какая чаша перевешивает?

Человек, взявший на себя функцию оракула, духовного наставника общества, мудреца, имеющего право быть услышанным… Друг Президента РФ, руководитель Союза кинематографистов, обладатель всех мыслимых и немыслимых наград, богатый человек, наконец. Представитель древнего дворянского рода, потомок двух великих художников, сын именитых литераторов, брат талантливого режиссера Андрея
Михалкова-Кончаловского.
Кто он для меня, для других людей, благодарных ему за «Неоконченную пьесу для механического пианино», за «Рабу любви», за «Свой среди чужих, чужой среди своих»? Нивелируются ли созданные большим творцом произведения, внесшие вклад в мировую культуру, его личной позицией по общественно-политическим вопросам, его характером? Для меня — нет. Я думаю, что созданное великими мастерами не умаляется ничем, кроме преступления, связанного с человеческой жизнью. Творение отделяется от создателя и не отвечает за его поступки, как сын не отвечает за отца.
А еще бывает так, что благородная осанка и породистый высоко поднятый подбородок принимают за апломб и гордыню. А у человека так голова посажена. Предками.
Никита Михалков родился 21 октября 1945 года, и ему исполняется в этом октябре 71 год — в наше время возраст активности и мужской состоятельности.
У отца нашего героя, известнейшего в СССР детского писателя, Сергея Михалкова, видимо, было время в начале сорок пятого года уделять внимание супруге. Наталья Кончаловская — хочется сказать, глава семейства — была старше своего мужа на десять лет, но когда-то я читала, как юный Сергей добивался ее взаимности, по уши влюбившись в статную красавицу, дочь художника Петра Кончаловского, успевшую побывать замужем и родить дочь. И вот, заготовленный до победы, но родившийся уже после майских салютов, Никита Сергеевич вытащил счастливый билет. Писательская и интеллигентская среда той поры как-то не пренебрегала породой и не утаивала своих родовых корней. Я думаю, что если о своем дворянском происхождении говорить никому не приходило в голову, то уклад жизни, манера жизни — все-таки были светские в самом обширном смысле: это большая дача, это приемы, поездки, словом, определенные блага. Однако у старшего Михалкова были свои весы — с одной стороны, принятые советскими детками и их правильными воспитателями стихи, реально ставшие бестселлерами, а также гимн, который написать не так-то просто, с другой — лояльность к власти и служение партии. Наверное, традиции и уважение к роду привила мать. Михалков часто рассказывает о том, что отец не занимался детьми. Значит, это Наталья Петровна передавала знания и понимание того, что значит порода, искусство, род. А в роду Никиты Сергеевича — прадед Василий Суриков, тот самый, чьи картины знают все русские люди: «Утро стрелецкой казни», «Меншиков в Березове», «Боярыня Морозова», «Взятие снежного городка», «Переход Суворова через Альпы», «Степан Разин». Художник был родом из Красноярска, по матери из знатных казаков, донских казаков, переселившихся в Сибирь с Ермаком. Его дочь Ольга вышла замуж за другого художника — импрессиониста, позже работавшего в более реалистичной манере, Петра Кончаловского, мощного живописца начала ХХ века. Кстати, Петр Кончаловский дожил до 1956 года, был лауреатом Сталинской премии первой степени. Это — линия матери Никиты Сергеевича.
В детстве Никита очень хотел быть актером, учился в Центральной музыкальной школе при Московской консерватории по классу фортепиано, занимался в театральной студии при Драматическом театре имени Станиславского. Очевидно, причиной тяги к кино был старший брат, родившийся на семь лет старше Никиты, уже делавший кинокарьеру. Никита снимался в трех детских фильмах, после школы даже был принят в театр Станиславского, но работы там не нашлось, он поступил в Щукинское театральное училище. Это было уже после съемок в фильме «Я шагаю по Москве». Он учился, а вся страна уже пела песню на слова Геннадия Шпаликова, исполненную молодым Михалковым в фильме Георгия Данелии: «… и я пройти еще смогу соленый Тихий океан и тундру, и тайгу…».
Но звездных детей, которые оправдали позже авансы, выданные им судьбой, тогда, в их поколении, было почему-то много. Гораздо больше, чем сейчас. Вместе с Никитой на курс поступала Анастасия Вертинская. И у нее уже имелась на плечах мантия славы — вся страна любила юную Ассоль, которую сыграла маленькая дочка старого шансонье маэстро Александра Вертинского. Она уже исполнила и героиню «Человека-амфибии» — Гуттиэре. В 1966 году сыграли свадьбу. Прожили в браке пять лет, успев родить сына Степана, который сейчас занимается ресторанной деятельностью. В браке со второй супругой Татьяной — красавицей-моделью советского Дома моделей, родились трое детей: Анна, Артем и Надежда. Все трое выбрали актерскую профессию.
В 1971 году Никита Сергеевич окончил режиссерский факультет ВГИКа (мастерская Михаила Ромма). Дипломной работой стал фильм «Спокойный день в конце войны», сценарий которого был написан Михалковым совместно с Рустамом Ибрагимбековым. Говорят, что в армию Михалкова забрали в ходе борьбы с беспринципностью и безнаказанностью детей номенклатуры. Не берусь утверждать, но год призыва Никиты Михалкова в армию совпадает с годом развода. Может быть, поспособствовали мудрые родители? Так или иначе, в возрасте 27-ми лет он был призван на военную службу, в 1972—1973 годах проходил ее на Камчатке на флоте, на крейсере ТОФ «Михаил Кутузов». Собирал полные залы, участвуя в художественной самодеятельности.
И вот теперь внимание! Свой первый фильм Никита Михалков снял в 1974 году в возрасте 28-ми лет! Двадцати восьми, господа! И это был ни много ни мало — «Свой среди чужих, чужой среди своих». Конечно, сценарий, актерский состав, все достоинства фильма — не только режиссерская заслуга. Но мудрость, многозвучие философских выводов о человеке и времени гражданской войны, о важности и приоритете над мелочностью и корыстью человеческой сути, характера, порядочности, верности — это откуда?
Откуда у представителя московской золотой молодежи советского разлива эта животная самость, мужская тяга к лидерству и свободолюбие, как у его героя в фильме брата «Сибириада» (1979), матерость мелкого дельца в фильме «Вокзал для двоих» (1982) и фальшивая чувственность преувеличивающего свое значение барчика в фильме «Жестокий романс» (1984)? Кстати, в 1984 году Никите Михалкову было присвоено звание народного артиста РСФСР. Перед самым началом «лихих девяностых» Михалков создает свое знаменитое продюсерское объединение «ТриТэ».
И тут же новый шедевр — «Урга — территория любви» (1991) с замечательным Гостюхиным в главной роли.
Я очень благодарна Никите Сергеевичу еще вот за что. Михалков понимал значение крупных творцов, он имел совесть по отношению к ним и нес благодарность несмотря ни на что. И когда он выступал в защиту Сергея Бондарчука или Евгения Матвеева от «перестроечной» критики — он защищал создателей «Войны и мира» и «Любви земной». Это делает ему честь. Режиссер снимает «Утомленные солнцем», «Сибирский цирюльник», снимается в «Статском советнике» по Борису Акунину, в фильме, который он продюсировал. Снимается фильм «12», позже продолжение «Утомленных солнцем».
Его ругают за, якобы, снизившийся уровень художественных достоинств его последних кинолент, особенно «Солнечного удара», снятого по Ивану Бунину. Постоянно обсуждается его публичная манера поучать, в его письмах власти и предложениях по совершенствованию законодательства люди видят только подхалимаж. Но до конца в однозначности и неискренности того, как живет Михалков, я не уверена. Да и никого никогда не сужу.
Михалков — это многочисленные награды и должности в общественных структурах. Он Президент Российского фонда культуры, Председатель правления Союза кинематографистов России, он руководит Международным московским кинофестивалем, Михалков придерживается государственнических, монархических убеждений.
Он является сопредседателем Совета Российского земского движения, членом президиума Всемирного русского народного собора, доверенное лицо президента России В. В. Путина. В копилке Михалкова 43 актерские работы. Среди них такие известные картины, как «Неоконченная пьеса для механического пианино», «Родня», «Портрет жены художника», «Жестокий романс», «Униженные и оскорбленные», «Ревизор», «Жмурки», «Мне не больно» и другие. Никита Михалков написал сценарии к девятнадцати лентам, спродюссировал восемь и срежиссировал 20 фильмов.
Никита Михалков — трижды лауреат Государственной премии РФ. Обладатель «Золотого льва» Венецианского кинофестиваля (1991) и номинант на премию «Оскар» (1993) в категории «Лучший фильм на иностранном языке» за фильм «Урга — территория любви». Лауреат премии «Оскар» (1995) в категории «Лучший фильм на иностранном языке» и Гран-при Каннского кинофестиваля (1994) за фильм «Утомленные солнцем». Обладатель «Специального льва» Венецианского кинофестиваля (2007) за вклад в киноискусство и номинант на премию «Оскар» (2008) в категории «Лучший фильм на иностранном языке» за фильм «12». В принципе, его награды и его посты и должности подсчитать невозможно. Его лучшие фильмы — это высший уровень проявления режиссерского таланта и кладезь недосягаемых актерских работ тех, кто играет в его фильмах. Достаточно вспомнить Нонну Мордюкову в «Родне», Олега Табакова в «Обломове» или Александра Калягина в «Неоконченной пьесе…»
Недавно один мой друг по Фейсбуку — известный драматург — написал несколько строчек, которые меня пронзили. Он написал приблизительно так: «Вчера пересмотрел «Пять вечеров» Михалкова. Готов простить все».


Все Статьи