arrow-up arrowright arrowright

Как пройти к Матронушке

15.10.2011
Мария Ватутина, 
член Союза писателей России, 
выпускающий редактор журнала «ПРАВОсоветник»

Этот вопрос мне приходилось слышать часто: была ли я на Крестьянской или Рогожской заставе или на Таганке. Со всех сторон света едут к Матроне Московской люди, едут в одиночку и целыми семьями. По Москве ходят сказочные слухи о том, как помогла Матрона зачать ребенка, найти счастье в семье, отвести беду. Возле Покровского женского монастыря море цветов, женщины несут в обитель гвоздики. Абельмановская застава живет особой жизнью, ведь к Матроне стали приезжать паломники целыми автобусами из далеких уголков России. Люди верят, что Матрона поможет. Мне — помогла.

Покровский монастырь

Ныне Покровский женский ставропигиальный монастырь притягивает к себе как магнит своей главной чудотворной святыней — ракой с мощами святой Матроны, иконами, которые имеют к ней непосредственное отношение и тоже — по слухам — являются чудотворными. 
Но сам Покровский монастырь имеет гораздо более глубокую историю, т. к. основан он в 1635 году царем Михаилом Федоровичем Романовым, первым Романовым на троне, в память о преставлении его отца. Дело в том, что отец царя Михаила — знаменитый патриарх Филарет — умер на Покров, вот в честь этого события и назван монастырь Покровским. Основан он был как мужской. 
Строительство, которое завершилось только в 1655 году, велось на средства, выделенные сыном основателя монастыря царем Алексеем Михайловичем из «комнатной» царской суммы, т. е. из денег, которые царь получал с аренды собственных земель. Отсюда взялось продержавшееся довольно долго название самого монастыря — «комнатный».
Женским монастырь стал только во второй половине ХХ века. На территории монастыря «побывало» много храмов — одни были разобраны в годы бедности монастыря, другие сгорели, были разрушены французами в отечественную войну 1812 года, многие не сохранились в советское время. Появлялись и новые храмы. 
В конце XIX века, примерно в 1870 году, монастырь был преобразован в Покровский миссионерский монастырь. В нем был создан миссионерский институт для подготовки монашествующих, желающих направиться в просветительские миссии. 
Важно другое — изначальное предназначение монастыря и окрестностей. Знаете, как его называли с самого основания? «Покрова на Убогих домах». 
Итак, что же такое Убогие дома? В самом начале XVII века здесь, на пустом поле, среди рощ и садов за Покровскими или Болванскими воротами, на месте монастыря, да и после его строительства — вокруг — находилось большое кладбище для бездомных, утонувших, убитых, казненных, замерзших и умерших без покаяния. 
Кстати, первоначально здесь было зарыто тело Лжедмитрия I — Григория Отрепьева. После таинственного исчезновения его труп был отыскан снова, сожжен как труп колдуна и «выстрелян» из пушки в ту сторону, откуда самозванец явился на Русь. 
Нищих и бездомных сюда свозили со всех окрестностей Москвы. Они получали свое последнее пристанище в «скудельницах», создаваемых по примеру села (поля) скудельнича, т. е. «земли крови» в Иерусалиме. Убогие дома были сараями с ямниками, куда клали тела убогих, странников, застигнутых внезапной или насильственной смертью, которые оставались без напутствия святыми Тайнами перед кончиной. Они оставались здесь без погребения до седьмого четверга по Пасхе, или до Покрова Божией Матери (вследствие поверия по сказанию Прп. Максима Грека, что «погребения ради утопленного и убитого, бывают плодотлительные стужи земных прозябений»). 
Православная Церковь издавала особые правила, кого хоронить в Убогих домах. 
Так, Патриарх Филарет в 1619 году установил там хоронить без отпевания тех, «которые вина обопьются, или зарежутся, или с качелей убьются, или, купаючись, утонут, или сами себя отравят, или иное какое дурно сами над собою учинят». В Убогие дома нередко подкидывали незаконно рожденных младенцев, которые потом воспитывались сторожами этих усыпальниц — божедомами, или приемными родителями. 
Собором 1548 года было установлено «совершать общее поминовение по всех скончавшихся внезапною смертью». В синодики вносились для поминовения и положенные в скудельницах.
На Троицкую родительскую субботу и в праздник Покрова к Убогим домам из окрестных соборов и монастырей бывал крестный ход для совершения общей панихиды. Сюда шло духовенство, сопровождаемое толпами народа. Многие привозили к Убогим домам гробы, приносили саваны и рубахи и погребали безвестных усопших. Они не знали имен поминаемых, но верили, что Бог слышит и знает, за кого воссылаются к Нему чистые, искренне христианские молитвы. Воистину велико было человеколюбие русских людей, участвовавших в этом деле благочестия. После панихиды они раздавали милостыню нищим на помин погребенных. 
Убогие дома прекратили свое существование во время московской чумы, когда были учреждены особые кладбища, и запрещено было хоронить при приходских церквях, кроме Андрониковского и Покровского монастырей. В первом погребали преимущественно дворян, а в последнем — духовных лиц, купцов и мещан.
Большую часть своей истории монастырь был заштатным, т. е. средства к существованию братия должна была добывать самостоятельно, не получая ничего (или почти ничего) из «штатных» церковных денег. Так или иначе, но монастырь вплоть до конца XVIII века жил крайне небогато, старая ограда обветшала, храмы — тоже. Только в 1790-х гг. у монастыря появились богатые благотворители из купцов. В XIX — начале XX вв. монастырское кладбище было усыпальницей московского купечества.
Покровский храм был построен в 1806—1810 гг. и освящен в 1814 году. Это широкое здание в стиле классицизма, со световой ротондой под куполом и с простыми, но величественными фронтонами по бокам. В его приделе Св. Ионы были погребены дети грузинского царя Георгия XIII, грузинский митрополит Иона, княгиня Кайхосро Абашидзе.
Закрыт монастырь был в 1920 году, на территории монастыря был разбит парк культуры и отдыха — Таганский. А вот на месте уже когда-то срытого кладбища стали строить в 90-х годах прошлого века многоэтажки и обнаружили множество человеческих останков. То, что нашли, — захоронили и отпели. То, что не нашли, осталось в земле — прямо под жилыми домами. 
Монастырь вновь учрежден в 1994 году. 4 апреля 1998 года Святейшим Патриархом Алексием II совершено освящение трех приделов Покровского храма, первого этажа и поднятие крестов на купола Воскресенского и Покровского храмов.
Весной 1998 года состоялось еще одно долгожданное и радостное для верующих событие — вынос обретенных останков блаженной старицы Матроны с Даниловского кладбища (8 марта) и, после освидетельствования, перенесение в Покровский монастырь (1 мая). 
Ровно через год после перенесения останков блаженной старицы Матроны в Покровскую обитель, 2 мая 1999 года, при служении Святейшего Патриарха Алексия II состоялось ее торжественное причисление к лику святых. 

Матрона

Матронушка — так ласково называют ее люди. Популярность у Матроны не дешевая, не пустая. И во время своей земной жизни Матрона принимала людей, узнавших о ее даре, и сейчас люди обращаются к ее памяти, к ее мощам и иконам с ее изображением (а такие иконы теперь стоят даже в храмах, далеких от Москвы). И просящий получает помощь. Существует множество фильмов, книг, свидетельств о чудесах, совершаемых по молитве Матроне. Кто хочет — верит, кто не готов — пусть сомневается, пусть думает, что все это совпадение. 
По ее молитвам совершались исцеления немощных, расслабленных, страждущих от болезней душевных и телесных. Ее пророчества и предсказания помогли многим людям избежать опасности и гибели, найти верный путь в непростых обстоятельствах. До наших дней сохранились многочисленные свидетельства об этих чудесных событиях. 
После ее праведной кончины, последовавшей в 1952 году, к могиле праведной Матроны на Даниловском кладбище приходило множество людей, почитание почившей росло, совершались чудеса и исцеления. 

Матрена Дмитриевна Никонова

Блаженная старица Матрона, урожденная Матрена Дмитриевна Никонова, родилась 9 (22) ноября 1885 года, умерла 2 мая 1952 года, она является святой Русской православной церкви.
Родилась она в деревне Себино Епифанского уезда (ныне Кимовского района) Тульской губернии. Село это расположено километрах в двадцати от знаменитого Куликова поля. Была четвертым ребенком в семье и родилась слепой. Матрона была не просто слепая, у нее совсем не было глаз. Похоже, она была лишним, нежеланным ребенком, т. к. и троих детей семье было прокормить нелегко. Наталья и Дмитрий Никоновы сначала хотели оставить слепую дочь в приюте, но мать передумала после того, как ей приснился необыкновенный сон: белая птица необычайной красоты, но слепая, села на ее груди. Наталья Никонова решила, что сон был вещий. 
При крещении девочка была названа Матроной в честь преподобной Матроны Константинопольской, греческой подвижницы V века, память которой празднуется 9 (22) ноября. При ее крещении, по преданию, случилось много знамений, так что священник отец Василий произнес: «Этот младенец будет свят». 
О жизни Матрены известно, прежде всего, из книги Зинаиды Ждановой «Сказание о житии блаженной старицы Матроны». Сказание сообщает, что уже с 8 лет Матрена лечила больных и предсказывала будущее. Она чувствовала приближение опасности, предвидела стихийные и общественные бедствия. К ней стали ходить и ездить посетители. К избе Никоновых шли люди, тянулись подводы, телеги с больными из окрестных сел и деревень, со всего уезда, из других уездов и даже губерний. Привозили лежачих больных, которых девочка поднимала на ноги. Желая отблагодарить Матрону, они оставляли ее родителям продукты и подарки. Так девочка, вместо того чтобы стать обузой для семьи, стала ее главной кормилицей.
Господь дал ей духовное зрение. Еще в младенчестве по ночам, когда родители спали, она пробиралась в святой угол, каким-то непостижимым образом снимала с полки иконы, клала их на стол и в ночной тишине играла с ними. Она почти все свое время проводила в соседней с домом церкви. 
Девочку часто дразнили дети, даже издевались над ней: стегали крапивой, зная, что она не увидит, кто именно ее обижает. Они сажали ее в яму и с любопытством наблюдали, как она на ощупь выбиралась оттуда и брела домой. 
В 18 лет у нее отнялись ноги. До конца дней своих она была «сидячей». И сидение ее — в разных домах и квартирах, где она находила приют, — продолжалось еще пятьдесят лет.
Дочь местного помещика Лидия Янькова, брала Матрону с собой в паломничества: в Киево-Печерскую лавру, Троице-Сергиеву лавру, в Петербург, другие города и святые места России. До нас дошло предание о встрече Матроны со святым праведным Иоанном Кронштадтским, который по окончании службы в Андреевском соборе Кронштадта попросил народ расступиться перед подходящей к солее 14-летней Матроной и во всеуслышание сказал: «Матронушка, иди-иди ко мне. Вот идет моя смена — восьмой столп России». 
Еще в раннем возрасте Матрона предсказала революцию, как «будут грабить, разорять храмы и всех подряд гнать». Образно она показывала, как будут делить землю, хватать с жадностью наделы, лишь бы захватить себе лишнее, а потом все бросят землю и побегут кто куда. Земля никому не нужна будет.
Около 1925 года Матрена перебралась в Москву, братья ее вступили в партию. Жила она, где придется, без прописки, несколько раз чудом избежала ареста. Вместе с ней жили и ухаживали за ней послушницы — хожалки. Она становится бездомной странницей. Жила Матрона до войны на Ульяновской улице у священника Василия, мужа ее послушницы Пелагеи, пока он был на свободе. Жила на Пятницкой улице, в Сокольниках (в летней фанерной постройке), в Вишняковском переулке (в подвале у племянницы), жила также у Никитских ворот, в Петровско-Разумовском, гостила у племянника в Сергиевом Посаде (Загорске), в Царицыно. Дольше всего (с 1942 по 1949 год) она прожила на Арбате, в Староконюшенном переулке. Здесь, в старинном деревянном особняке жила односельчанка Матроны Е. М. Жданова с дочерью Зинаидой. 
Внешне жизнь ее текла однообразно: днем — прием людей, ночью — молитва. Подобно древним подвижникам, она никогда не укладывалась спать по-настоящему, а дремала, лежа на боку, на кулачке. Так проходили годы.
Когда началась война, старица просила всех приходящих к ней приносить ивовые ветки. Она их ломала на палочки одинаковой длины, очищала от коры и молилась. Ее ближние вспоминали, что пальцы ее были в ранках. Матрона могла духовно присутствовать в различных местах, для ее духовного взора пространства не существовало. Она часто говорила, что бывает невидимо на фронтах, помогает нашим воинам. Она передала всем, что в Тулу немцы не войдут. Ее пророчество оправдалось.
Существует версия, что, когда появилась угроза захвата Москвы в 1941 году, к Матрене приезжал Иосиф Сталин. Она тогда сказала ему: «Русский народ победит, победа будет за тобой. Из начальства один ты не выедешь из Москвы». Эта предполагаемая встреча изображена на иконе «Матрона и Сталин», но это выдуманная история. В целом версия не соответствует общеизвестным фактам про святую Матрону. 
Во время войны много было случаев, когда она отвечала приходившим на их вопросы — жив или нет. Кому-то скажет — жив, ждите. Кому-то — отпевать и поминать.
Какой запомнилась Матрона близким людям? С миниатюрными, словно детскими, короткими ручками и ножками, сидящей, скрестив ножки, на кровати или сундуке. Пушистые волосы на прямой пробор. Крепко сомкнутые веки. Доброе светлое лицо. Ласковый голос.
Она утешала, успокаивала болящих, гладила их по голове, осеняла крестным знамением, иногда шутила, порой обличала и наставляла. Она не была строгой, была терпима к человеческим немощам, сострадательна, тепла, участлива, всегда радостна, никогда не жаловалась на свои болезни и страдания. Матушка не проповедовала, не учительствовала. Давала конкретный совет, как поступить в той или иной ситуации, молилась и благословляла. Матушка наставляла, что лечиться нужно обязательно. Тело — домик, Богом данный, его нужно ремонтировать. Бог создал мир, травы лечебные, и пренебрегать этим нельзя.
Помимо всего прочего, она предсказала свою смерть за 3 дня, продолжая принимать людей в свои последние дни. Скончалась 2 мая 1952 года в подмосковном городке Сходня. Похоронена на Даниловском кладбище в Москве; могила стала местом неофициального паломничества. 8 марта 1998 года эксгумирована, перенесена и помещена в специальную гробницу (раку) в храме на территории Покровского монастыря.
Блаженная предсказывала: «После моей смерти на могилку мою мало будет ходить людей, только близкие, а когда и они умрут, запустеет моя могилка, разве изредка кто придет... Но через много лет люди узнают про меня и пойдут толпами за помощью в своих горестях и с просьбами помолиться за них ко Господу Богу, и я всем буду помогать и всех услышу». 

Все Статьи