arrow-up arrowright arrowright

Изменения в налогах, взносах и бухучете с 2021 года

01.12.2020

Виталий СеменихинВиталий Семенихин,

руководитель Эксперт-бюро «Семенихин»

Мы традиционно знакомим читателей с нормами законодательства, вступающими в силу в следующем календарном году, и в настоящем материале расскажем об обновленных нормах налогового и бухгалтерского учета, которыми придется руководствоваться с начала будущего года.

В течение года законодатель вносит множество поправок в законодательство России, которые в большинстве своем начинают применяться уже со следующего календарного года. Не является исключением и 2020 год, поскольку уже имеются изменения в НК РФ и в бухгалтерском законодательстве, которые «заработают» с 01.01.2021.

Так как в рамках одной статьи рассмотреть все имеющиеся на сегодняшний день поправки, вступающие в силу со следующего года, достаточно сложно, то мы остановимся на тех из них, которые представляют интерес для большинства налогоплательщиков,  а именно:

Глава 21 «Налог на добавленную стоимость» НК РФ

Изменения в главе 21 НК РФ в основном касаются льгот по НДС, предусмотренных ст. 149 НК РФ. Так, со следующего года в новой редакции будет действовать пп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ, на основании которого сейчас освобождается от налогообложения передача исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для электронных вычислительных машин (далее — ЭВМ), базы данных, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау), а также прав на использование указанных результатов интеллектуальной деятельности на основании лицензионного договора.

Со 2021 года на основании пп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ в льготном налоговом режиме будет осуществляться передача:

  • исключительных прав на программы для ЭВМ и баз данных, включенных в единый реестр российских программ для ЭВМ и баз данных;
  • прав на использование таких программ и баз данных (включая обновления к ним и дополнительные функциональные возможности), в том числе путем предоставления удаленного доступа к ним через информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет».

То есть в льготном налоговом режиме будет осуществляться передача прав только тех программ и баз данных, которые включены в единый реестр российских программ для ЭВМ и баз данных.

Для справки: актуальная версия данного реестра размещена в Интернете на официальном сайте Минсвязи по адресу https://reestr.minsvyaz.ru/reestr/. Правила ведения указанного реестра утверждены Постановлением Правительства РФ от 16.11.2015 № 1236.

Однако данная льгота применяться не будет, если передаваемые права состоят в получении возможности:

  • распространять рекламную информацию в Интернете или получать доступ к ней;
  • размещать в Интернете предложения о приобретении (реализации) товаров, работ, услуг и имущественных прав;
  • вести поиск информации о потенциальных покупателях и продавцах или заключать сделки.

В части передачи исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау), а также прав на использование указанных результатов интеллектуальной деятельности на основании лицензионного договора льгота будет сохранена — она просто «перекочует» в новый пп. 26.1 п. 2 ст. 149 НК РФ благодаря вступлению в силу Закона № 265-ФЗ.

Введение таких поправок направлено на поддержание и развитие IT-отрасли.

Кроме того, объем льгот, перечисленных в ст. 149 НК РФ, будет сокращен. Так, утратят силу пп. 32 п. 2 и пп. 28.1 п. 3 ст. 149 НК РФ, которые действуют до 01.01.2021.

На основании первой из указанных норм сейчас освобождаются от НДС:

  • услуги по реализации иностранными лицами прав на проведение чемпионата мира FIA «Формула-1», включающих в себя право на популяризацию мероприятия и право называть мероприятие российского этапа указанного чемпионата «Чемпионат мира FIA «Формула-1»;
  • рекламные услуги, реализуемые организацией, которая приобрела вышеуказанные права, на территории объекта «Трасса для проведения шоссейно-кольцевых автомобильных гонок серии «Формула-1» в Имеретинской низменности и объекты инфраструктуры, обеспечивающие ее функционирование» в городе Сочи.

Вторая с 01.03.2020 позволяет не уплачивать НДС при безвозмездном оказании услуг по предоставлению эфирного времени и (или) печатной площади в соответствии с Законом РФ о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» (далее — Закон РФ № 1-ФКЗ).

Кроме того, будет прекращено действие льготы, предусмотренной пп. 35 п. 3 ст. 149 НК РФ, в силу которой освобождается от НДС реализация племенных животных и племенной продукции (Письмо Минфина России от 10.01.2017 № 03-07-14/80120). Утратит силу и пункт 19 ст. 150 НК РФ, на основании которого по 31.12.2020 включительно освобождается от налогообложения ввоз в Россию племенных животных и племенной продукции.

В ст. 146 НК РФ в обновленной редакции будет действовать пп. 15 п. 2, на основании которого пока не признаются объектом налогообложения по НДС операции по реализации имущества и (или) имущественных прав должников — банкротов.

С 01.01.2021 на основании пп. 15 п. 2 ст. 146 НК РФ из-под налогообложения НДС будут выведены операции по реализации товаров (работ, услуг) и (или) имущественных прав должников — банкротов, в том числе, товаров (работ, услуг), изготовленных и (или) приобретенных (выполненных, оказанных) в процессе осуществления хозяйственной деятельности после признания должников в соответствии с законодательством РФ несостоятельными (банкротами).

Такие изменения в ст. 146 НК РФ внесены Законом № 320-ФЗ, благодаря чему из-под налогообложения НДС будет выведена и текущая деятельность должников — банкротов.

Произойдут изменения и в части применения ставок налога. Поскольку пп. 6 п. 2 ст. 164 НК РФ утратит силу, то по общей ставке НДС будут облагаться внутренние воздушные перевозки пассажиров и багажа (кроме услуг, указанных в пп. пп. 4.1—4.3 п. 1 ст. 164
НК РФ), которые сейчас облагаются налогом по ставке налога в размере 10%.

Со следующего года основанием для получения вычета у организаций розничной торговли, выплачивающих иностранным гражданам компенсации по так называемой системе tax free, несколько изменятся правила применения вычета по товарам, приобретенным иностранцами и вывезенным за границу (п. 4.1 ст. 171 НК РФ).

Сейчас основанием для получения вычета по выплаченной компенсации служит бумажный документ (чек) с отметкой таможни, а со следующего года такой документ можно будет оформлять и в электронном формате.

Такие изменения в ст. ст. 169.1, 171 и 172 НК РФ внесены Законом № 220-ФЗ.

Глава 23 «Налог на доходы физических лиц» НК РФ

В первую очередь отметим, что со следующего года в главе 23 НК РФ изменится налогообложение НДФЛ доходов по ценным бумагам, о чем говорят редакции ст. ст. 214.1 и 217 НК РФ, обновленные Законом № 102-ФЗ.

Из действующей редакции п. 7 ст. 214.1 НК РФ вытекает, что доходы в виде процента (купона, дисконта), полученные по обращающимся облигациям российских организаций, номинированным в рублях и эмитированным после 01.01.2017, не включаются в доходы по операциям с ценными бумагами.

С 01.01.2021 в ст. 214.1 НК РФ таких исключений не будет.

В свою очередь утратит силу и абз. 4 п. 17.2 ст. 217 НК РФ, на основании которого сейчас выведены из-под налогообложения НДФЛ доходы в виде дисконта, получаемые при погашении обращающихся облигаций российских организаций, номинированных в рублях и эмитированных после 01.01.2017.

Следовательно, с начала следующего года доходы в виде дисконта, полученные гражданином при погашении обращающихся облигаций российских организаций, номинированных в рублях (независимо от даты эмиссии) будут облагаться НДФЛ. То же самое касается процента и купона.

Платить НДФЛ придется и с суммы процентов по государственным казначейским обязательствам, облигациям и другим государственным ценным бумагам бывшего СССР, государств — участников Союзного государства и субъектов РФ, а также по облигациям и ценным бумагам, выпущенным по решению представительных органов местного самоуправления. Сейчас названные проценты освобождены от уплаты НДФЛ на основании п. 25 ст. 217 НК РФ, который с начала следующего года также утратит силу.

Кроме того, утратит силу и п. 30.1 ст. 217 НК РФ, в соответствии с которым с 01.03.2020 до 01.01.2021 освобождаются от НДФЛ доходы, полученные членами избирательных комиссий с правом решающего голоса, работающими в комиссиях не на постоянной (штатной) основе, работниками Федерального центра информатизации при Центральной избирательной комиссии РФ, а также гражданами, работающими по гражданско-правовым договорам, в виде сумм, выплачиваемых им за выполненные работы, оказанные услуги, непосредственно связанные с подготовкой и проведением общероссийского голосования (п. 3 ст. 6 Закона № 68-ФЗ).

При этом в ст. 217 НК РФ появится и новая норма, согласно которой со следующего года от НДФЛ будут освобождены доходы, полученные в период до 01.01.2029 от продажи электрической энергии, произведенной на объектах микрогенерации, принадлежащих налогоплательщику на праве собственности или ином законном основании (п. 28.1 ст. 217 НК РФ, введенный Законом № 459-ФЗ).

Кроме того, со следующего года изменятся правила налогообложения процентных доходов по банковским вкладам (остатках на счетах) граждан, находящихся в российских банках, о чем говорит редакция ст. 214.2 НК РФ, обновленная Законом № 102-ФЗ.

Сейчас налогообложение таких доходов зависит от статуса вкладчика, так как у резидентов РФ налог взимается по ставке в размере 35%, а у нерезидентов — в размере 30%.

При этом налогом облагаются не все проценты, а только та их часть, которая:

  • по рублевым вкладам превышает проценты, начисленные исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ, увеличенной на 5%, действующей в течение периода их начисления;
  • по вкладам в иностранной валюте превышает проценты, начисленные исходя из 9% годовых.

Со следующего года налог с процентных доходов по вкладам в российских банках свыше 1 млн руб. резиденты и нерезиденты будут платить одинаково по ставке 13%. При этом налогом будет облагаться совокупный процентный доход по всем вкладам (остаткам на счетах) в российских банках, выплаченный физическому лицу за налоговый период (календарный год), за минусом необлагаемого процентного дохода.

В качестве последнего будет использоваться величина, определяемая как произведение 1 млн руб. и ключевой ставки ЦБ РФ, действующей на 1 января соответствующего календарного года.

В составе совокупного процентного дохода вкладчика не будут учитываться проценты по рублевым вкладам, начисляемые по ставке 1% годовых, а также по счетам эскроу. Процентные доходы, выплаченные вкладчику по счетам в иностранной валюте, для целей НДФЛ будут пересчитываться в рубли по официальному курсу ЦБ РФ, действующему на дату их получения. Обращаем ваше внимание на то, что новые правила взимания НДФЛ с процентных доходов по вкладам будут применяться к процентам, полученным физическим лицом в 2021 году, а значит, впервые уплачивать НДФЛ с таких доходов граждане будут только в 2022 году.

Причем декларировать сумму налога не придется, так как рассчитывать сумму налога будут налоговики на основании сведений, предоставляемых банками не позднее 1 февраля года, следующего за отчетным годом. Уплачивать сумму налога физические лица будут на основании уведомления налогового органа в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим годом

Для справки: о том, как будет уплачиваться НДФЛ с процентных доходов по вкладам, подробно рассказано в Разъяснении Минфина России «Об уплате НДФЛ с процентных доходов по вкладам», опубликованном на сайте https://www.nalog.ru по состоянию на 02.04.2020.

Также, с 01.01.2021 у налогоплательщиков НДФЛ появится возможность представлять в составе налоговых деклараций по НДФЛ заявление о зачете (возврате) суммы излишне уплаченного налога, на что указывает п. 4 ст. 229 НК РФ, обновленный Законом № 325-ФЗ.

Глава 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ

Из перечня доходов налогоплательщика, не учитываемых при налогообложении прибыли, по понятным причинам «исчезнут» доходы в виде стоимости эфирного времени и (или) печатной площади, безвозмездно полученных налогоплательщиками в соответствии с Законом РФ № 1-ФКЗ, поскольку с 01.01.2021 пп. 40.1 п. 1 ст. 251 НК РФ утратит силу.

Также утратит силу пп. 57 п. 1 ст. 251 НК РФ, позволяющий сейчас организациям, попавшим под действие санкций, названных в данном пункте, не учитывать для целей налогообложения прибыли доходы от реализации акций (долей), на что указывает и Письмо Минфина России от 26.02.2019 № 03-03-06/1/12470 (п.6 ст. 9 Закона № 335-ФЗ).

Одновременно утратят силу пп. 48.11 и пп. 48.22 (в редакции Закона № 335-ФЗ) ст. 270 НК РФ, запрещающие сейчас учитывать расходы, связанные с названными доходами.

С 01.01.2021 на основании пп 48.22 ст. 270 НК РФ не будут учитываться для целей налогообложения прибыли расходы в виде стоимости акций, доходы от реализации которых не учитываются при определении налоговой базы в соответствии с пп. 54 п. 1 ст. 251 НК РФ.
В п. 2 ст. 256 НК РФ будет расширен перечень амортизируемого имущества, которое амортизировать нельзя. К такому имуществу, благодаря вступлению в силу п. 10 ст. 1 Закона № 195-ФЗ, будут отнесены объекты основных средств, в отношении которых налогоплательщик использовал право на применение налогового вычета в соответствии со ст. 343.6 НК РФ.

Утратит силу п. 6 ст. 259 НК РФ, в силу чего организации, осуществляющие деятельность в области информационных технологий, будут списывать расходы на приобретение электронно-вычислительной техники (далее — ЭВТ) в общем порядке — путем начисления амортизации. Сейчас такие компании могут признавать затраты на приобретение ЭВТ материальными расходами и включать их в состав расходов единовременно. Забегая вперед, отметим, что с 01.01.2021 две категории организаций, работающие в IT-отрасли, смогут уплачивать налог на прибыль по пониженным ставкам, на что указывают п. п.1.15, 1.16, введенные в ст. 284 НК РФ Законом № 265-ФЗ.

Из состава расходов на НИОКР будут исключены расходы на приобретение исключительных прав на изобретения, полезные модели или промышленные образцы по договору об отчуждении либо прав использования указанных результатов интеллектуальной деятельности по лицензионному договору в случае использования указанных прав исключительно в научных исследованиях и (или) опытно-конструкторских разработках (утратит силу пп. 3.1 п. 2 ст. 262 НК РФ (п. 3 ст. 2 Закона № 166-ФЗ)).

С начала следующего года в целях поддержки печатных СМИ и предприятий полиграфии до 30% будет увеличен размер налогооблагаемых потерь по устаревшей или потерявшей товарный вид печатной продукции. Сейчас в расходы по налогу на прибыль можно отнести не более 10% стоимости тиража такой продукции. Такие изменения в пп. 44 п. 1 ст. 264 НК РФ появятся благодаря Закону № 323-ФЗ.

В ст. 288 НК РФ со следующего года будет предусмотрен специальный порядок определения доли прибыли по обособленным подразделениям, применять который будут налогоплательщики, уплачивающие налог на прибыль по ставкам, отличным от общих, и ведущие для этих целей отдельный учет доходов и расходов.

Глава 25.3 «Государственная пошлина» НК РФ

В п. 1 ст. 333.33 НК РФ появятся размеры государственной пошлины за выдачу свидетельства о регистрации лица, совершающего операции:

  • с этаном (3 500 руб.);
  • по переработке СУГ (сжиженные углеводородные газы) (3 500 руб.).

Такие изменения внесены Законом № 321-ФЗ.

Благодаря Закону № 197-ФЗ с 10. 01. 2021 в п. 1 ст. 333.33 НК РФ будет предусмотрена госпошлина за внесение сведений о юридическом лице в государственный реестр ломбардов (1 500 руб.).

Кроме того, со следующего года в случае переоформления лицензии по нескольким основаниям, требующим уплаты разной по размеру государственной пошлины, будет уплачиваться наибольшая по размеру государственная пошлина. На что указывает пп. 92 п. 1 ст. 333.33 НК РФ в редакции Закона № 379-ФЗ.

Утратит силу и п. 4 ст. 333.35 НК РФ, позволяющий сейчас «физикам», подающим заявление о совершении юридически значимых действий и уплачивающим госпошлину через портал Госуслуг, платить ее с учетом понижающего коэффициента в размере 0,7 (п.3 ст. 2 Закона № 221-ФЗ).

Глава 26.2 «Упрощенная система налогообложения» НК РФ

Со следующего года для налогоплательщиков, применяющих УСН, в главе 26.2 НК РФ появятся новые правила в части утраты права на применение указанного спецрежима.

Сейчас «упрощенцы» теряют право применения УСН, если по итогам года или любого отчетного периода:

  • размер их дохода превысил 150 млн руб.;
  • средняя численность работников превысила 100 человек.

Контролировать критерии доходов и численности организации и индивидуальные предприниматели будут и с 2021 года.

Однако предельные значения указанных критериев станут иными. Предельный размер доходов возрастет до 200 млн руб. (при этом данная величина будет индексироваться на коэффициент-дефлятор), а средняя численность работников увеличится до 130 человек.

Следовательно, с 2021 года налогоплательщик, применяющий УСН, будет утрачивать право применения УСН, если за год или любой отчетный период его доходы и (или) численность работников превысят новые пороговые значения.

В этом случае налогоплательщик, применяющий УСН, автоматически переводится на общую систему налогообложения с того квартала, в котором допущено превышение.

Но чтобы переход на иной режим налогообложения был плавным, с 01.01.2021 предусмотрен своего рода переходный период для тех налогоплательщиков, у которых превышение стандартных критериев доходов и численности& (150 млн руб. и 100 человек) будет незначительным.

Если по итогам отчетного (налогового) периода доходы налогоплательщика превысят 150 млн руб., но не достигнут 200 млн руб., а количество персонала превысит 100 человек не более, чем на 30 человек, то налогоплательщик сохранит право применения УСН, однако уплачивать налог будет по повышенным ставкам в размере:

  • 8% — при «доходной» УСН;
  • 20% — при «доходно-расходной» УСН.

Причем если превышение доходов и (или) численности возникло в первом квартале года, то платить налог по повышенной ставке «упрощенец» будет в течение всего года. Если же превышение возникло позднее, то повышенная ставка будет применяться к разнице между налоговой базой за текущий отчетный (налоговый) период и налоговой базой за отчетный период, предшествующий кварталу, когда имело место превышение порогового значения доходов (численности).

Такие поправки в главу 26.2 НК РФ внесены Законом № 266-ФЗ.

В связи с появлением возможности сохранения УСН при незначительном превышении доходов и (или) численности персонала будет скорректирован и порядок исчисления налога и авансовых платежей (ст. 346.21 НК РФ в редакции Закона № 266-ФЗ).

Действие п. 4 ст. 346.20 НК РФ, на основании которого предприниматели, применяющие УСН, отвечающие определенным условиям, с 2015 года могут использовать так называемые «двухлетние налоговые каникулы», то есть применять нулевую ставку налога, будет продлено до 01.01.2024 (п. 3 ст. 2 Закона № 477-ФЗ).

Кстати, заметим, что аналогичное изменение предусмотрено и в главе 26.5 «Патентная система налогообложения» НК РФ, на что указывает п. 3 ст. 346.50 НК РФ, действие которого также продлено до 01.01.2024.

Кроме того, благодаря Закону № 266-ФЗ, в ст. 346.18 «Налоговая база» НК РФ будет прямо закреплено, что если по итогам отчетного (налогового) периода сумма расходов превышает сумму доходов, то применительно к этому отчетному (налоговому) периоду налоговая база принимается равной нулю. По понятным причинам пользоваться данной нормой смогут лишь налогоплательщики, применяющие «доходно — расходную» УСН.

При этом обязанность уплаты минимального налога, а также возможность переноса убытка на будущее будут сохранены.

Глава 26.3 «Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности» НК РФ

С 01.01.2021 в НК РФ сократится количество специальных налоговых режимов, действующих сегодня в Российской Федерации, поскольку глава 26.3 НК РФ утратит силу (п. 8 ст. 5 Закона № 97-ФЗ).

Поэтому фирмам и коммерсантам, применяющим ЕНВД, уже сейчас нужно подумать о том, как они будут уплачивать налоги с так называемых «вмененных» видов бизнеса, и подготовиться к переходу на иную систему налогообложения.

Глава 26.5 «Патентная система налогообложения НК РФ

Со следующего года изменится состав видов деятельности, в отношении которых предприниматели могут применять ПСН. Благодаря Закону № 8-ФЗ претерпят изменения виды деятельности, названные в:

  • пп. 8 п. 2 ст. 346.43 НК РФ — вместо «услуг фотоателье, фото- и кинолабораторий» к патентным видам деятельности будут отнесены только «услуги в области фотографии»;
  • пп. 15 п. 2 ст. 346.43 НК РФ — вместо «услуг по обучению населения на курсах и по репетиторству» патентным видом деятельности будут выступать «услуги в сфере дошкольного образования и дополнительного образования детей и взрослых»;
  • пп. 31 п. 2 ст. 346.43 НК РФ — здесь «услуги поваров по изготовлению блюд на дому будут заменены на «услуги по приготовлению и поставке блюд для торжественных мероприятий или иных событий»;
  • пп. 49 п. 2 ст. 346.43 НК РФ — из данной нормы будут исключены услуги по перегонке и выпасу скота;
  • пп. 54 п. 2 ст. 346.43 НК РФ — вместо «производства плодово-ягодных посадочных материалов, выращивания рассады овощных культур и семян трав» патентным видом деятельности будет считаться «растениеводство, услуги в области растениеводства».

Кроме того, в п. 2 ст. 346.43 НК РФ будет введен новый вид «патентной» деятельности — «животноводство, услуги в области животноводства».

Со следующего года субъекты РФ смогут объединять виды предпринимательской деятельности в области животноводства и растениеводства, включая услуги в этих видах деятельности, в отношении которых может применяться ПСН, в единый патент с установлением единого потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода, на что указывает пп. 5 п. 8 ст. 346.43 НК РФ, введенный Законом № 8-ФЗ.

Помимо указанных изменений, в следующем году будут расширены основания для утраты права на применение ПСН.

Действующая редакция пп. 2 п. 6 ст. 346.45 НК РФ предполагает, что предприниматель теряет право применения ПСН только в том случае, если в налоговом периоде количество наемных работников превысило 15 человек. С 01.01.2021 будет введено дополнительное основание — участие в договоре простого товарищества или в договоре доверительного управления имуществом.

По логике применения ПСН это предполагалось и ранее, но со следующего года это будет прямо предусмотрено нормами главы 26.5 НК РФ.

Глава 28 «Транспортный налог» и глава 30 «Земельный налог» НК РФ

С 01.01.2021 регионы не будут устанавливать сроки уплаты транспортного и земельного налога организациями, на что указывают ст. ст.  356, 387 НК РФ в редакции Закона № 325-ФЗ.

Уплачивать транспортный налог и налог на землю организации будут в срок не позднее 1 марта следующего года, а авансовые платежи по налогу — не позднее последнего числа месяца, следующего за отчетным периодом (п.1 ст. 363 НК РФ, п. 1 ст. 397 НК РФ, обновленные Законом № 325-ФЗ).

Поскольку данные изменения в главах 28 и 30 НК РФ начнут действовать с 01.01.2021, то транспортный и земельный налог за 2020 год организации должны будут уплатить не позднее 01.03.2021.

Так как с начала следующего года ст. 363.1 НК РФ и 398 НК РФ утратят силу, то у организаций обязанность представления налоговых деклараций по «транспорту» и «земле» будет отменена (п. 17 ст. 1 Закона № 63-ФЗ).

В целях обеспечения полноты уплаты транспортного и земельного налога налоговики будут информировать организации, владеющие транспортными средствами и земельными участками, о суммах начисленного налога за прошедший год, ведь все необходимые данные они получают автоматически из соответствующих регистрирующих органов. Если по факту организация заплатит налог в меньшем размере, чем положено, то налоговая инспекция выставит ей требование об уплате налога. То есть, по сути, налоговая инспекция будет взаимодействовать только с недобросовестными налогоплательщиками, что значительно сократит издержки на оформление и представление налоговой отчетности для остальных участников налоговых отношений.

Подтверждает это и ФНС России в Информации «О сокращении налоговой отчетности по имущественным налогам организаций», размещенной на сайте https://www.nalog.ru 17.04.2019.

Глава 34 «Страховые взносы» НК РФ

В первую очередь отметим, что с 01.01.2021 утратит силу пп. 8.1 п. 1 ст. 422 НК РФ, в соответствии с которым с 01.01.2020 до конца 2020 года не облагаются страховыми взносами суммы, выплачиваемые членам избирательных комиссий с правом решающего голоса, работающим в комиссиях не на постоянной (штатной) основе, работникам Федерального центра информатизации при Центральной избирательной комиссии РФ, а также гражданам, работающим по гражданско-правовым договорам, за выполненные ими работы, оказанные услуги, непосредственно связанные с подготовкой и проведением общероссийского голосования.

В связи с реформированием IT-отрасли в главе 34 НК РФ с 01.01.2021, благодаря Закону № 265-ФЗ, для определенных организаций, работающей в данности сфере, будут предусмотрены пониженные страховые взносы, суммарный размер которых составит 7,6%.

Пониженные тарифы страховых взносов смогут применять российские:

  • IT-компании, имеющие документ о государственной аккредитации организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий, отвечающие условиям п. 5 ст. 427 НК РФ;
  • организации, осуществляющие деятельность по проектированию и разработке изделий электронной компонентной базы и электронной (радиоэлектронной) продукции, отвечающие условиям, названным в п. 14 ст. 427 НК РФ.

Уплачивать страховые взносы такие организации будут по следующим тарифам:

  • на обязательное пенсионное страхование (далее — ОПС) — 6%;
  • на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (далее — ВниМ), (в том числе по выплатам в пользу иностранных сотрудников, лиц без гражданства и временно пребывающих в России) — 1,5%;
  • на обязательное медицинское страхование (далее — ОМС) — 0,1%.

Кроме того, со следующего года в главе 34 НК РФ на постоянной основе будут закреплены нормы, продлевающие меры государственной поддержки, предусмотренные для субъектов малого предпринимательства, в связи с пандемией коронавирусной инфекции по применению пониженных тарифов на уплату страховых взносов.

Напомним, что в соответствии со ст. 6 Закона № 102-ФЗ для организаций и предпринимателей — работодателей, имеющих статус СМП, с 01.04.2020 совокупный размер тарифа страховых взносов уменьшен с 30% до 15%.

То есть с указанной даты названные субъекты платят страховые взносы с использованием следующих тарифов:

  • на ОПС в размере 10%;
  • на ОМС в размере 5%;
  • на ВНиМ в размере 0%.

При этом пониженные тарифы применяются только к той части выплат, которая в каждом месяце превышает минимальный размер оплаты труда.

Для справки: напоминаем, что с 01.01.2020 размер МРОТ составляет 12 130 руб. (ст. 1 Федерального закона от 27.12.2019 № 463-ФЗ). В Информации ФНС России, размещенной на сайте https://www.nalog.ru 29.04.2020., сказано, что величина МРОТ является фиксированной. Ее размер не увеличивается на районные коэффициенты и процентные надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, которые предусмотрены трудовым законодательством и являются частью оплаты труда работников.

Право применения пониженных тарифов субъектами малого предпринимательства с 2021 года закреплено п. 17 ст. 427 НК РФ, а их размеры на 2021 год определены п. 2.1 ст. 427 НК РФ, введенным Законом № 102-ФЗ.

В ст. 430 НК РФ будут установлены размеры фиксированных платежей по взносам на ОПС и ОМС для плательщиков страховых взносов, не производящих выплат и иных вознаграждений физическим лицам, в число которых входят индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, и т. д.

Размер взносов на ОМС у данной категории плательщиков страховых взносов составит:

  • в 2021 — 8 426 руб.;
  • в 2022 — 8 766 руб.;
  • в 2023 — 9 119 руб.

В части страховых взносов на ОПС порядок их определения останется прежним: если объем доходов не превысит 300 000 руб., то указанная категория плательщиков страховые взносы на ОПС будет уплачивать в фиксированном размере, который составит:

  • в 2021 — 32 448 руб.;
  • в 2022 — 34 445 руб.;
  • в 2023 — 36 723 руб.

При большем объеме доходов дополнительно к фиксированному размеру взносов придется уплатить 1% с суммы превышения. Аналогичными размерами фиксированных платежей будут пользоваться КФХ (крестьянско-фермерские хозяйства) при уплате страховых взносов на ОПС и ОМС в целом по КФХ.

Такие изменения в ст. 430 НК РФ внесены Законом № 322-ФЗ.

Кроме того, в главе 34 НК РФ перестанет действовать п. 8 ст. 431 НК РФ, в соответствии с которым правильность расходов на оплату больничных листов осуществляют территориальные органы ФСС РФ (Закон № 243-ФЗ).

Одновременно с п. 8 ст. 431 НК РФ утратят силу и положения п. п. 2, 9 и 16 названной статьи.

Эти поправки связаны с тем, что с 2021 года работодатели не будут осуществлять выплаты страхового обеспечения по обязательному социальном страхованию на случай ВНиМ, эти выплаты на всей территории РФ будут производиться исключительно территориальными органами ФСС РФ.

Уже подготовлен проект Постановления Правительства РФ «О предельной величине базы для исчисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и на обязательное пенсионное страхование с 1 января 2021 года» согласно которому предельные размеры баз для исчисления страховых взносов с 01.01.2021 будут установлены в размере:

  • 966 000 руб. (на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством);
  • 1 465 000 руб. (на обязательное пенсионное страхование).

Изменения в сфере бухгалтерского учета

В отличие от поправок, внесенных в налоговое законодательство, изменений в сфере бухгалтерского учета относительно немного.

В первую очередь отметим, что в следующем году, то есть при сдаче бухгалтерской отчетности за 2020 год, организации, имеющие статус субъекта малого предпринимательства, будут наравне с другими организациями сдавать бухгалтерскую отчетность в электронном виде, так как возможность выбора между бумажной и электронной формой отчетности была предусмотрена для них только для отчетности за 2019 год (п. 4 ст. 2 Федерального закона от 28.11.2018 № 444-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О бухгалтерском учете»).

Для справки: напоминаем, что электронная отчетность в налоговую инспекцию сдается организациями в порядке, утвержденном Приказом ФНС России от 13.11.2019 № ММВ-7-1/569@ «Об утверждении Порядка представления экземпляра составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности и аудиторского заключения о ней в целях формирования государственного информационного ресурса бухгалтерской (финансовой) отчетности».Форматы представления годовой отчетности утверждены Приказом ФНС России от 13.11.2019 № ММВ-7-1/570@ «Об утверждении форматов представления экземпляра составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности и аудиторского заключения о ней в виде электронных документов в целях формирования государственного информационного ресурса бухгалтерской (финансовой) отчетности».

Во-вторых, с 2021 года организации, отличные от организаций бюджетной сферы, в обязательном порядке начнут применять федеральный стандарт бухгалтерского учета ФСБУ 5/2019 «Запасы», утвержденный Приказом Минфина России от 15.11.2019 № 180н «Об утверждении Федерального стандарта бухгалтерского учета ФСБУ 5/2019 «Запасы».

На это указывает и Информационное сообщение Минфина России от 10.04.2020 № ИС-учет-27 «Новое в бухгалтерском законодательстве: факты и комментарии».

Соответственно утратят силу следующие бухгалтерские документы:

  • Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01, утвержденное Приказом Минфина России от 09.06.2001 № 44н;
  • Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденные Приказом Минфина России от 28.12.2001 № 119н;
  • Методические указания по бухгалтерскому учету специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды, утвержденные Приказом Минфина России от 26.12.2002 № 135н.

Кроме того, с 01.01.2021 у организаций внебюджетной сферы появится возможность досрочного применения таких ФСБУ, как ФСБУ 6/2020 «Основные средства» и ФСБУ 26/2020 «Капитальные вложения», на что указывает п. 2 Приказа Минфина России от 17.09.2020 № 204н «Об утверждении Федеральных стандартов бухгалтерского учета ФСБУ 6/2020 «Основные средства» и ФСБУ 26/2020 «Капитальные вложения».

С 01.01.2021 организации бюджетной сферы будут применять нормы следующих ФСБУ государственных финансов:

  • «Нематериальные активы», утвержденного Приказом Минфина России от 15.11.2019 № 181н «Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета государственных финансов «Нематериальные активы»;
  • «Затраты по заимствованиям», утвержденного Приказом Минфина России от 15.11.2019 № 182н «Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета государственных финансов «Затраты по заимствованиям»;
  • «Совместная деятельность», утвержденного Приказом Минфина России от 15.11.2019 № 183н «Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета государственных финансов «Совместная деятельность»;
  • «Выплаты персоналу», утвержденного Приказом Минфина России от 15.11.2019 № 184н «Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета государственных финансов «Выплаты персоналу»;
  • «Информация о связанных сторонах», утвержденного Приказом Минфина России от 30.12.2017 № 277н «Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Информация о связанных сторонах»;
  • «Непроизведенные активы», утвержденного Приказом Минфина России от 28.02.2018 № 34н «Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Непроизведенные активы».

Учитывая это, организациям уже сейчас нужно начать подготовку по переходу на названные ФСБУ и ФСБУ государственных финансов. С 01.01.2021 начнет действовать Порядок ведения реестра аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемой организации аудиторов, утвержденный Приказом Минфина России от 29.06.2020 № 122н «Об утверждении Порядка ведения реестра аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемой организации аудиторов и контрольного экземпляра реестра аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемых организаций аудиторов, а также перечней включаемых в них сведений».

В заключение отметим, что Указанием Банка России от 19.05.2020 № 5460-У расширен план счетов бухгалтерского учета для кредитных организаций.

С 01.01.2021 в плане счетов для кредитных организаций появятся такие активные счета, как:

  • 32130 «Приобретенные права требования по договорам на предоставление (размещение) денежных средств»;
  • 47817 «Права требования, приобретенные по договорам финансирования под уступку денежного требования и иным договорам, к кредитным организациям».

Кроме того, появится и новый пассивный счет — 40102 «Единый казначейский счет».


Все Статьи