arrow-up arrowright arrowright

Легендарные исполнительницы эпохи

13.03.2014
В мартовском номере мне захотелось рассказать вам о двух женщинах. Это певицы. Многие из читателей их не знают: имена за давностью лет стерлись из памяти. Но во времена молодости моих героинь была в моде песня, которая как нельзя лучше подходит для сегодняшнего времени. Там были слова П. Беранже в переводе Д. Ленского:

Сказать ли вам, старушка эта
Как двадцать лет тому жила!
Она была мечтой поэта,
И слава ей венок плела.
Когда она на сцене пела,
Париж в восторге был от ней.
Она соперниц не имела...
Подайте ж милостыню ей!

Песню «Нищая» превосходно исполнял Вадим Козин. Но память — не милостыня, а дань уважения. Эти женщины оставили нам ни с чем несравнимый подарок: они оставили нам великие песни.

«Белая цыганка» Анастасия Вяльцева 

Высокий сильный голос, пожалуй, слишком высокий для современного уха. Светлое лицо женщины средних лет с забранными наверх волосами.  Анастасия Дмитриевна Вяльцева — исполнительница старинных русских и цыганских романсов и песен. Крестьянская дочь, известная на всю Россию певица, одна из основательниц российской эстрады. 
Родилась 1 марта 1871 года в Орловской губернии, в крестьянской семье. Однако же весь ее утонченный облик порождал слухи, что Вяльцева незаконнорожденная дочь графа Орлова, у которого служил лесничим дед певицы по матери. 
После смерти отца переехала с матерью в Киев, из-за нехватки денег на билет — поплыли со сплавщиками леса на плотах. В мастерской дамских нарядов за вышиванием девочка напевала знакомые мелодии. Потом она работала в гостинице, и судьба свела ее с известной певицей Серафимой Бельской, которая способствовала тринадцатилетней девочке выйти на сцену. Настя поступила в опереточную труппу и в начале 1890-х годов оказалась в Петербурге. В одном из спектаклей Малого Петербуржского театра юной певице доверили спеть романс. Сорвав шквал аплодисментов, Вяльцева очаровала публику. 
Петербургский адвокат Н. И. Холева искренне увлекся певицей и предложил девушке поддержку в развитии ее дара. Она брала уроки, даже ездила для этого в Италию и почти три года не выходила на сцену. Однако она выступала в салонах с исполнением романсов. Услышавший ее антрепренер и директор театра Щукин пригласил ее на первые роли в Москву. 
В 1897 году состоялся ее первый сольный концерт в театре «Эрмитаж». Бисировали по двадцать раз на некоторые романсы. Ей стали поклонятся. Это была определенная магия и голоса, и обворожительной улыбки, и всей внешности Вяльцевой, и ее способности пленять публику. Она дарила радость, и каждому в зале казалось, что она поет только для него. Это из ее уст впервые публика услышала: «Не уходи, побудь со мною». 

Вяльцева гастролирует в собственном роскошном вагоне, лишь немногим уступающем царскому, с апартаментами для себя, купе для аккомпаниатора и других сопровождающих, с ванной, кухней, ледником и людской для прислуги. В годы гражданской войны в этом вагоне ездил адмирал Колчак, а потом Василий Блюхер. 
Она дает 2—3 сольных концерта в год в Петербурге с прибылью до 20 тысяч рублей за вечер, выпускает пластинки, покупает поместье, доходные дома. Но вместе с этим она ожесточенно работает, тратит себя безжалостно, отдает весь свой дар людям. После тяжелого воспаления легких она едет на очередные гастроли и лишается чувств прямо на концерте в Курске, но продолжает гастроли, и вскоре вообще лишается сил выходить на сцену. Врачи диагностируют рак крови. Муж Вяльцевой полковник 
Бискупский выступает донором крови, но это не помогает. В 1913 году Анастасия Вяльцева умирает. За гробом шло 150 тысяч человек.
Она старалась никогда не включать в свой репертуар грустных песен, она несла людям не просто свой талант, а радость жизни. Послушайте ее записи, и вы почувствуете это. Она пела для всех, в том числе и для нас с вами.

«Курский соловей» Надежда Плевицкая

Современница и соперница Вяльцевой по сцене Надежда Плевицкая выступала, прежде всего, как собирательница и исполнительница исконно русских народных песен. Надежда Плевицкая — менее эксцентричная, расчетливая, в ней больше природного, исконного. Артисты конца девятнадцатого — начала двадцатого веков порой достигали популярности современных нам «Битлз», Мадонны или Майкла Джексона. Но по другой причине: в отсутствие телевидения, во многом лишь в начальной стадии развития кинематографа, особенно в глубинке России, эстрадное искусство, те же пластинки — это самый доступный для людей способ простого и понятного развлечения, удовлетворения незамысловатых эстетических потребностей. Домашнее, знакомое лицо с приветливой улыбкой. В косынке, подхватывающей волосы сзади. 
Родилась Надежда Плевицкая (Винникова) в Курской губернии 17 января 1884 года в многодетной крестьянской семье. Пела она с детства. Как и у Вяльцевой, отец умер рано, пришлось Наде идти в поденщицы, а позже мать отвезла ее в Троицкий девичий монастырь. Оттуда, как и Анастасия Вяльцева, Надежда попала в Киев, подалась в хор Липкиной, став ученицей. Она уже давно хотела стать певицей. Там-то и заметил ее директор московского ресторана «Яр» Судаков. Позвал. Порядки у труппы были строгие, в ресторан московские купцы привозили жен, неприличий на сцене не допускалось. 
В балетной труппе Штейна, где некоторое время работала Надежда, она встретилась с бывшим солистом балета Варшавского театра Эдмундом Плевицким, вышла за него замуж.
После того как дебют в Москве оказался успешным, Надежда подписала контракт с Нижегородской ярмаркой, а там ее заметил сам Леонид Собинов. С ним она впервые выступила на большой сцене Нижегородского оперного театра. Она быстро стала знаменитой. Ее имя встало на один уровень с именем Федора Шаляпина, а сам он высоко ценил ее талант. Ей аккомпанирует Сергей Рахманинов. Она снимается в кино. 
Она неоднократно приглашается в Царское село, поет перед Николаем II и всей царской семьей народные песни. 

Царь низко опускает голову, плачет. Царская чета одаривает ее дорогими ювелирными подарками. Там же Плевицкая встретила поручика Кирасирского Ее Величества полка В. А. Шангина. Это была любовь с первого взгляда. 
В начале Первой мировой Плевицкая едет за возлюбленным в действующую армию, поет для солдат, а позже становится сиделкой в военном госпитале, поет для раненых в лазаретах и на передовой. В. Шангин в 1915 году пал смертью храбрых.
После революции она остается в Москве. Она не помышляет об эмиграции, однако в 1919 году, разъезжая по передовой Красной армии, она попадает за линию фронта и оказывается у белых. Она поет на передовой, и ей аплодируют и красные, и белые. Там и произошла роковая встреча с Николаем Скоблиным, тогда еще полковником Корниловского полка Добровольческой армии. Он на девять лет ее младше. Отважный полковник влюбляется в певицу, предлагает ей выйти за него замуж. Надежда Плевицкая соглашается. К концу гражданской войны Николай Скоблин произведен в генералы, командует дивизией. 
После поражения белой армии Плевицкая и Скоблин оказываются в лагере для перемещенных под Стамбулом. Плевицкая поет для военных, а они буквально носят ее на руках. Плевицкая уговаривает мужа вернуться на родину. Большевики издают в это время Декрет об амнистии, создана организация «Союз возвращения на Родину». Но Скоблин, пользовавшийся большим уважением в среде эмиграции, согласия не дал. Плевицкая гастролирует, поет во многих европейских столицах для русской диаспоры. В 1927 году она едет с концертами в Америку, а на концерт приглашает консульских представителей новой России. В рядах эмиграции разразился большой скандал. 
Обосновались супруги во Франции. Жизнь их, как общественная, так и личная, не очень заладилась. Хотя Плевицкая выступала в парижском ресторане. В это время военными организациями русской эмиграции заинтересовался Иностранный отдел НКВД. Бывший однополчанин Скоблина, работавший теперь на ОГПУ, вошел в доверие обоих и предложил генералу вернуться на родину, где у того оставался брат, а Плевицкую ждала всенародная слава. Через некоторое время Скоблин письменно заверил советское правительство в своем желании вернуться в Советский Союз. 
В 1931 году супруги были амнистированы ВЦИК, а в ответ дали подписку о сотрудничестве с ОГПУ, что они и делали семь лет подряд, став основным источником информации о РОВС, мечтавшей о «крестовом походе» на Россию, предотвратив террористическую деятельность на территории СССР. В 1937 году ОГПУ решает выкрасть одного из руководителей РОВС генерала Миллера, ратовавшего за тесное сотрудничество с нацистской Германией, для суда над ним в СССР. Миллер был похищен, но успел разоблачить Скоблина, которому, в свою очередь, удалось исчезнуть. В том же году он погиб при нацистской бомбардировке в Барселоне. 
А вот Надежда Плевицкая была арестована французской полицией и осуждена на
20 лет каторги, по сути, отвечая за деятельность мужа. Она все обвинения отрицала, но была признана виновной. В 1940 году Надежда Васильевна Плевицкая умерла в каторжной тюрьме города Ренн. 
Шипит старая граммофонная запись. Из динамиков льется сильный грудной голос, раздается эмоциональное пение. Многие ее песни нам, как ни странно, знакомы, их пели и Лидия Русланова, и Людмила Зыкина, и Александра Стельченко. «Раскинулось море широко», «По диким степям Забайкалья», «Ухарь-купец», «Помню, я еще молодушкой была». Но эта граммофонная запись — первородное, исконное пение. Оживает целая эпоха, в воображении возникают люди, которые жили при этой музыке, окруженные голосами выдающихся женщин. 

Все Статьи